Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88а-7641/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 31.10.2023 по делу N 33а-11544/2023 (УИД 63RS0029-02-2023-002571-06)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Прочие требования в сфере образования и культуры.
Обстоятельства: Истец указывает, что выявленные нарушения противопожарной безопасности влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 31.10.2023 по делу N 33а-11544/2023 (УИД 63RS0029-02-2023-002571-06)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Прочие требования в сфере образования и культуры.
Обстоятельства: Истец указывает, что выявленные нарушения противопожарной безопасности влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. по делу N 33а-11544/2023
Дело N 2а-5130/2023 УИД: 63RS0029-02-2023-002571-06
Судья: Кознова Н.П.
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при помощнике судьи П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26.06.2023,
заслушав доклад судьи Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" ФИО4, возражения представителя прокуратуры ФИО5 на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" (далее МБУ "Школа N 58", Администрации г.о. Тольятти об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в том числе, соблюдения действующего законодательства о противопожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что на объекте МБУ "Школа N 58" по адресу: <адрес> имеются нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточнения, прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области просит суд обязать МБУ "Школа N 58", расположенное по адресу: <адрес>, устранить нарушения противопожарной безопасности:
- систему противопожарной защиты в случае пожара обеспечить устройством автоматической разблокировки и открыванием ворот (ограждений) и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот. Оборудовать устройство видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности;
- обязать администрацию городского округа Тольятти принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБУ "Школа N" по адресу: <адрес>.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26.06.2023 административные исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" в течение 10 (десять) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно: обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот. Оборудовать устройство видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания; произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 162-168).
Определением суда от 17.07.2023 (л.д. 172-173) исправлена описка в резолютивной части решении суда от 26.06.2023 изложив ее следующим образом:
"административные исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58", Администрация городского округа Тольятти Самарской области об устранении нарушений противопожарной безопасности - удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" в течение 10 (десять) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; или установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот; или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности.
В удовлетворении остальной части требований отказать."
В апелляционной жалобе МБОУ городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 176-177).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со
статьями 14 и
16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного ответчика МБОУ "Школа N 58" ФИО4 на доводах жалобы настаивала, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В дополнение к жалобе указала, что школа не располагает необходимым бюджетом для устранения выявленных нарушений, в связи с чем, нуждается в дополнительном финансировании.
Представитель административного истца прокурор Никитина Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования
статей 96,
150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ),
пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с
пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями
статей 2,
4,
15 и
18 Конституции Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, в том числе, соблюдения действующего законодательства о противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения и отражены в справке по результатам совместной проверки (л.д. 10-12):
1 система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот (ограждений) и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот не предусмотрено. Устройство видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания не предусмотрено. Конструкция ворот, ограждений не предусматривает их дистанционного открывания. Нарушение:
пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
2 руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности обеспечивающие исправное состояние указанных средств (по факту - в малом спортивном зале пожарные извещатели обмотаны скотчем). Нарушение:
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
3 подсобное помещение сторожки, помещение санузла, помещение хозблока на территории образовательного учреждения с наличием в них пожарной нагрузки не защищены дымовыми пожарными извещателями автоматической системы пожарной сигнализации. Нарушение:
часть 2 статьи 1,
часть 3,
часть 4 статьи 4,
статьи 5,
часть 1 статьи 6,
статьи 83,
статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
пункты 3,
5, приложения 1 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464;
4 руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности обеспечивающие исправное состояние указанных средств (табло частично не исправны (светодиоды внутри табло не обеспечивают свечения необходимого для органолептического восприятия человеком (органами зрения). Нарушение:
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
5 возле актового зала пожарный рукав не присоединен к пожарному клапану пожарного крана и пожарному стволу. Нарушение:
пункт 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
6 конструкции запорных устройств пожарных шкафов не позволяют безопасно открыть шкаф в котором размещены пожарный кран, рукав и пожарный ствол, в экстренных случаях в течение не более 15 секунд (отсутствуют ключи для открывания шкафов). Нарушение:
часть 2 статьи 1,
часть 3,
часть 4 статьи 4,
статья 5,
часть 1 статья 6,
статья 61,
статья 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 6.2.3. СП 10.13130 от 27.07.2020 г. "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и Правила проектирования";
пункт 5.12 ГОСТ Р 51844-2009 "Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний";
7 допущено размещение (складирование) горючих материалов ближе 1 метра от электрощитов (кабинет физики, информатики, коридор столовой). Нарушение:
пункт 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
8 коридоре возле кабинета N 219 огнетушитель N 35 расположен на высоте более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя (по факту 1,62 м). Нарушение:
пункт 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
9 в кабинете 37 установлена мебель (кресло) в результате которого ограничивается доступ к огнетушителю. Нарушение:
пункт 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479;
10 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в центральной реакреации 2 этажа на путях эвакуации установлена гипсокортонная перегородка, которая препятствует свободной эвакуации людей и уменьшает ширину эвакуационного выхода (по факту при числе эвакуирующих более 50 человек через указанный выход, ширина эвакуационного выхода - менее 1,2 м (по факту - 0,85 м). Нарушение:
пункт 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479,
пункт 4.2.19. СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
11 допущено хранение под лестничным маршем возле столовой, вещей (устроено подсобное помещение с установкой деревянных стеллажей для хранения инвентаря, предназначенный для уборки общеобразовательного учреждения). Нарушение:
пункт 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479;
12 при установлении требований пожарной безопасности к применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для покрытия полов и потолков путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных изделий и материалов (в рекреациях 2,3 этажа деревянный паркетный пол покрыт лаком, стены в актовом зале отделаны пластиковыми панелями, в актовом зале деревянный паркетный пол покрыт краской, информация о пожарной опасности которых, с указанием принадлежности конкретных сертификатов к каждому из материалов при проведении проверки не представлена). Нарушение:
часть 2 статьи 1,
часть 3,
часть 4 статьи 4,
статьи 5,
часть 1 статьи 6,
статьи 16,
статья 36,
статья 89,
таблица 28,
таблица 29 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судом установлено наличие технической возможности для выполнения вышеуказанных требований законодательства о противопожарной безопасности.
В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции установлено, что часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности административным ответчиком МБУ "Школа N 58" устранены самостоятельно (за исключением пунктов 1 и 12), за счет собственных средств, о чем представлены соответствующие документы. Устранение данных нарушений подтверждено и пояснениями специалиста ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области ФИО6, оснований не доверять которым у суда не имеется. В связи с устранением части нарушений, административные исковые требования административного истца были уточнены.
Из пояснений представителя МБУ "Школа N 58" следует, что для обеспечения системы противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, установление круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот, оборудование устройства видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, оборудование конструкции ворот, ограждений устройством их дистанционного открывания (пункт 1.1. административного иска); проведение ремонта помещения актового зала, в ходе которого необходимо демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности, предоставление на вновь используемые материалы сертификатов и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности (пункт 1.12 административного иска), необходимы значительные финансовыя вложения, которыми образовательное учреждение не обладает даже с учетом предоставления платных образовательных услуг. В подтверждение данного довода представлен локальный сметный расчет (л.д. 102-113).
Направленные в адрес руководителя департамента образования городского округа Тольятти письма с просьбой выделения дополнительного финансирования для устранения вышеуказанных замечаний оставлены без удовлетворения (л.д. 82, 100).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, с учетом положений Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, удовлетворил уточненные административные исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, в части возложения на административного ответчика МБОУ "Школа N 58" обязанности устранить нарушения пожарной безопасности.
При этом суд первой инстанции указал, что возложение на администрацию г.о. Тольятти Самарской области обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на устранение нарушений пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данного органа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований к администрации г.о. Тольятти.
Судебная коллегия проверяя законность принятого судом первой инстанции решения пришла к следующему.
Согласно
статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон N 273-ФЗ) одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями
части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу
статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (
пункты 8,
9 части 1 статьи 41 Закона N 273-ФЗ).
Согласно
статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным
законом N 273-ФЗ предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (
пункты 2,
15 части 3 статьи 28).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (
пункт 5 части 1 статья 9 Закона N 273-ФЗ).
Так, согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный Федеральный
закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
абзаца четвертого пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Пунктом 25 Правил N 1479 регламентировано, что в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Положениями
пунктов 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В силу
статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вышеуказанным законом установлены классификации технологических сред по пожаровзрывоопасности и строительных конструкций по пожарной опасности (
статьи 16,
36).
Статьей 89 Закона N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Частью 2 данной статьи названного Закона установлено, что размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения и применение противопожарных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 384-ФЗ.
Из представленных в материалы дела документов следует, что указанные требования закона образовательным учреждением не выполнены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на образовательное учреждение обязанности по их устранению.
Довод апелляционной жалобы, о том, что
пункт 25 Правил N 1479 ужесточает ранее действовавшие требования пожарной безопасности (в части обязательного наличия документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов) в связи с чем обратной силы не имеют (
Письмо МЧС России от 09.04.2021 N ИГ-19-1061 "О рассмотрении обращения"), поскольку здание школы было введено в эксплуатацию в 1981 году, не принимаются судебной коллегией во внимание.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вместе с тем, учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, в данном случае, в том числе несовершеннолетних.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, в связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что техническая возможность для устранения выявленных нарушений в отделке актового зала имеется, у суда первой инстанций отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований лишь по основанию недоказанности проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения на объектах защиты.
Пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации возлагает обязанность выполнить либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки. То есть, ручное открывание является альтернативой автоматической разблокировке и (или) открыванию при пожаре.
Судом первой инстанции принято решение о возложении на МБОУ "Школа N 58" обязанности обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот. Оборудовать устройство видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания.
В последующем определением суда от 17.07.2023 суд устранил в резолютивной части решения суда описку, фактически изменив решение суда, указав на возможность выбора способа устранения нарушений пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 184 КАС РФ, после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.
При указанных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в указанной части, заслуживает внимания, и несмотря на наличие определения суда об исправлении описки от 17.07.2023, решение суда подлежит изменению в данной части с возложением на МБОУ "Школа N 58" обязанности обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; или установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот, или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, при этом конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановленного решения суда в приведенной выше части.
Вместе с тем, учитывая доводы административного ответчика МБОУ "Школа N 58" о недостаточности средств для устранения нарушений пожарной безопасности, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.о.Тольятти обязанности принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБУ "Школа N 58".
Как верно установлено судом первой инстанции, учредителем муниципальных образовательных учреждений города Тольятти является Администрация городского округа.
Согласно уставам муниципальных образовательных учреждений города, имущество учреждений, находящееся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, закрепляется за ними на праве оперативного управления.
Из Устава образовательного учреждения, что МБУ "Школа N 58" является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
Учредителем Школы является - Администрация городского округа Тольятти Самарской области.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены Федеральным
законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее Закон N 131-ФЗ).
В соответствии со
статьей 37 Закона N 131-ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения наделяется местная администрация.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (
статья 9 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
На территории г. Тольятти полномочиями по решению вопросов местного значения обладает Администрация городского округа Тольятти, что закреплено в Уставе.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно положениям
Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, на администрацию городского округа Тольятти как учредителя образовательной организации возложена обязанность финансирования расходов на обеспечение пожарной безопасности, как неотъемлемой части общих условий безопасности получения общего образования.
Получение МБУ "Школа N 58" доходов от оказания платных услуг не является основанием для освобождения администрации г.о. Тольятти от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по финансированию деятельности МБУ. Доказательств того, что доход от оказания платных услуг является достаточным для исполнения требований законодательства о пожарной безопасности здания школы, не представлено.
Таким образом, на администрацию города Тольятти Самарской области возлагается обязанность принять меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа N 58", расположенной по адресу: <адрес>.
При этом судебная коллегия отмечает, что возложение указанной обязанности на администрацию г.о. Тольятти не нарушает требования бюджетного законодательства, не ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению нарушений противопожарной безопасности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца.
Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь
статьей 309 -
310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26.06.2023 отменить в части, изложив резолютивную часть решения суда следующим образом:
Административное исковое заявление прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; или установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот, или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, при этом конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности.
Обязать администрацию городского округа Тольятти принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа N 58", по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.