Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88А-9409/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Томского областного суда от 06.10.2023 N 33а-3548/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-001758-21)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций согласно установленным нормам пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, безопасность их жизни и здоровья.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Томского областного суда от 06.10.2023 N 33а-3548/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-001758-21)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций согласно установленным нормам пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, безопасность их жизни и здоровья.
Решение: Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2023 г. N 33а-3548/2023
Дело N 2а-1667/2023
УИД 70RS0001-01-2023-001758-21
Судья: Ершова Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей Куцабовой А.А., Осмольской М.О.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело N 2а-1667/2023 по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Томской области, Департаменту финансов Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Томской области на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2023 года,
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Департамента лесного хозяйства Томской области К., представителя Департамента финансов Томской области Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Вылегжаниной Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
установила:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Томской области, Департаменту финансов Томской области, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по необеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р;
обязать Департамент лесного хозяйства Томской области в срок не позднее года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Томскую область лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р в количестве:
- численность лесопожарных формирований - 504;
- СП1 - ранцевый лесной огнетушитель - 672;
- СП2 - зажигательный аппарат - 168;
- СП4 - индивидуальное моторизованное средство пожаротушения (воздуховка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез или электрофицированный пожарный ствол) - 74;
- ВО1 - установка высокого давления (переносная) в комплекте - 29;
- ВО5 - мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) - 37;
- ВО6 - пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 л (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - 252;
- ВО7 - пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 л (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) - 69;
- ВО8 - ствол пожарный - 71;
- ВО11 - комплект Технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов - 37;
- К2 - тепловизор - 45;
- К3 - метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 21;
- К5 - комплекс мониторинга с бесполосным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система - 29;
- К6 - прибор спутниковой навигации (навигатор) - 168;
- К7 - комплекс навигационный для летчика - наблюдателя - 8;
- СК2 - радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 18;
- СК4 - радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - 108;
- СК5 - радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - 252;
- СК8 - терминал спутниковой связи - 37;
- СК10 - звуковещательное устройство (переносное) - 21;
- СК11 - комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук - 34;
- ПС1 - средства индивидуальной защиты лесного пожара (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи - 504;
- ПС2 - индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система - 504;
- ПС3 - спальный мешок - 504;
- ПС4 - термоизоляционный коврик (надувной матрас) - 504;
- ПС5 - палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов - 504;
- ПС6 - тент бивуачный - 24;
- ПС7 - комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) - 84;
- ПС8 - комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) - 84;
- ПС9 - контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения - 24;
- ПС 10 - контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - 84;
- ПС11 - комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) - 168;
- ПС12 - прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен - 168;
- ПС13 - лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг - 19;
- СО2 - металлический шкаф или сейф - 18;
- СО3 - комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. - 18;
- СО6 - комплект сигнальный лент или флажков (знаков) - 29;
- СО7 - пристрелочные ленты или крепированная бумага для изготовления соответствующего количества лент - 400;
- СО8 - вымпел - 160;
- СО9 - ветроуказатель - 8;
- СО10 - укладочное полотнище парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4x4 м, предназначенное для укладки парашютной системы или подготовки к работе спускового устройства - 32;
- СО11 - комплект для укладки парашютных систем - 8;
- СО12 - швейная машина - 8;
- СО13 - весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг - 8;
- ДС1 - спусковое устройство для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте - 53;
- ДС3 - грузовая парашютная система - 24;
- ДС4 - транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте - 38;
- ДС5 - транспортный грузовой контейнер (парашютный) в комплекте - 24;
- ДС6 - снаряжение парашютиста-пожарного (СПП) в комплекте - защитный шлем с защитной сеткой, защитный комбинезон, приспособление для спуска парашютиста-пожарного с дерева, высотометр парашютиста - 62;
- ДС8 - комплект для снятия парашютов - 62;
- ДС9 - сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета - 16;
- СП5 - комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарный объем не менее 20 л - 252;
- СП7 - топор - 336;
- СП8 - ручные комбинированные лесопожарные орудия типа - топор-мотыга ("пуласки"), или лесопожарные грабли, или хлопушка (жесткого или мягкого типа), или кусторез, или секатор, или функциональные аналоги - 504;
- АГ2 - автомобиль грузовой на базе полноприводнорго шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т - 26;
- Ав2 - автобус общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением - 7;
обязать Департамент финансов Томской области выделить из бюджета Томской области финансирование на мероприятия по обеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р.
В обоснование заявленных требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в лесной сфере, которая показала, что региональными властями отдельные полномочия исполняются ненадлежащим образом. Согласно
части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление или и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование указанных мероприятий предусмотрено, в том числе федеральным проектом "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Действующие в настоящее время для регионов Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями утверждены
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р. Прокурорская проверка показала, что в нарушение указанных норм федерального законодательства в Томской области штатная численность лесопожарных формирований не соответствует нормативам и выявила вышеуказанные нарушения.
В целях устранения указанных нарушений законодательства Томским межрайонным природоохранным прокурором начальнику Департамента лесного хозяйства Томской области 27.03.2023 внесено представление. Согласно ответу на него от 03.05.2023 N 74-11-2298, требования Нормативов не исполняются региональными властями по причине отсутствия достаточного финансирования. Полагают данные доводы несостоятельными, поскольку указанные обязанности возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством и подлежат неукоснительному исполнению. Вопрос поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Механизм дополнительного финансирования на субвенции регионам на исполнение переданных Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определен в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органами исполнительной власти регионов обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении нераспределенного резерва. Данные расходы могут быть заложены Департаментом финансов Томской области в региональный бюджет в качестве его расходного обязательства, но при принятии Закона Томской области от 28.12.2022 N 141-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" этого не сделано. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения Департамента лесного хозяйства Томской области от обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарными снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
С учетом изложенного, а также положений
статей 8,
83 Лесного кодекса Российской Федерации, административный иск также заявлен в интересах Российской Федерации как собственника лесного фонда, который может пострадать от лесных пожаров. В соответствии с пунктом 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128, названный государственный орган осуществляется на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту лесов; на него также возложены функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных казенных учреждений. На основании Положения о Департаменте финансов Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.02.2008 N 16, данный государственный орган осуществляет составление и организацию исполнения бюджета Томской области, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 31.05.2023 к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов России, Федеральное Агентство лесного хозяйства.
Представитель процессуального административного истца Томского межрайонного природоохранного прокурора Казначеева Е.Н в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просила об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области М. в судебном заседании не отрицал наличие фактических обстоятельств, на которых основано административное исковое заявление. Указал, что для решения вопроса финансирования приобретения необходимых для тушения лесных пожаров средств, увеличения штата сотрудников, занятых тушением лесных пожаров, имеется одна возможность - обращение в Федеральное агентство лесного хозяйства с заявлением о согласовании бюджетных проектировок, расходов федерального бюджета на 2024 год, в которых должны быть учтены необходимые средства, а иных правовых средств не имеется. Дополнительно указал, что на сегодняшний день, с учетом списания техники, оборудования и инвентаря (по сроку износа и неподлежащие ремонту), в части доукомплектования, согласно
распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р, необходимо дополнительное финансирование на 2023 год в сумме 100 111,9 рублей, в том числе: на закупку техники в количестве 2 единиц на сумму 28000 рублей, на закупку оборудования - 413 единиц на сумму 11729,8 000 руб., на закупку иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров - 403 единиц - 20766,5 000 руб., на закупку противопожарного снаряжения и инвентаря - 3719 единиц - 39615,6 000 руб.
Представитель административного ответчика Департамента финансов Томской области Т. в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Заинтересованные лица Министерство финансов России, Федеральное агентство лесного хозяйства уведомлены надлежащим образом, представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 28.06.2023 требования административного искового заявления к Департаменту лесного хозяйства Томской области удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований к Департаменту финансов Томской области Томскому межрайонному природоохранному прокурору отказано.
В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства Томской области просит либо отменить решение суда полностью и отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, либо изменить решение суда.
В обоснование указано, что судом не принята во внимание недостаточность финансирования Департамента лесного хозяйства Томской области, о чем заявил представитель административного ответчика, не оспаривалось сторонами по делу.
Своим
постановлением Правительство Российской Федерации установило, что нормативы, установленные его
распоряжением от 19.07.2019 N 1605-р, являются основой для установления нормативной потребности субъекта Российской Федерации в специализированной лесопожарной технике и оборудовании, численности лесопожарных формирований, т.е. количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и т.п. может быть изменено. Вместе с тем, в
пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р содержится оговорка о том, что реализация распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, из указанного положения прямо следует, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, численность и количество лесопожарных формирований поставлены в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигновании, выделенных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Суд по данному вопросу принял иную правовую позицию, сославшись на положения
пунктов 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
Указал, что суд не учел положения пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2020 N 1605-р. Решение суда основано на нормативах, изложенных в
распоряжении Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р, вместе с тем, суд не применил к рассматриваемым отношением положения этого же правового акта, не мотивировав свое решение в этой части.
Возложение на Департамент обязанности по реализации указанного
распоряжения вне зависимости от выделенных бюджетных ассигнований является заведомо невыполнимым в связи с тем, что департамент является некоммерческой организацией, а государственным органом, уполномоченным в области лесных отношений в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Источники финансирования департамента установлены бюджетным законодательством Российской Федерации; департамент не имеет возможности для получения необходимых денежных средств из иных источников.
В своих возражениях на апелляционную жалобу Департамент финансов Томской области и Томская межрайонная природоохранная прокуратура просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании
части 1 статьи 307,
части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства финансов Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав прокурора, участвующего в деле, представителей Департамента лесного хозяйства Томской области, Департамента финансов Томской области, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам
части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно
части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом
части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки деятельности исполнения требований законодательства в лесной сфере выявлены нарушения требований лесного законодательства по необеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: не соответствие штатной численности лесопожарных формирований, количества наземной пожарной техники, оборудования, иного снаряжения, инвентаря нормативам, установленным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части требований к Департаменту лесного хозяйства Томской области, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное административным ответчиком бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, непринятие достаточных мер со стороны административного ответчика по предупреждению лесных пожаров в части установления нормативного количества лесопожарных станций может негативно сказаться на тушении лесных пожаров. Доказательств того, что в результате принятых мер достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по обеспечению пожарной безопасности лесного фонда, закрепленной законом, а также того, что непринятие таких мер соответствует действующему законодательству, не представлено, каких-либо действенных мер по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не принято.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении.
В соответствии со
статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров
(часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими федеральными законами
(часть 7 статьи 51).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (
часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 указанного Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Согласно
части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Такие нормативы установлены
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров".
При этом необходимо отметить, что нормативы устанавливают для субъектов Российской Федерации минимальное количество лесопожарных формирований и их минимальную численность, минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений, а также минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).
В соответствии с положением о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128 (далее по тексту - Положение) Департамент лесного хозяйства Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг.
Согласно подпункта "е" пункта 8 Положения Департамент лесного хозяйства Томской области осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, в том числе, осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, в том числе осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
С учетом приведенного нормативного регулирования, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению необходимым количеством лесопожарных формирований, противопожарного снаряжения и инвентаря, пожарной техники и оборудования является частью мер пожарной безопасности в лесах, обязанность выполнения которых возложена на Департамент лесного хозяйства Томской области в силу
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о не выделении средств из федерального бюджета в достаточном объеме не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку обязанность по формированию необходимого количества лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения пожаров в соответствии с установленными нормативами возложена федеральным законодательством на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и подлежит неукоснительному исполнению, вопрос же поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в том числе исходя из необходимости затрат на содержание и укомплектование лесопожарных формирований.
Довод апелляционной жалобы о том, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований, согласно нормативам обеспеченности, поставлена в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигнований, выделенных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в области лесных отношений, что прямо следует из положений
пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, и возложение на Департамент лесного хозяйства Томской области обязанности по реализации указанного
распоряжения вне зависимости от выделенных бюджетных ассигнований является заведомо невыполнимым, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку данные обстоятельства преодолимы и не свидетельствуют о наличии объективных препятствий, предусмотренных Бюджетным
кодексом Российской Федерации, исключающих возможность исполнения требований нормативного правового акта.
Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, как верно указано судом первой инстанции, определен в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
Пунктом 1 Перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 года N 536, предусмотрена возможность направления письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям.
Кроме того, отсутствие денежных средств в необходимом размере не может являться основанием для освобождения Департамента лесного хозяйства Томской области от обязанности по формированию необходимого количества лесопожарных формирований, обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров в соответствии с установленными нормативами и не должно влиять на права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Удовлетворяя заявленные к Департаменту лесного хозяйства Томской области требования, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований к Департаменту финансов Томской области, исходя из полномочий указанного органа исполнительной власти Томской области.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, доказательства оценены в соответствии с требованиями
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные
статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309,
статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Томска.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2023 года.