Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88А-9409/2024 (УИД 70RS0001-01-2023-001758-21)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций согласно установленным нормам пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, безопасность их жизни и здоровья.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2024 N 88А-9409/2024 (УИД 70RS0001-01-2023-001758-21)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций согласно установленным нормам пожарной техники и оборудования противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, безопасность их жизни и здоровья.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2024 г. N 88А-9409/2024
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Лукьяновой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области, поданную через суд первой инстанции 15 марта 2024 г., на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 6 октября 2023 г.
по административному делу N 2а-1667/2023 по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Томской области, Департаменту финансов Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., пояснения М., представляющего интересы Департамента лесного хозяйства Томской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия административных ответчиков по необеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р; обязании Департамент лесного хозяйства Томской области в срок не позднее года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Томскую область лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р в количестве:
- численность лесопожарных формирований - <данные изъяты>
- СП1 - ранцевый лесной огнетушитель - <данные изъяты>
- СП2 - зажигательный аппарат - <данные изъяты>
- СП4 - индивидуальное моторизованное средство пожаротушения (воздуховка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез или электрофицированный пожарный ствол) - <данные изъяты>
- ВО1 - установка высокого давления (переносная) в комплекте - <данные изъяты>
- ВО5 - мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) - <данные изъяты>
- ВО6 - пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 л (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) - <данные изъяты>;
- ВО7 - пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 л (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги) - <данные изъяты>
- ВО8 - ствол пожарный - <данные изъяты>
- ВО11 - комплект Технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов - <данные изъяты>
- К2 - тепловизор - <данные изъяты>
- К3 - метеостанция с анемометром полевая (карманная) - <данные изъяты>
- К5 - комплекс мониторинга с бесполосным летательным аппаратом и (или) беспилотная авиационная система - <данные изъяты>
- К6 - прибор спутниковой навигации (навигатор) - <данные изъяты>;
- К7 - комплекс навигационный для летчика - наблюдателя - <данные изъяты>
- СК2 - радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - <данные изъяты>
- СК4 - радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи - <данные изъяты>
- СК 5 - радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи - <данные изъяты>
- СК8 - терминал спутниковой связи - <данные изъяты>
- СК10 - звуковещательное устройство (переносное) - <данные изъяты>
- СК11 - комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук - <данные изъяты>
- ПС1 - средства индивидуальной защиты лесного пожара (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи - <данные изъяты>
- ПС2 - индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система - <данные изъяты>
- ПС3 - спальный мешок - <данные изъяты>
- ПС4 - термоизоляционный коврик (надувной матрас) - <данные изъяты>
- ПС5 - палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов - <данные изъяты>
- ПС6 - тент бивуачный - <данные изъяты>
- ПС7 - комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) - <данные изъяты>
- ПС8 - комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) - <данные изъяты>
- ПС9 - контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения - <данные изъяты>
- ПС 10 - контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - <данные изъяты>
- ПС11 - комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) - 168;
- ПС12 - прожектор переносной световой силой не менее 1000 люмен - <данные изъяты>
- ПС13 - лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг - <данные изъяты>
- СО2 - металлический шкаф или сейф - <данные изъяты>
- СО3 - комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. - <данные изъяты>
- СО6 - комплект сигнальный лент или флажков (знаков) - <данные изъяты>
- СО7 - пристрелочные ленты или крепированная бумага для изготовления соответствующего количества лент - <данные изъяты>
- СО8 - вымпел - <данные изъяты>
- СО9 - ветроуказатель - <данные изъяты>
- СО10 - укладочное полотнище парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4x4 м, предназначенное для укладки парашютной системы или подготовки к работе спускового устройства - <данные изъяты>
- СО11 - комплект для укладки парашютных систем - <данные изъяты>
- СО12 - швейная машина - <данные изъяты>
- СО13 - весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг - <данные изъяты>
- ДС1 - спусковое устройство для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте - <данные изъяты>
- ДС3 - грузовая парашютная система - <данные изъяты>
- ДС4 - транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте - <данные изъяты>;
- ДС5 - транспортный грузовой контейнер (парашютный) в комплекте - <данные изъяты>
- ДС6 - снаряжение парашютиста-пожарного (СПП) в комплекте - защитный шлем с защитной сеткой, защитный комбинезон, приспособление для спуска парашютиста-пожарного с дерева, высотометр парашютиста - <данные изъяты>
- ДС8 - комплект для снятия парашютов - <данные изъяты>
- ДС9 - сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета - <данные изъяты>
- СП5 - комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарный объем не менее 20 л - <данные изъяты>
- СП7 - топор - <данные изъяты>
- СП8 - ручные комбинированные лесопожарные орудия типа - топор-мотыга ("пуласки"), или лесопожарные грабли, или хлопушка (жесткого или мягкого типа), или кусторез, или секатор, или функциональные аналоги - <данные изъяты>
- АГ2 - автомобиль грузовой на базе полноприводнорго шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т - <данные изъяты>
- Ав2 - автобус общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением - <данные изъяты>
обязать Департамент финансов Томской области выделить из бюджета Томской области финансирование на мероприятия по обеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с требованиями
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р.
Требования мотивированы тем, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в лесной сфере, которая показала, что региональными властями отдельные полномочия исполняются ненадлежащим образом. Согласно
части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление или и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование указанных мероприятий предусмотрено, в том числе федеральным проектом "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Действующие в настоящее время для регионов
Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р. Прокурорская проверка показала, что в нарушение указанных норм федерального законодательства в Томской области штатная численность лесопожарных формирований не соответствует нормативам и выявила вышеуказанные нарушения.
В целях устранения указанных нарушений законодательства Томским межрайонным природоохранным прокурором начальнику Департамента лесного хозяйства Томской области 27 марта 2023 г. внесено представление. Согласно ответу на него от 3 мая 2023 г. N, требования Нормативов не исполняются региональными властями по причине отсутствия достаточного финансирования. Полагают данные доводы несостоятельными, поскольку указанные обязанности возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством и подлежат неукоснительному исполнению. Вопрос поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Механизм дополнительного финансирования на субвенции регионам на исполнение переданных Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определен в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органами исполнительной власти регионов обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении нераспределенного резерва. Данные расходы могут быть заложены Департаментом финансов Томской области в региональный бюджет в качестве его расходного обязательства, но при принятии Закона Томской области от 28 декабря 2022 г. N 141-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" этого не сделано. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения Департамента лесного хозяйства Томской области от обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарными снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должно влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
С учетом изложенного, а также положений
статей 8,
83 Лесного кодекса Российской Федерации, административный иск также заявлен в интересах Российской Федерации как собственника лесного фонда, который может пострадать от лесных пожаров. В соответствии с пунктом 9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18 октября 2012 г. N 128, названный государственный орган осуществляется на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту лесов; на него также возложены функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных казенных учреждений. На основании Положения о Департаменте финансов Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12 февраля 2008 г. N 16, данный государственный орган осуществляет составление и организацию исполнения бюджета Томской области, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 6 октября 2023 г., административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. В удовлетворении требований к Департаменту финансов Томской области Томскому межрайонному природоохранному прокурору отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что
постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что нормативы, определенные его
распоряжением от 19 июля 2019 г. N 1605-р, являются основой для установления нормативной потребности субъекта Российской Федерации в специализированной лесопожарной технике и оборудовании, численности лесопожарных формирований, т.е. количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и т.п. может быть изменено. Вместе с тем, в
пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р содержится оговорка о том, что реализация распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, из указанного положения прямо следует, что техническая оснащенность противопожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, численность и количество лесопожарных формирований поставлены в прямую зависимость от пределов бюджетных ассигновании, выделенных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Суд по данному вопросу принял иную правовую позицию, сославшись на положения
пунктов 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837. Возложение на Департамент обязанности по реализации указанного
распоряжения вне зависимости от выделенных бюджетных ассигнований является заведомо невыполнимым в связи с тем, что департамент является некоммерческой организацией, а государственным органом, уполномоченным в области лесных отношений в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Источники финансирования департамента установлены бюджетным законодательством Российской Федерации; департамент не имеет возможности для получения необходимых денежных средств из иных источников.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Томской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании
статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки деятельности исполнения требований законодательства в лесной сфере выявлены нарушения требований лесного законодательства по необеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: не соответствие штатной численности лесопожарных формирований, количества наземной пожарной техники, оборудования, иного снаряжения, инвентаря нормативам, установленным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р для Томской области. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Разрешая исковые требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями
статьи 42 Конституции Российской Федерации,
статьи 51,
части 1 статьи 53,
частей 1 и
4 статьи 53.3,
пунктов 4 и
6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта "е", пункта 8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18 октября 2012 г. N 128, пришел к выводу, что оспариваемое бездействие нашло свое подтверждение, оно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, непринятие достаточных мер со стороны административного ответчика по предупреждению лесных пожаров в части установления нормативного количества лесопожарных станций может негативно сказаться на тушении лесных пожаров. Доказательств того, что в результате принятых мер достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по обеспечению пожарной безопасности лесного фонда, закрепленной законом, а также того, что непринятие таких мер соответствует действующему законодательству, не представлено, каких-либо действенных мер по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не принято.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав на правильные выводы суда о том, что обязанность по обеспечению необходимым количеством лесопожарных формирований, противопожарного снаряжения и инвентаря, пожарной техники и оборудования является частью мер пожарной безопасности в лесах, обязанность выполнения которых возложена на Департамент лесного хозяйства Томской области в силу
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров
(часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами
(часть 7).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (
часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Согласно
части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
При этом необходимо отметить, что нормативы устанавливают для субъектов Российской Федерации минимальное количество лесопожарных формирований и их минимальную численность, минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений, а также минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).
Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р, для Томской области установлены нормативы обеспеченности исходя из минимальной потребности.
В соответствии с положением о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 18 октября 2012 г. N 128 (далее по тексту - Положение) Департамент лесного хозяйства Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг.
Согласно подпункта "е" пункта 8 Положения Департамент лесного хозяйства Томской области осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, в том числе, осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, в том числе осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
В результате проведенной Томской областной прокуратурой проверки деятельности исполнения требований законодательства в лесной сфере выявлены нарушения требований лесного законодательства по необеспечению Томской области лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а именно: не соответствие штатной численности лесопожарных формирований, количества наземной пожарной техники, оборудования, иного снаряжения, инвентаря нормативам, установленным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р.
С учетом приведенного нормативного регулирования, судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что допущенным бездействием нарушается право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленное
статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также права Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права и правильных выводов судебных инстанций не опровергают.
Безосновательны доводы кассационной жалобы о неправомерном возложении на административного ответчика обязанности по выполнению нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, согласно
распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р ввиду недостаточности финансирования, поскольку возложенная обязанность подлежит исполнению в пределах лимита доведенного до административного ответчика.
Доводы заявителя о том, что судами не приняты во внимание нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми невозможно приобретение пожарной техники и оборудования, ввиду отсутствия финансирования, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены. Оснований не согласиться с приведенными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определен в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обращается в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Вопреки доводам кассационной жалобы,
пунктом 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 г. N 536 предусмотрена возможность направления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям, суммы средств, направленных на заявленные мероприятия из планового объема субвенций, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Кроме того, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должны влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
Не влияют на законность обжалуемых судебных актов доводы об установлении срока устранения нарушений, так как указанный срок с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов, является разумным.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которыми были обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений
части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иных доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 6 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные
статьями 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 апреля 2024 г.