Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025 N 04АП-5969/2024 по делу N А19-24160/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2025 N 04АП-5969/2024 по делу N А19-24160/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2025 г. по делу N А19-24160/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2025 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загузиной Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акватроника" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года по делу N А19-24160/2024 по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080; адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, д. 15) к обществу с ограниченной ответственностью "Акватроника" (ОГРН 1203800000777, ИНН 3814039122, адрес: 666322, Иркутская область, Заларинский район, рабочий поселок Залари, ул. Карла Маркса, д. 67) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Акватроника" (далее - лицо, привлекаемое к ответственности, общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06 декабря 2024 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав на отсутствие доказательств фактического (не предполагаемого) осуществления им лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях административный орган выразил согласие с решением суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
ОНДиПР по Заларинскому и Балаганскому районам ГУ МЧС по Иркутской области на основании задания от 09.09.2024 проведено в отношении общества контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с наличием у лицензирующего органа признаков нарушения условий осуществления лицензионной деятельности, установленных пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По результатам проверки установлен факт выполнения обществом на территории Заларинского муниципального образования работ по техническому обслуживанию систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, что является нарушением абзаца 6 пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
23.09.2024 должностным лицом ОНДиПР по Заларинскому и Балаганскому районам ГУ МЧС России по Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении N 2-21-14-58, в котором отражен факт осуществления обществом лицензируемого вида деятельности без соответствующей лицензии.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные участвующими в деле лицами доводы, установил основания для отмены судебного акта.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности урегулированы Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в силу пункта 15 статьи 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
Согласно пункту 3 Положения N 1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
На основании пункта 3 приложения к Положению N 1128 в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд первой инстанции, исходя из того, что в силу заключения ООО "Акватроника" (концессионер) с Администрацией Заларинского муниципального образования (концедент) концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения N 05-52-26/21 от 17.12.2021 и передачи ему по акту приема-передачи объектов холодного водоснабжения от 14.01.2022, в том числе сетей водопроводных, на которых имеются пожарные гидранты, организацией, владеющей и обслуживающей все объекты холодного водоснабжения на территории Заларинского муниципального образования, является ООО "Акватроника", и поскольку наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения, а именно к водоразборной водопроводной арматуре наряду с водоразборными колонками и кранами, передача прав владения и (или) пользования таких устройств осуществляется в совокупности с линейными объектами (сетями водоснабжения), пришел к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, признавая ошибочными выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества события вменяемого правонарушения, исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
К наружному противопожарному водоснабжению, в том числе относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) (часть 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Согласно разделу 11 ГОСТа Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТу 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности), ГОСТа 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно ГОСТу 12.4.009 пожарное оборудование включает в себя и пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом в целях обеспечения публичных интересов техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно.
Исходя из действующих требований СП 8.13130.2020 (Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
Из указанного следует, что пожарный гидрант, являясь составной, неотделимой частью сети водоснабжения, вместе с тем технически не предназначен для обслуживания самой водопроводной сети, поскольку в случае его демонтажа сети водоснабжения продолжат работы в штатном, предусмотренном требованиями законодательства, режиме, и неисправность пожарных гидрантов не повлечет каких-либо препятствий для осуществления обществом деятельности по водоснабжению и водоотведению города.
Суд апелляционной инстанции особо отмечает, что объективная невозможность функционирования пожарных гидрантов без присоединения к источнику водоснабжения, в настоящем случае - к сетям холодного водоснабжения, которые используются обществом в соответствии с концессионным соглашением, не свидетельствует об отнесении на последнего по умолчанию и обязанности по обеспечению технического функционирования, обслуживания и содержания гидрантов в исправном состоянии.
При этом в силу пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
- обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт "и");
- уведомлять структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт "к").
Исходя из положений концессионного соглашения и вышеназванных Правил N 644 не следует, что ООО "Акватроника", являясь владельцем и пользователем систем холодного водоснабжения Заларинского муниципального образования, а также организацией водопроводно-канализационного хозяйства соответственно, приняло на себя обязательства, за исключением прямо предусмотренных нормативным актом и указанных ранее, по техническому обслуживанию системы противопожарного водоснабжения.
Содержание представленной административным органом Инструкции о порядке взаимодействия ООО "Акватроника" пгт. Залари и 17 ПСЧ 5ПСО ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области в ходе повседневной деятельности, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также при проведении проверок НППВ (т. 1, л.д. 84-87), вопреки доводам административного органа, как раз и свидетельствует о порядке взаимодействия организации, как ответственной за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения, с уполномоченным органом в рамках исполнения им нормативных требований (в том числе обозначенных ранее Правил N 644).
Инструкцией предусмотрено составление акта приемки в эксплуатацию ВБ, ПВ, ПГ при проведении контрольной проверки ППВ в 4-х экземплярах для пожарной части, ответственного за противопожарное водоснабжение местного гарнизона, организации, обслуживающей системы наружного противопожарного водоснабжения и организации, проводившей строительно-монтажные работы; направление акта выполненных работ при обнаружении дефектов после проведения работ на источниках ППВ в адрес начальника местного гарнизона пожарной охраны совместно с копией лицензии организации, проводившей ремонтные работы.
Таким образом, несмотря на указание в Инструкции на обязанность выполнения мероприятий по восстановлению неисправных пожарных гидрантов именно обществом, приведенные выше положения допускают привлечение к их выполнению лицензируемую организацию. При этом определение статуса общества как организации, ответственной за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения, не является равнозначным статусу организации, осуществляющей монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
По указанным мотивам подлежит отклонению ссылка административного органа на положения Инструкции, а также письма общества от 03.05.2024 N 14 и от 09.06.2023 N 50, в которых содержатся лишь сведения о состоянии пожарных гидрантов, включая возможность подъезда к ним в любое время суток, а не о выполнении обществом работ по их ремонту, техническому обслуживанию, что соотносится с содержанием предписаний, в ответ на которые указанными письмами доведена запрашиваемая информация.
Согласно пояснениям общества, отраженная в письмах информация предоставлена по итогам проверки, проведенной комиссией с участием ПСЧ, которой установлено удовлетворительное состояние гидрантов и отсутствие аварийных ситуаций на водоводе в зимний период (к примеру, акт комиссии от 11.11.2021).
При этом в письме от 29.07.2024 N 33 общество уведомляло о ведении работы по заключению договора на обслуживание пожарных гидрантов с ООО "ПожТехПофиль", имеющим необходимую лицензию. Незаключение такого договора не свидетельствует о выполнении таких работ самим обществом.
Наряду с этим, суд апелляционной инстанции отмечает, что поименованными в протоколе об административном правонарушении N 2-21-14-58 от 23.09.2024 доказательствами осуществления обществом лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, являются концессионное соглашение, акт приема-передачи объектов холодного водоснабжения, инструкция о порядке взаимодействия.
Каких-либо иных доказательств фактического осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (к примеру, журнал работ, акты работ и т.д.), административным органом не представлено.
В отсутствие каких-либо доказательств фактического, а не предполагаемого или вероятного выполнения обществом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, с учетом положений статьи 1.6 КоАП РФ, закрепляющей принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, предполагающий наличие законных оснований для применения административного наказания, и установленных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности в рассматриваемом случае не соответствует требованию законности.
Соответственно, оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2024 года по делу N А19-24160/2024 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АКВАТРОНИКА" (ОГРН 1203800000777, ИНН 3814039122) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.БУДАЕВА
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Н.С.ПОДШИВАЛОВА