Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2025 N 88-11382/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.03.2025 по делу N 33-839/2025 (УИД 21RS0023-01-2024-002278-88)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании протоколов комиссии, признании членом семьи, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оснований для получения единовременной выплаты истец не утратил, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.03.2025 по делу N 33-839/2025 (УИД 21RS0023-01-2024-002278-88)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании протоколов комиссии, признании членом семьи, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оснований для получения единовременной выплаты истец не утратил, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2025 г. по делу N 33-839/2025
Дело N 2-1886/2024 УИД 21RS0023-01-2024-002278-88
Докладчик Александрова А.В.
Судья Филиппов А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Нестеровой Л.В.,
судей Александровой А.В., Агеева О.В.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению К.А.М., К.М.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике о признании незаконными и отмене протоколов комиссии, признании К.М.А. членом семьи К.А.М. и признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью К.А.М. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе К.А.М., К.М.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
К.А.М., К.М.А. обратились в суд с иском с учетом уточнений к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (ГУ МЧС России по Чувашской Республике) о признании незаконными и отмене протоколов территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим (проходившим) службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от 07.04.2023, N от 20.02.2024, признании К.М.А. членом семьи К.А.М. и признании за К.М.А. права на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет - 04.02.2014, возложении обязанности восстановить семью К.А.М. с составом семьи из 4-х человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что К.А.М. проходил службу в органах Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Решением территориальной комиссии N от 28.04.2014 К.А.М. поставлен на учет очередников для получения единовременной социальной выплаты с 04.02.2014 с составом семьи из 4-х человек, а именно: К.А.М., супруга К.Н., сын - К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Приказом N от 04.10.2021 К.А.М. уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. На основании протокола территориальной комиссии N от 07.04.2023 внесены изменения в учетное дело К.А.М., а именно из состава семьи К.А.М. исключен сын К.М.А., в связи с тем, что последнему исполнилось 23 года, изменено основание для предоставления К.А.М. единовременной социальной выплаты с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ на п. 2 ч. 3 ст. 4 данного закона. На основании протокола территориальной комиссии N от 20.02.2024 К.А.М. с семьей в составе 3-х человек снят с учета очередников, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, в результате которых с 08.04.2016 утрачены основания для получения им единовременной социальной выплаты. С указанными решениями территориальной комиссии истцы не согласны, поскольку К.М.А., как член семьи сотрудника в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи К.А.М. с 04.02.2014, в собственности жилого помещения не имеет и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма; проживает совместно с родителями с рождения, ведет общее хозяйство со всеми членами семьи и после достижения возраста 23-х лет. С даты постановки К.А.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты, его состав семьи не изменился, все члены его семьи зарегистрированы и проживают совместно с ним в доме по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве долевой собственности родителям К.А.М. Имущественных прав на данный жилой дом ни К.А.М., ни члены его семьи, не имеют, также не имеют в собственности жилых помещений, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма и не обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В судебном заседании суда первой инстанции истец К.А.М. исковые требования поддержал, истец К.М.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике, а также третьего лица МЧС России Д. исковые требования не признал.
Третьи лица - администрация Батыревского муниципального округа Чувашской Республики, К.А.А., К.Н., К.М.М., К.Е., К.Д., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2024 года постановлено об отказе в удовлетворении искового заявления К.А.М., К.М.А. к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене протокола N от 20.02.2024 территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим (проходившим) службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о снятии К.А.М. с составом семьи из 3-х человек с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты, о признании незаконным и отмене протокола N от 07.04.2023 территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об исключении из состава семьи К.А.М. сына К.М.А., о признании К.М.А. членом семьи К.А.М. и признании за К.М.А. права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью К.А.М. с составом семьи из 4-х человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С указанным решением суда не согласились истцы К.А.М., К.М.А., которыми подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотиву незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, авторы жалобы указывают, что для целей определения статуса проживающих с сотрудником лиц как членов его семьи следует руководствоваться нормами жилищного законодательства, а именно положениями статьи 31 ЖК РФ. Полагают что К.М.А., являясь сыном сотрудника К.А.М., и проживая с ним в одном жилом помещении не утратил статус члена семьи сотрудника. Отмечают, что Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ N 369 от 24.4.2013, не устанавливают такого основания для снятия с учета для получения единовременной выплаты, как достижение членом семьи совершеннолетнего возраста или 23-х лет в случае получения высшего образования. Ссылаются на то, что изолированное жилое помещение площадью 28 кв. м в индивидуальном жилом доме <адрес> занималось и по настоящее время занимается семьей К-вых на основании договоров безвозмездного пользования от 01.06.2015, 01.05.2018, 01.06.2021, 01.06.2024, которые никем не оспорены и недействительными не признаны, в связи с чем на долю каждого члена семьи приходилось и приходится 7,2 кв. м. Указывают, что семья истцов не является членами семьи собственников жилого дома, проживают раздельно, не имеют общего бюджета, ведут раздельное хозяйство.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца К.А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике, а также третьего лица МЧС России Д., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, с 17.11.1999 по 04.10.2021 К.А.М. проходил службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике.
Решением комиссии от 28.04.2014 (протокол N) К.А.М. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) с 4 февраля 2014 года с составом семьи из 4-х человек: К.А.М., супруга К.Н., сын - К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Комиссией установлена потребность К.А.М. жилой площадью размером 72 кв. м (4 х 18 кв. м). Также Комиссией установлено, что К.А.М. с 28.02.2008 зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 93,80 кв. м. Члены его семьи зарегистрированы в данном доме с 5 сентября 2009 года. Данный дом принадлежит на праве собственности родителям К.А.М. В собственности К.А.М., его супруги, детей, жилых помещений не имеется.
На основании протокола территориальной комиссии N от 07.04.2023 внесены изменения в учетное дело К.А.М. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.А.М. составил 54 кв. м (18 х 3), поскольку его сын К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., достиг возраста 23 лет. Кроме того, изменено основание для предоставления К.А.М. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ на пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным протокола территориальной комиссии N от 07.04.2023 и его отмене, признании К.М.А. членом семьи К.А.М., признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что К.М.А. достиг возраста 18 лет и не обучается в образовательной организации по очной форме обучения, в связи с чем не относится к членам семьи К.А.М. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом положений пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующих обстоятельств.
Так, отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в ГУ МЧС России, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормы которого имеют приоритетное значение при разрешении споров о социальных гарантиях названной категории граждан.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регламентированы статьей 4 поименованного закона, согласно части 1 которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на указанную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3, часть 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что пунктом 3 части 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ регламентировано, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение комиссии N от 07.04.2023 в части установления норматива общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения К.А.М. в размере 54 кв. м (18 х 3), в связи с достижением К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., возраста 23 лет, соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и не нарушает права либо свободы истца, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части правомерно отказал.
Доводы апелляционной жалобы К.А.М. о том, что его сын К.М.А., продолжает проживать с ним, ведет общее хозяйство, в связи с чем, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации он является членом семьи К.А.М., не могут повлечь отмену судебного решения, так как при определении круга членов семьи для расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения к спорным правоотношениям подлежат применению специальные нормы, установленные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, которые не предусматривают детей, достигших возраста 23 лет, в качестве членов семьи сотрудника для получения единовременной социальной выплаты.
Ссылка в жалобе истцов на Постановление Конституционного Суда РФ от 10 октября 2024 г. N 45-П является несостоятельной, поскольку в указанном Постановлении идет речь о снятии с учета и (или) отказа в предоставлении единовременной выплаты, в то время, как из решения комиссии N от 07.04.2023 следует, что истец не был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, в связи с достижением его сыном возраста 23 лет, а ему был произведен перерасчет норматива общей площади жилого помещения для расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с достижением его сыном возраста 23 лет, что соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что у К.М.А. отсутствует субъективное право на предъявление и удовлетворение заявленных исковых требований, поскольку его право состоять на учете очередников для получения единовременной социальной выплаты является производным от права К.А.М., являющегося бывшим сотрудником Главного управления МЧС России по Чувашской Республике.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска в части признания незаконным и отмене протокола территориальной комиссии от 07.04.2023 N об изменении основания для предоставления К.А.М. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ на п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона, также являются верными, а доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут повлечь отмену судебного решения по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Факт совместного проживания с родителями (собственниками жилого дома) не оспаривался истцом, что являлось достаточным основанием для признания их членами семьи К.А.М.
При таких обстоятельствах, несмотря на наличие договоров безвозмездного пользования жилым помещением, заключенных на определенный период времени истцом с собственниками жилого помещения - родителями, такой наниматель в рамках жилищных отношений в силу прямого указания закона будет являться членом семьи собственника жилого помещения.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы истца о незаконном снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, в результате которых с 08.04.2016 им утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты с 20.02.2024, являются обоснованными.
Так, на основании протокола территориальной комиссии от 20.02.2024 N, К.А.М. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 февраля 2024 года в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, в результате которых с 08.04.2016 утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным протокола территориальной комиссии N от 20.02.2024, суд установил, что в период с 24.01.2015 по 29.10.2021 уровень обеспеченности жилыми помещениями К.А.М. составлял 15,63 кв. м (93,8/6 x 4/4) на одного члена семьи, что более установленной законом учетной нормы в 15 кв. м.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении иска в указанной части по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Согласно п. п. "б" п. 15 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 04 февраля 2014 года (дата подачи заявления о постановке на учет), согласно выписке из похозяйственной книги от 14.01.2014 (т. 1 л.д. 110), в вышеуказанном жилом помещении проживали 8 человек, включая собственников жилого помещения. Уровень обеспеченности жилыми помещениями К.А.М. составлял 11,72 кв. м (93,8 /8x4/4) на одного члена семьи.
Из домовой книги (т. 2 л.д. 35-36,37-38) следует, что К.Д. снят с регистрационного учета в данном доме 23 января 2015 года, а затем вновь зарегистрирован -30 октября 2021 года.
С 08.04.2016 до 2021 года (вселение К.Д.) уровень обеспеченности жилыми помещениями К.А.М. составлял 15,63 кв. м (93,8/6x4/4) на одного члена семьи, что более установленной законом учетной нормы в 15,00 кв. м (т. 1 л.д. 154).
На момент принятия решения комиссией 20 февраля 2024 года о снятии К.А.М. с учета, он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на жилой площади в 93,8, кв. м проживало 7 человек и его обеспеченность была ниже учетной нормы, установленной при его постановке на учет - 13,4 кв. м (93,8/7).
В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Вместе с тем, оспариваемое решение территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике датировано 20.02.2024, а обстоятельства, повлекшее снятие истца с учета имели место быть с 23 января 2015 года по 30 октября 2021 года.
При том, что на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность формировать и обновлять базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит предоставлению в Минфин ежегодно (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Непредставление истцом ежегодно документов в подтверждение нуждаемости, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по ведению учетных дел, их хранению, перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в силу вышеприведенных норм права возложена на учреждения, в которых ведется учет. Жилищным законодательством также не предусмотрена обязанность граждан самостоятельно ежегодного подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств того, что истец обязался ежегодно представлять документы, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении, материалы дела не содержат и суду представлено не было.
Учитывая, что с 2014 года истец непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях и не скрывал от комиссии сведения о снятии с учета зарегистрированных совместно с ним лиц, при этом к моменту принятия оспариваемого решения К.А.М. на протяжении 3 лет являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, спорные обстоятельства не могли служить основанием для снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Доказательств того, что ответчик выявил сведения, не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, а также иные сведения, свидетельствующие об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет, в материалы дела не представлено.
Таким образом, решение суда подлежат отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным и отмене протокола N от 20.02.2024 территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим (проходившим) службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, о снятии К.А.М. с составом семьи из 3-х человек с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты, признании за К.А.М. права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью К.А.М. с составом семьи из 3-х человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в данной части.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления К.А.М. к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене протокола N от 20.02.2024 территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы, проходящим (проходившим) службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, о снятии К.А.М. с составом семьи из 3-х человек с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты, признании за К.А.М. права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить семью К.А.М. с составом семьи из 3-х человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вынести в указанной части новое решение.
Признать незаконным и отменить протокол территориальной комиссии от 20.02.2024 N о снятии К.А.М. (паспорт <данные изъяты>) с учета с семьей в составе 3-х человек, в связи с выявлением сведений, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, в результате которых с 08.04.2016 утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты с 20.02.2024.
Признать за К.А.М. (паспорт <данные изъяты>) право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия на учет очередников для получения единовременной социальной выплаты - 04 февраля 2014 года.
Возложить на территориальную комиссию обязанность восстановить К.А.М. (паспорт <данные изъяты>) на учете для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.М., К.М.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня составления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Л.В.НЕСТЕРОВА
Судьи
А.В.АЛЕКСАНДРОВА
О.В.АГЕЕВ
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 апреля 2025 года.