Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2024 N 88-3475/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.09.2023 N 33-8391/2023 (УИД 38RS0033-01-2023-001475-71)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Иркутского областного суда от 25.09.2023 N 33-8391/2023 (УИД 38RS0033-01-2023-001475-71)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.

ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2023 г. N 33-8391/2023
Дело N 2-1336/2023
Судья Кучерова А.В.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу N 33-8391/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Алферьевской С.А., Яматиной Е.Н.,
при секретаре Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1336/2023 (УИД 38RS0033-01-2023-001475-71) по исковому заявлению Б.С. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний России, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России, образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о признании незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России - К.С.
на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19 июня 2023 года
установила:
в обоснование исковых требований истцом указано, что она проходит службу в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области. С 11 апреля 2007 г. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (изолированная комната в коммунальной квартире). Между истцом и ФКУ СИЗО-1 заключен договор социального найма N 9 от 29 ноября 2007 г. Иных жилых помещений, находящихся в собственности или занимаемых по договорам социального найма, истец не имеет.
С 8 декабря 1998 г. на основании решения жилищной комиссии ФКУ СИЗО-1 от 9 декабря 1998 г. истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 9 апреля 2014 г. истец обратилась в комиссию ФСИН России с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив все необходимые документы. Согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России N 79 от 11 октября 2016 г. (с внесенными в него изменениями) было принято единогласное решение о постановке истца составом семьи 1 человек на учет для получения указанной социальной выплаты с 10 апреля 2014 г. Однако 18 ноября 2022 г. Б.С. на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, была снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по причине того, что установлены факты улучшения истцом жилищных условий либо совершения действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Истец считает решение комиссии ФСИН России от 18 ноября 2022 г., оформленное протоколом N 15 от 18 ноября 2022 г., незаконным, поскольку оно не мотивированно и не подтверждено доказательствами.
Истец просила суд признать незаконным и отменить решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное Протоколом N 15 от 18 ноября 2022 г., о снятии Б.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика восстановить Б.С. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10 апреля 2014 г.; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19 июня 2023 г. исковые требования Б.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование следующее.
Обращает внимание, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение указанной социальной выплаты. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. В данной связи факт регистрации иных лиц в жилом помещении по месту жительства истца не является формальностью, подтверждает возникновение прав и обязанностей наравне с собственником. Суд не учел, что Б.С. совершены действия, являющиеся основанием для снятия ее с учета для получения единовременной социальной выплаты по подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Б.С., о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении дела не просила.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Васильевой И.Л., объяснения представителя ответчика и третьего лица К.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца К.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В наименование Правил внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (Постановление Правительства РФ от 21 мая 2020 г. N 723).
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723 прямо определено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., за исключением пункта 15, вступающего в силу с 1 июля 2020 г.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом первой инстанции установлено, что Б.С. проходит службы в уголовно-исполнительной системе с 9 ноября 1995 г. по настоящее время. Выслуга лет по состоянию на 1 июня 2014 г. составляет в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 05 дней.
Справкой начальника МКУ "Сервисно-регистрационный центр" Правобережного округа от 30 октября 2013 г. подтверждается регистрация Б.С. с 11 апреля 2007 г. по месту жительства в жилом помещении (комната в квартире), общей площадью 10 кв. м по адресу: "адрес" занимаемом на основании договора социального найма жилого помещения. Нанимателем является Б.С., наймодателем ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Из указанной справки также усматривается, что совместно с Б.С. в указанном жилом помещении зарегистрированы: внуч. племянник Б.А.В. - с 29 января 2013 г., племянница С.Я.ИА. - с 30 октября 2012 г.
Согласно выписке из протокола N 4 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, с 8 декабря 1998 г. Б.С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отсутствие прав на объекты недвижимого имущества подтверждается справками МУП "БТИ г. Иркутска" от 14 ноября 2013 г., уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30 января 2014 г.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 15 ноября 2013 г. ранее субсидии и ссуды на строительство и приобретение жилья Б.С. не предоставлялись.
Протоколом от N 79 от 11 октября 2016 г. Б.С. поставлена составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с 9 апреля 2014 г.
6 апреля 2022 г. документы Б.С. направлены начальнику УКСНЭР ФСИН России для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной выплаты.
18 ноября 2022 г., как следует из выписки из протокола N 15 заседания Комиссии ФСИН, Б.С. на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Указано, что рапортом от 18 марта 2022 г. Б.С. просит внести изменения в материалы учетного дела, в связи с заменой паспорта.
Согласно представленным документам, Б.С. с 11 апреля 2007 г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (комната в квартире) обще площадью 10 кв. м по адресу: "адрес", находящемся в оперативном управлении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, занимаемом на основании договора социального найма жилого помещения от 29 ноября 2007 г. Наймодателем является ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
По данному адресу представлены карточка лицевого счета, копия поквартирной карточки, справка о регистрации, согласно которой всего зарегистрировано 2 человека (Б.С. и ее племянник Б.А.С.).
Согласно поквартирной карточке племянник Б.А.С., "дата" года рождения, зарегистрирован по месту жительства 2 апреля 2015 г., С.Я.ИБ., Б.А.В. и Б.К. (дочь С.Я.ИБ., зарегистрированная 16 февраля 2015 г.) сняты с регистрации по месту жительства 30 июня 2015 г.
В настоящее время майор внутренней службы Б.С. проходит службы в должности старшего инспектора отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении на 10 октября 2022 г. составляет 28 лет 10 месяцев 04 дня.
Из пояснений стороны ответчика в судебном заседании следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В данной связи факт регистрации в жилом помещении по месту жительства не является формальностью, а подтверждает (в отсутствие соглашения об ином) возникновение прав и обязанностей наравне с собственником.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что при постановке на учет Б.С. по договору социального найма принадлежала квартира 10,8 кв. м, рассчитывая норматив общей площади помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты, комиссия учла, что Б.С. просила поставить ее на учет с семьей из 1 человека, в связи с чем норматив был установлен в размере 22,2 кв. м, из расчета: 33 кв. м - 10,8 кв. м = 22,2 кв. м, то есть иные родственники комиссией не учитывались. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения Комиссии ФСИН России, оформленного протоколом N 15 от 18 ноября 2022 г. о снятии Б.С., с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и удовлетворил требования истца о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки с 10 апреля 2014 г.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и представленных доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и отмену решения суда не влекут.
Судебная коллегия учитывает, что родственники истца - С.Я.ИБ., Б.А.В., ни в последующем Б.А.С., не были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты как члены семьи Б.А.С., более того, с момента постановки на учет и до истечения пяти лет с момента снятия С.Я.ИБ. и Б.А.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес" (30 июня 2015 г.), и регистрации Б.А.С. (2 апреля 2015 г.) ответчиком не произведены действия по снятию истца с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что снятие С.Я.ИБ. и Б.А.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес", и регистрация Б.А.С. не могут рассматриваться как действия, направленные на возникновение последствий намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий.
Поскольку, как на дату постановки на учет, так и на дату снятия с учета Б.С. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, исходя из площади занимаемого ею жилого помещения, независимо от количества зарегистрированных в данном жилом помещении лиц. Обеспеченность жилым помещением истца на 2014 г. составляла менее учетной нормы. Нуждаемость сохраняется и по настоящее время.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебном акте, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19 июня 2023 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.Л.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
С.А.АЛФЕРЬЕВСКАЯ
Е.Н.ЯМАТИНА
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 3 октября 2023 года.