Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2025 N 88-10528/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27.02.2025 по делу N 33-1718/2025 (УИД 29RS0018-01-2023-004778-09)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О перерасчете компенсации; 2) О назначении компенсации.
Обстоятельства: По мнению истицы, ей было необоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью ее супруга при исполнении служебных обязанностей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27.02.2025 по делу N 33-1718/2025 (УИД 29RS0018-01-2023-004778-09)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О перерасчете компенсации; 2) О назначении компенсации.
Обстоятельства: По мнению истицы, ей было необоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью ее супруга при исполнении служебных обязанностей.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. по делу N 33-1718/2025
Судья Поздеева Ю.М.
Докладчик Попова Т.В.
УИД 29RS0018-01-2023-004778-09
Строка 2.094, г/п 0 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Зайнулина А.В., Поповой Т.В.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску С.Н. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, произвести перерасчет данной выплаты по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 декабря 2024 года по делу N 2-2945/2024.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области) о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, произвести перерасчет данной выплаты. В обоснование исковых требований указала, что является вдовой погибшего С. Смерть С. наступила в результате исполнения служебных обязанностей. Приказом начальника Управления внутренних дел Архангельской области от 01 ноября 1996 года N л/с С. исключен из списков личного состава в связи со смертью. На момент гибели С. она (С.Н.) состояла с ним в зарегистрированном браке; до настоящего времени в повторный брак не вступала. Ей в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу") назначена пенсия по случаю потери кормильца с 22 января 2019 года. Ответчик отказал в назначении ежемесячной денежной компенсации. Полагает данный отказ незаконным, считает, что имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации"), выплата которой ей должна осуществляться по линии МВД России. Просила обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", произвести перерасчет данной выплаты.
К участию в деле с согласия истца привлечено в качестве соответчика Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Главное управление МЧС России по Архангельской области).
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Архангельской области Ш. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом первой инстанции дело рассмотрено при данной явке.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 декабря 2024 года исковые требования С.Н. к Главному управлению МЧС России по Архангельской области о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", произвести перерасчет данной выплаты удовлетворены.
На Главное управление МЧС России по Архангельской области возложена обязанность произвести расчет С.Н. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" с 22 января 2019 года, производить ее выплату.
В удовлетворении исковых требований С.Н. к УМВД России по Архангельской области о понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", произвести перерасчет данной выплаты отказано.
С указанным решением не согласился ответчик Главное управление МЧС России по Архангельской области, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного толкования и применения норм материального права, принять новое решение. Обращает внимание, что в соответствии с п. 10 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 2.1 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1783, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 июля 2021 года, в размерах, действовавших на соответствующий год. Вместе с тем, судом принято решение о возложении на него (Главное управление МЧС России по Архангельской области) обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, а также произвести перерасчет указанной денежной компенсации с 22 января 2019 года. Считает, указанное свидетельствует о неправильном применении норм материального права, поскольку решение принято судом без учета норм, применяемых к правоотношениям о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. Судом не применены нормы Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти"), а также вышеуказанных Правил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Главного управления МЧС России по Архангельской области С.Т. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель ответчика УМВД России по Архангельской области М. с решением суда также не согласна, полагала, что на истца не распространяются положения ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, извещенные о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является вдовой С.И.; до настоящего времени в повторный брак не вступала.
Старший лейтенант внутренней службы С. проходил службу в УГПС УВД Архангельской области в должности инспектора пожарной части N, его смерть наступила ДД.ММ.ГГГГ в результате исполнения служебных обязанностей.
Приказом начальника УВД Архангельской области от 1 ноября 1996 года N л/с С. исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.
Истцу в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначена пенсия по потере кормильца с 22 января 2019 года.
15 марта 2022 года истец обратилась в УМВД России по Архангельской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на основании ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации". По результатам рассмотрения заявления УМВД России по Архангельской области отказало истцу в назначении ежемесячной денежной компенсации, указав, что она вправе обратиться в Главное управление МЧС России по Архангельской области с заявлением о назначении выплаты ежемесячной компенсации, установленной ч. 2.1 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти".
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагала, что имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", выплата которой ей должна осуществляться по линии МВД России
Разрешая спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Архангельской области, как к правопреемнику Государственной противопожарной службы УВД Архангельской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на истца, как на члена семьи сотрудника, погибшего при выполнении служебных обязанностей, распространяется действие ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", в связи с чем посчитал, ежемесячная денежная компенсация подлежит расчету и выплате истцу с 22 января 2019 года, т.е. с момента достижения возраста истцом 50 лет.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах и исследованных в судебном заседании письменных доказательствах.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" данным законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Статьей 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" определены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Среди этих мер - денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ежемесячное пособие на детей, ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей и другие.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 года N 144-ФЗ "О внесении изменений в ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ), которым ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ дополнена ч. ч. 1.1 - 1.4.
Федеральный закон N 144-ФЗ был принят во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 7-П "По делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и п. 1 ч. 3 ст. 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы", в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, и лицам, находившимся на его иждивении, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца и на которых распространяются положения ч. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и п. 1 ч. 3 ст. 43 Федерального закона "О полиции" (в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), с тем, чтобы во всяком случае всем указанным лицам гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь, в том числе, если это необходимо, предоставлением ежемесячных выплат, которые в совокупности с другими выплатами обеспечивали бы им получение, по крайней мере, доли денежного довольствия, приходившегося на каждого из них при жизни сотрудника милиции (полиции) (абз. 2 п. 3.2) Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 7-П).
Согласно ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в ч. 1.2 ст. 12, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной ч. 1.1 ст. 12, относятся супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную ч. 1.1 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом (п. 1 ч. 1.2 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации").
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной ч. 1.1 ст. 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 года, или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 года, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 1.3 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации).
Согласно подп. "а" п. 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции (далее - сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации соответственно (п. 3 Правил).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 года, в размерах, действовавших на соответствующий год (абз. 1 п. 9 Правил).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя сотрудникам органов внутренних дел материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. К числу таких мер с 1 января 2015 года относится и ежемесячная денежная компенсация, которая выплачивается членам семей (среди которых супруги) погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Цель этой ежемесячной денежной выплаты - компенсировать членам семьи сотрудника, в данном случае супруге такого сотрудника, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей службы, осуществляемой в публичных интересах, прекращением вследствие его гибели (смерти) семейных отношений и семейных связей, утратой возможности получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание. Данная выплата наряду с иными мерами социальной поддержки, в том числе пенсией по случаю потери кормильца, предоставляемыми членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, является элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи такого сотрудника, и носит адресный характер, предназначена только тем членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, которые получают пенсию по случаю потери кормильца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления от 26 декабря 2002 года N 17-П, по смыслу ст. ст. 37 (ч. 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 32 (ч. 4), 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу ст. ст. 1 (ч 1), 2,7, 37 (ч. ч. 1 и 3), 39 (ч. ч. 1 и 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. п. "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Государственная противопожарная служба, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в первоначальной редакции, входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Являлась составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координировала деятельность других видов пожарной охраны.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в нее были включены входившие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом. Как следует из преамбулы данного Указа, такое преобразование было предпринято в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
В соответствии с п. 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1783 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 2.1 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 2.1 ст. 11 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе.
В соответствии с п. 2, 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1783, ежемесячная денежная компенсация выплачивается супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее соответственно - учреждения и органы, сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной таможенной службе.
Судом установлено, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации Условия, необходимые для назначения ежемесячной денежной компенсации, истцом соблюдены (достижение возраста 50 лет, нахождение в браке с погибшим на день гибели и последующее не вступление в брак, а также получение пенсии по случаю потери кормильца).
При этом, исходя из указанного выше нормативного правого регулирования, с 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является лишь правопреемником Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, которая должна осуществлять выплату ежемесячной денежной компенсации истцу. Однако, это не означает, что ч. 1.1 ст. 12 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" на истца не распространяется. Супруг истца проходил службу в пожарной части УГПС УВД Архангельской области, входившей в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Супруг истца службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы никогда не проходил, ее сотрудником не являлся. В этой связи применение законодательства, регламентирующего отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а не законодательства, регламентирующего отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, является правильным. Именно ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", исходя из ст. 1, распространяется на отношения связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей.
Учитывая, что в силу ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" спорная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 года, истец за ее назначением обратилась, возложение судом обязанности по ее выплате с 22 января 2019 года (момента достижения истцом возраста 50 лет) произведено в соответствии с нормами законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 марта 2025 года.
Председательствующий
Е.И.ХМАРА
Судьи
А.В.ЗАЙНУЛИН
Т.В.ПОПОВА