Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2025 по делу N 88-13425/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 18.02.2025 N 33-185/2025 (УИД 13RS0025-01-2024-001931-59)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения территориальной комиссии и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что спорным решением ответчика истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 18.02.2025 N 33-185/2025 (УИД 13RS0025-01-2024-001931-59)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения территориальной комиссии и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что спорным решением ответчика истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
При этом сохранение за К.О.А. регистрации по адресу: <адрес> до 21 августа 2024 г. об обратном не свидетельствует, поскольку регистрация по месту жительства носит лишь уведомительный характер и не влияет на жилищные правоотношения в ситуации, когда истец и его брат, являясь членами семьи собственника жилого помещения - своего отца, и, сохраняя право бессрочного пользования указанным помещением, членами семей друг друга не являются в отсутствие доказательств, подтверждающих возможность проживания кого-либо из членов семьи истца К.Е.А. в жилом здании, принадлежащем его брату, что позволило бы сделать вывод об улучшении жилищных условий истца и наличии права пользования данным помещением, а также учета 1/2 доли помещении, расположенного по адресу: <адрес> при расчете нуждаемости для получения единовременной социальной выплаты
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2025 г. N 33-185/2025
Дело N 2-1540/2024
УИД 13RS0025-01-2024-001931-59
Судья Аитова Ю.Р.
Докладчик Пужаев В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Куманевой О.А. и Селезневой О.В.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2025 г. в г. Саранске гражданское дело по иску К.Е.А. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе истца К.Е.А. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2024 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
К.Е.А. обратился в суд к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия с иском о признании незаконным решения заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указал, что решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02 апреля 2014 г. N 1 он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии, оформленным протоколом от 02 июля 2024 г. N ПР-171-6-3-29/83 ЕСВ он снят с очереди на получение единовременной социальной выплаты на основании
подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369,
пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение принято по тем основаниям, что истцом не были представлены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности зарегистрированного совместно с заявителем члена его семьи - К.О.А. (брата истца) жилых помещений, в связи с чем ответчиком указано на отсутствие возможности произвести расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи в соответствии с
пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, и как следствие, определить право заявителя и членов его семьи состоять на учете для получения получение единовременной социальной выплаты в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Вместе с тем, указанные сведения не были представлены истцом по уважительным причинам, а именно по причине того, что истец со своим братом К.О.А. находился в плохих отношениях и тот отказался предоставить данные сведения истцу.
Полагает, что ответчиком, в порядке взаимодействия между организациями, сведения о наличии у К.О.А. прав на недвижимое имущество могли быть истребованы самостоятельно, без обращения с соответствующим запросом к истцу.
Кроме того, указывает на то, что его брат К.О.А. с 2016 года перестал быть членом его семьи, так как, оставаясь зарегистрированным по постоянному месту жительства совместно с истцом, в квартире родителей по адресу: <адрес>, с 2016 года по настоящее время с супругой и детьми проживает по другому адресу.
В качестве обстоятельств, повлекших снятие истца с учета, ответчиком указано на выявление сведений не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для его постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Между тем, доказательств тому, что при постановке истца на учет представлены сведения, не соответствующие действительности, послужившие основанием для принятия на учет истца, ответчиком не представлено. Основанием для постановки на учет является факт нуждаемости в жилом помещении. Данное обстоятельство изменений не претерпело в период всего нахождения его на учете. Выбытие в 2016 году из членов его семьи брата не могло сказаться на его праве на получение единовременной социальной выплаты, поскольку он как с учетом брата, так и без него, продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на получение данной выплаты.
Также указывает на то, что поскольку его брат К.О.А. перестал быть членом его семьи с 2016 года, наличие или отсутствие в его собственности недвижимого имущества, не должно учитываться при решении вопроса о его праве на получение ЕСВ.
Просил суд признать незаконным решение заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия оформленное протоколом собрания N ПР-171-6-3-29/83 от 02 июля 2024 г., обязать Главное управление МЧС России по Республике Мордовия восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2024 г. в удовлетворении исковых требований К.Е.А. отказано.
Определением того же суда от 22 ноября 2024 г. в мотивировочной части решения исправлена описка, определено считать правильным указание фамилии и инициалов сына К.О.А. - "ФИО30" вместо неверно указанных ФИО31, также считать верным указание на то, что ФИО32 является сыном третьего лица К.О.А.
В апелляционной жалобе с дополнениями к ней истец К.Е.А. ссылается на то, что сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет или сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, в обжалуемом протоколе не установлено. На момент принятия К.Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла менее 15 кв. м.
Судом не дано оценки доказательствам, подтверждающим, что К.О.А. не проживает в квартире родителей с 2016 г., а также объяснениям самого К.О.А., волеизъявление собственников помещения на вселение в указанную квартиру брата истца не устанавливалось. Кроме того, ответчик имел возможность самостоятельно получить сведения о проживании К.О.А., являющегося сотрудником ГУ МЧС России.
Указывает о том, что судом не исследовались юридически значимые обстоятельства по делу.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, К.И.Н., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей К.И.Е. и К.С., К.О.Д., К.А.Н. не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании
части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца К.Е.А. и его представителей адвоката Толмачева С.В., Терешкина Ю.Н., представителя Главного управления МЧС России по Республике Мордовия С., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, К.О.А., судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что К.Е.А. с 01 сентября 2000 г. по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности начальника пожарно-спасательной
части N 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 02 апреля 2014 г. N 1 по рассмотрению вопросов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - Территориальная комиссия Главного управления МЧС России по Республике Мордовия) К.Е.А. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13 января 2014 г. в составе трех человек в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому сотруднику предоставляется единовременная социальная выплата при условии, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (т. 1, л.д. 12-14).
Решением Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 02 июля 2024 г., оформленное протоколом N ПР-171-6-3-29/83 ЕСФ пересмотрено учетное дело К.Е.А., принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты (т. 1, л.д. 15-22).
В обоснование принятого решения Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия указано, что заявителем при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве членов семьи отражены: супруга, сын, мать, отец и брат заявителя - К.О.А., при этом не представлены документы, содержащие информацию о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений в отношении лиц, членом семьи которых является К.Е.А.
Вследствие отсутствия в материалах учетного дела необходимых документов в отношении К.О.А. (как на момент подачи К.Е.А. заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с комплектом документов в 2014 году, так и на текущий момент) произвести расчет и определить общую площадь жилого помещения, приходящуюся на 1 члена семьи не представляется возможным и как следствие, не представляется возможным определить право заявителя и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренного
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (поскольку не представляется возможным определить нуждаемость (обеспеченность) заявителя и его семьи) (т. 1, л.д. 15-22).
Не согласившись с указанным решением комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, К.Е.А. обратился в суд с настоящим иском, приводя в нем доводы о несогласии с данным решением.
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что сведений о том, что брат истца перестал быть членом его семьи в территориальную комиссию своевременно не представлено, при этом при постановке на учет брат указан в качестве члена семьи истца, придя к выводу о законности и обоснованности действий ответчика по снятию К.Е.А. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты ввиду отсутствия возможности установить нуждаемость в обеспечении жилым помещением.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствовало право на улучшение жилищных условий путем предоставления единовременной социальной выплаты на момент принятия решения о снятии истца с учета ввиду превышения учетной нормы на одного члена семьи.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы истца.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 этого Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (
пункт 2 части 3 статьи 4 данного Закона).
На основании
части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 названного Закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 указанной статьи, иные лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут быть признаны членами семьи сотрудника.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Также
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно
приложению N 3 к указанным Правилам.
К заявлению прилагаются заверенные надлежащим образом следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние пять лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации); з) копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации); и) копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана); к) справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенку сотрудника, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; л) копии документов, подтверждающих регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета сотрудника и членов его семьи.
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В соответствии с
пунктом 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими
Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 10 и
14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты содержат исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Как следует из заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 января 2014 г. указаны члены семьи К.Е.А., зарегистрированные и проживающие с ним совместно по месту жительства по адресу: <...> - К.А.Н. (отец), К.О.Д. (мать), К.И.Н. (жена), К.И.Е. (сын), К.О.А. (брат) (т. 1, л.д. 2 учетного дела).
К заявлению приложены следующие документы: копии паспорта заявителя К.Е.А. и его жены К.И.Н., паспортов собственников жилого помещения К.А.Н., К.О.Д., свидетельство о рождении К.Е.А.; свидетельство о рождении ФИО34., копия служебного удостоверения К.Е.А.; копия послужного списка; копия свидетельства о заключении брака; справка из БТИ от 31 октября 2013 г. об отсутствии у К.Е.А., его супруги и сына зарегистрированной недвижимости; справка о регистрации, выписка из домовой книги, справка о состоянии лицевого счета; выписка из лицевого счета за 5 лет; договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и свидетельство о регистрации права на указанную квартиру, свидетельство о государственной регистрации права квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 3-48 учетного дела).
Также в учетном деле имеются уведомления Управления Росреестра по Республике Мордовия от 06 декабря 2013 г., поступившие по запросу работодателя, об отсутствии у К. (Г.), ФИО37 К.Е.А. прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации (т. 1, л.д. 49-52 учетного дела).
Кроме того, в учетное дело К.Е.А. представлен финансово-лицевой счет в отношении домовладения Г., расположенного по <адрес> где в период с 23 января 1981 по 13 мая 2011 г. была зарегистрирована К. (Г.), а также выписка из домовой книги по указанному адресу (т. 1, л.д. 53,54 учетного дела).
Согласно выписке из протокола N 1 от 02 апреля 2014 г. решением Комиссии, проверившей документы, приложенные к заявлению от 13 января 2014 г., К.Е.А. с семьей в составе из 3-х человек (он, жена и сын поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 13 января 2014 г.) (т. 1, л.д. 55-57 учетного дела).
Из протокола следует, что К.Е.А. в настоящее время проживает с женой и сыном в съемной однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> согласно договору найма жилого помещения от 21 ноября 2013 г.
К.Е.А., К.И.Н. и их сын ФИО38 на данный момент зарегистрированы по адресу: <адрес> в двухкомнатной квартире общей площадью 56,2 кв. м, где собственниками являются мать и отец К.Е.А.
Согласно представленным документам К.Е.А., его жена и сын иных помещений, принадлежащих на праве собственности либо занимаемых по договору социального найма, не имеют.
Таким образом, с учетом имеющего жилого помещения, площадью 56,2 кв. м, находящегося в собственности родителей заявителя, членом семьи которых является их сын К.Е.А., проживающий на момент постановки на учет в съемной квартире, комиссия приняла обоснованное решение о постановке на учет сотрудника федеральной противопожарной службы для получения единовременной социальной выплаты на 3-х человек, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв. м с учетом площади спорного жилого помещения.
10 июня 2016 г. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия актуализированы сведения относительно прав на недвижимое имущество заявителя и лиц, членом семьи которых он является.
Так, согласно поступившему по запросу от 06 июня 2016 г. сведениям из Филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Мордовия в собственности К.А.Н. и К.О.Д. находится 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> сведений о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении К.Е.А., К.И.Н. и ФИО59 не имеется (т. 1, л.д. 119-124 учетного дела).
16 декабря 2016 г. К.Е.А. обратился к председателю жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с рапортом, в котором просил дополнить его личное дело на выплату единовременной социальной выплаты, в связи с рождением дочери - ФИО39., <дата> которая также была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> с 16 декабря 2016 г. (т. 1, л.д. 125,126 учетного дела).
На основании вышеуказанного рапорта и свидетельства о рождении ребенка, протоколом заседания территориальной комиссии от 31 января 2017 года N 28 в учетное дело К.Е.А. внесены изменения, установлена для расчета единовременной социальной выплаты, с учетом состава семьи - 4 человека, К.Е.А. площадь в размере 72 кв. м (л.д. 28-29).
Также К.Е.А. представлены справка от 23 марта 2018 г. о совместно зарегистрированных лицах по адресу: <адрес> выписка из домовой книги от 23 марта 2018 г. и копии страховых свидетельств К.Е.А. и членов его семьи (т. 1, л.д. 128,129,130 учетного дела).
28 марта 2018 г. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия актуализированы сведения относительно прав на недвижимое имущество заявителя и членов его семьи, сведений о регистрации прав на недвижимое имущество не имеется (т. 1, л.д. 131-134 учетного дела).
Как следует из выписки из протокола заседания территориальной комиссии от 12 июля 2018 года N 33 К.Е.А. сохранен на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека (т. 1, л.д. 136 учетного дела).
Из протокола следует, что согласно данным полученным из Филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Республике Мордовия жилой площади, находящейся в собственности на территории Российской Федерации у К.Е.А. и членов его семьи не имеется.
В 2019 г. заявителем предоставлены аналогичные сведения о совместно зарегистрированных лицах, выписка из домовой книги, а работодателем запрошены сведения из кадастровой палаты, согласно которым зарегистрированное право на имущество у К.Е.А. и членов его семьи К.И.Н., ФИО42 ФИО41 отсутствует (т. 1, л.д. 138-141 учетного дела).
08 сентября 2020 г. К.Е.А. обратился к председателю жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с рапортом, представив дополнительные документы в отношении себя, супруги и детей, просил дополнить его личное дело, в том числе предоставив уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении себя, жены и детей (т. 2, л.д. 1,13-46 учетного дела).
12 января 2021 г. К.Е.А. обратился к председателю жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с рапортом, в котором подтвердил, что с момента постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты в его учетное дело вносились изменения, в связи с рождением дочери, в котором он сообщил также, что состав семьи не изменился, он имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 47 учетного дела).
28 января 2022 г., 15 сентября 2022 г. К.Е.А. обратился к председателю жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с рапортом, в котором сообщил, что с момента постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты состав семьи не изменился, регистрация по месту жительства его и членов его семьи осталась прежней, жилые помещения на территории Российской Федерации им и членами его семьи не приобретались, в дар не передавались, в наследство в отношении жилого помещения не вступали (т. 2, л.д. 49 учетного дела).
07 июля 2023 г. Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия К.Е.А. направлено уведомление о предоставлении дополнительных документов, где указано, что при наличии зарегистрированного права собственности на иные жилые помещения у собственника (собственников) жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают сотрудник и члены его семьи, дополнительно необходимо представить в территориальную комиссию документы в отношении названных жилых помещений. Одновременно указано, что вследствие непредставления сотрудниками в установленные сроки документов, при пересмотре учетных дел территориальной комиссией будет рассмотрен вопрос об исключении указанной категории лиц и членов их семей из списков сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, ввиду невозможности определения их права состоять на названном учете в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 с учетом
пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (т. 2, л.д. 54-56 учетного дела).
28 июля 2023 г., 06 октября 2023 г. К.Е.А. обратился к председателю жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия с рапортами, представив дополнительные документы в отношении себя, супруги, детей и своих родителей К.А.Н., К.О.Д., в том числе просил дополнить его личное дело сведениями о приобретении его отцом - К.А.Н. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью 29,3 кв. м, приложив лицевой счет N 13 в отношении указанного жилого помещения и выписки из домовой книги, а также представил справку ООО "Саранский информационный центр" от 27 июля 2023 г., из которой следует, что состав зарегистрированных лиц по месту жительства по адресу: <адрес> не изменился (зарегистрированными в жилом помещении значатся: К.А.Н. (отец), К.О.Д. (мать), ФИО44 (сын), ФИО43 (дочь), К.О.А. (брат), К.И.Н. (жена) и К.Е.А. (истец) (т. 2 л.д. 53,59,64,65,71-72 учетного дела).
Письмом Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 03 ноября 2023 г. К.Е.А. уведомлен о необходимости предоставления в территориальную комиссию документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности жилых помещений в отношении брата заявителя - К.О.А., а также выписок из домовых книг и (или) копий финансовых лицевых счетов в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности К.О.А. (при наличии, согласно документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности жилых помещений) (т. 2, л.д. 74-76 учетного дела).
В ответ на указанное требование о предоставлении соответствующих документов, К.Е.А. сообщил, со ссылкой на Федеральный
закон от 14 июля 2022 года N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившей силу
части 14 статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также конфликтные отношения с братом, его отказа в предоставлении указанных документов истцу, ввиду нежелания тратить деньги и время, о невозможности предоставления указанных сведений в отношении своего брата - К.О.А. Также указал, что его брат - К.О.А., оставаясь зарегистрированным в спорной квартире, не является членом его семьи, поскольку создал свою семью, с которой проживает отдельно от истца (т. 2 л.д. 78-79 учетного дела).
Согласно выписке из протокола от 19 февраля 2024 г. N 81 о рассмотрении вопроса о пересмотре учетного дела К.Е.А. и членов его семьи К.Е.А. не представлены запрашиваемые документы в отношении брата К.О.А. При этом в силу положений Жилищного
кодекса Российской Федерации для определения обеспеченности (нуждаемости) общей площадью жилого помещения на одного члена семьи с целью подтверждения наличия/отсутствия права на получение единовременной социальной выплаты, учету подлежит суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику, претендующему на предоставление выплаты, членам его семьи, в том числе лицам, членом семьи которых он является(т. 2 л.д. 82-84 учетного дела).
Решением Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 02 июля 2024 г., оформленное протоколом N ПР-171-6-3-29/83 ЕСФ, пересмотрено учетное дело состоявшего на учете для получения выплаты К.Е.А. и на основании подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 369,
пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на
пункты 5,
11 вышеуказанных Правил (т. 1, л.д. 15-22).
В обоснование принятого решения Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия указано, что заявителем при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве членов семьи отражены: супруга, сын, мать, отец и брат заявителя - К.О.А., при этом не представлены документы, содержащие информацию о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений в отношении лиц, членом семьи которых является К.Е.А.
Вследствие отсутствия в материалах учетного дела необходимых документов в отношении К.О.А. (как на момент подачи К.Е.А. заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с комплектом документов в 2014 году, так и на текущий момент) произвести расчет и определить общую площадь жилого помещения, приходящуюся на 1 члена семьи не представляется возможным и как следствие, не представляется возможным определить право заявителя и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренного
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (поскольку не представляется возможным определить нуждаемость (обеспеченность) заявителя и его семьи) (т. 1, л.д. 15-22).
Давая оценку законности принятого Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия решения о снятии К.Е.А. с соответствующего учета судебная коллегия, прежде всего, принимает во внимание указанные стороной ответчика основания для такого рода решения, а именно положения
подпункта "г" пункта 15 Правил, а также
пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Между тем, из решения Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о снятии К.Е.А. с учета не усматривается, какие сведения представленные истцом, проживавшим на дату постановки на учет (13 января 2014 г.) в жилом помещении по договору найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> сроком с 21 ноября 2013 г. по 21 ноября 2014 г., не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и в представленных документах, послуживших основанием для постановки его на учет, поскольку при постановке на учет указаны как сведения о членах своей семьи, у которых в собственности отсутствует какое-либо помещение, так и совместно зарегистрированных лицах, членом семьи которых он является, по месту жительства его отца и матери, у которых в собственности находится по доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Сведений о каких-либо неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, в решении Территориальной комиссии также не содержится.
Принимая решение о постановке истца на учет, жилищная комиссия не указала на недостатки представленных документов или необходимость представления иных документов, с учетом предоставленных сведений (выписки из домовой книги) о совместно зарегистрированных лицах, сохраняя за К.Е.А. вплоть до 2024 года, то есть в течение 10 лет, право на получение единовременной социальной выплаты под сомнение не ставилось, ответчик регулярно обновлял его личные документы и проверял тем самым нуждаемость в получении единовременной социальной выплаты.
При этом только письмом от 07 июля 2023 г. работодателем сообщается о необходимости предоставить дополнительные документы при наличии зарегистрированного права собственности на иные жилые помещения у собственника жилого помещения, в котором зарегистрированы и проживают сотрудник и члены его семьи. В ответ на данное уведомление К.Е.А. предоставлены сведения о приобретении его отцом, который является собственником жилого помещения, где зарегистрированы истец со своей семьей, жилого помещения, расположенного по адресу<адрес> площадью 29,3 кв. м. Истцом, среди прочего, что стороной ответчика не оспаривалось, в ноябре 2023 года в комиссию направлено письмо о том, что К.О.А. с 2016 года членом его семьи не является и, соответственно, необходимость учитывать его и членов его семьи при расчете нуждаемости, необоснованно.
Указанное стороной ответчика в ходе судебного разбирательства в качестве основания решения о снятии К.Е.А. с учета в качестве нуждающегося на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения факт приобретения братом истца К.О.А. в 2021 году жилого помещения на праве собственности по адресу: <адрес> общей площадью 148 кв. м, которое по мнению суда первой инстанции, должно включаться в расчет нуждаемости членов семьи К.Е.А., путем сложения площадей всех жилых помещений, принадлежащих родителям истца, брату и разделения их на общее количество членов семьи, определенное ответчиком и судом равным восьми (56,2 кв. м +29,3 кв. м +148 кв. м/2 = 74 кв. м/8 = 15,95 кв. м), не может быть принято во внимание, поскольку означало бы вмешательство суда в юрисдикционные полномочия соответствующих органов по принятию тех или иных решений, отнесенных к их компетенции. В рассматриваемом случае Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в качестве основания снятия указал именно
подпункта "г" пункта 15 Правил, а также
пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не иные основаниям, которые могли бы отвечать возникшим между сторонами судебного разбирательства правоотношениям и соответствовать логике суждений и правового обоснования возражений на иск, а также принимаемых ответчиком решений.
Заслуживают внимания также, по мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы о возможности самостоятельного истребования ответчиком сведений о месте фактического проживания брата истца К.О.А., находящихся в его собственности жилых помещений, поскольку тот также является сотрудником Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия, предоставляя в личное дело соответствующие сведения, тем самым не используя даже имеющийся в распоряжении государственных органов механизм межведомственного взаимодействия.
Принимая во внимание позиции вышестоящих инстанций относительного правовых подходов к рассмотрению социальных споров, в том числе застрагивающих права на жилище, исключающих формальный подход к разрешению такого рода жед, в том числе по причине непредоставления государственным органам тех иных документов, при наличии полномочий и правовых механизмов по их истребованию и получению, исключение истца из списка нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по указанному ответчиком основанию, находившегося на момент принятия решения первым в очередности на получение такой выплаты, существенно нарушает права инициатора судебного разбирательства и подлежит защите.
С учетом вышеизложенного, основания снятия с учета К.Е.А., указанные Территориальной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в протоколе N ПР-171-6-3-29/83 ЕСФ от 02 июля 2024 г., а именно подпункт "г" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 369 и
пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения в материалах дела, поскольку проживая в съемной квартире и будучи зарегистрированным в квартире своего отца (собственника), членом семьи которого он является, К.Е.А. предоставил все необходимые сведения, предусмотренные
Пунктом 5 Правил, что является самостоятельным основанием для удовлетворения иска.
Помимо вышеизложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости учета брата заявителя при определении общей площади для определения нуждаемости истца.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В
пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
С учетом окончания срока действия договора найма с 21 ноября 2013 г. 21 ноября 2014 г., в отсутствие сведений о проживании истца с членами своей семьи в ином помещении либо подтверждающих право заявителя на иное помещение, К.Е.А. и члены его семьи - жена и двое детей проживали с вышеуказанной даты по дату снятия с учета по месту регистрации в квартире, принадлежащей отцу и матери по доли в праве общей долевой собственности.
При этом ссылка суда первой инстанции на сохранение за истцом и его братом в результате добровольного отказа от приватизации спорной квартиры права бессрочного пользования данным жилым помещением правового значения не имеет.
Как следует из материалов дела, К.О.А. (брату истца) с 01 ноября 2021 г. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 148 кв. м (т. 2, л.д. 59).
Согласно адресной справке от 06 сентября 2024 г. количество зарегистрированных лиц, имеющих право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> - 4 человека: ФИО45., ФИО52 ФИО46 ФИО47 (т. 1, л.д. 128).
Из свидетельства о заключении брака следует, <дата> между ФИО49 и ФИО48 зарегистрирован брак, <дата> у К.О.А. и ФИО50 родился сын ФИО51 <дата> - дочь ФИО53. (т. 2, л.д. 39,40,41).
Из справки, выданной председателем ТСЖ "<данные изъяты>" ФИО54., выданной гражданину К.О.А., следует, что совместно с ним в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживают его жена ФИО55 сын ФИО56 и дочь ФИО57 (т. 2, л.д. 42).
Также из представленных истцом суду первой инстанции документов следует, что ФИО58 (дочь К.О.А.) с 01 июня 2022 г. по настоящее время посещает <данные изъяты> что в совокупности, по мнению судебной коллегии, подтверждает, вопреки выводам суда первой инстанции, факт проживания брата истца К.О.А. не по месту регистрации с 2016 г. Представленные суду апелляционной инстанции письменные доказательства также свидетельствуют о постоянном проживании брата К.О.А. по вышеуказанному адресу, а не по месту регистрации. К таковым можно отнести сведения об оплате коммунальных услуг, рапорты на имя руководства МЧС России по Республике Мордовия о месте проживания по адресу: <адрес>
При этом сохранение за К.О.А. регистрации по адресу: <адрес> до 21 августа 2024 г. об обратном не свидетельствует, поскольку регистрация по месту жительства носит лишь уведомительный характер и не влияет на жилищные правоотношения в ситуации, когда истец и его брат, являясь членами семьи собственника жилого помещения - своего отца, и, сохраняя право бессрочного пользования указанным помещением, членами семей друг друга не являются в отсутствие доказательств, подтверждающих возможность проживания кого-либо из членов семьи истца К.Е.А. в жилом здании, принадлежащем его брату, что позволило бы сделать вывод об улучшении жилищных условий истца и наличии права пользования данным помещением, а также учета 1/2 доли помещении, расположенного по адресу: <адрес> при расчете нуждаемости для получения единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции, признавая членом семьи истца К.О.А. его брата, о чем никем, помимо прочего, не заявлялось, как при рассмотрении спора, так в ходе проверки нуждаемости К.Е.А., исходил из близкого родства указанных лиц, а также из того, что жилое помещение, в котором проживает истец с детьми, находится в собственности близкого родственника - их отца. Между тем, судом первой инстанции, не учтено что как семья К.Е.О., так и семья его брата К.А.О. после заключения брака представляла самостоятельный субъект семейных отношений и после создания своей семьи дети не остаются автоматически членами семьи своих родителей, в том числе принимая во внимание их проживание в разных жилых помещениях с членами своей семьи.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных в настоящем деле исковых требований К.Е.А., а именно признать незаконным решение Территориальной комиссии о снятии К.Е.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты, обязав ответчика восстановить его на учете с даты первоначальной постановки - 13 января 2014 г.
Руководствуясь
пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2024 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования К.Е.А. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным решение заседания территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом собрания N ПР-171-6-3-29/83 ЕСВ от 02 июля 2024 г.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (ИНН <...>) восстановить К.Е.А. (паспорт сер. <N>) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 13 января 2014 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трех месяцев.
Председательствующий
В.А.ПУЖАЕВ
Судьи
О.А.КУМАНЕВА
О.В.СЕЛЕЗНЕВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 февраля 2025 г.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия В.А. Пужаев