Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88а-7641/2024 (УИД 63RS0029-02-2023-002571-06)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Прочие требования в сфере образования и культуры.
Обстоятельства: Истец указывает, что выявленные нарушения противопожарной безопасности влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 N 88а-7641/2024 (УИД 63RS0029-02-2023-002571-06)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: Прочие требования в сфере образования и культуры.
Обстоятельства: Истец указывает, что выявленные нарушения противопожарной безопасности влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2024 г. N 88а-7641/2024
63RS0029-02-2023-002571-06
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В.,
судей Сказочкина В.Н. и Штейн Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 12 февраля 2024 года кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области (далее - Администрация) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 октября 2023 года по административному делу N 2а-5130/2023 по административному исковому заявлению прокурора Автозаводского района города Тольятти Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58", Администрации о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В., мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 26 июня 2023 года заявленные требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности удовлетворены частично.
На МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" возложены обязанности в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот. Оборудовать устройство видео и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания. Конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части, резолютивная часть изложена следующим образом:
На МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58" возложены обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- обеспечить систему противопожарной защиты в случае пожара устройством автоматической разблокировки и (или) открыванием ворот (ограждений и иных технических средств), установленных на проездах и подъездах к зданию, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; или установить круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот, или оборудовать устройство видео- и (или) аудиосвязи с местом установки ворот для их дистанционного открывания, при этом конструкцию ворот, ограждений оборудовать устройством их дистанционного открывания;
- произвести ремонт помещения актового зала, в ходе которого демонтировать материалы, на которые отсутствуют сертификаты, подтверждающие класс пожарной опасности. На вновь используемые материалы предоставить сертификаты и иные документы, подтверждающие класс пожарной опасности.
На Администрацию возложена обязанность принять организационные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности в МБОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 58".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы о нарушении бюджетного законодательства при возложении на административного ответчика обязанности по финансированию мероприятий по противопожарной безопасности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статья 9 названного выше закона).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности предполагают под собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом названный выше закон устанавливает, что нарушением требований пожарной безопасности признается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Разрешая дело, суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что в образовательном учреждении не выполняются требования пожарной безопасности, что влечет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пришел к правильному выводу о допущенном административными ответчиками бездействии и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Администрации являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Так, судом апелляционной инстанции верно констатировано, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию организационных мер не нарушает требования бюджетного законодательства, не ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению нарушений противопожарной безопасности.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 апреля 2024 года.