Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2025 N 88-12223/2025 (УИД 77RS0030-02-2023-004721-40)
Категория спора: 1) Компенсации; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования: 1) О признании незаконным решения жилищной комиссии о прекращении выплаты компенсации за наем жилых помещений; 2) О признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями; 3) Об обязании восстановить на учете и назначить выплату компенсации.
Обстоятельства: Не установлено оснований для отнесения гражданина к категории сотрудников, обладающих правом на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2025 N 88-12223/2025 (УИД 77RS0030-02-2023-004721-40)
Категория спора: 1) Компенсации; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования: 1) О признании незаконным решения жилищной комиссии о прекращении выплаты компенсации за наем жилых помещений; 2) О признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями; 3) Об обязании восстановить на учете и назначить выплату компенсации.
Обстоятельства: Не установлено оснований для отнесения гражданина к категории сотрудников, обладающих правом на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2025 г. N 88-12223/2025
Судья I инстанции: Перепелкова Т.Г. УИД: 77RS0030-02-2023-004721-40
Судьи II инстанции: Лемагина И.Б., Суслов Д.С., Кирьянен Э.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Земцовой М.В.
судей Ионовой А.Н. и Игнатьева Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2218/2023 по иску С.Е.С., к ГУ МЧС России по г. Москве об оспаривании действий, связанных с правом на получение компенсации за наем жилого помещения,
по кассационной жалобе С.Е.С., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2025 г.,
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Земцовой М.В., объяснения представителя С.Е.С. У.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия
установила:
С.Е.С. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по г. Москве о признании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве от 26 апреля 2023 г. о прекращении истцу выплаты компенсации за наем жилых помещений незаконным и обязании отменить его; признании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве от 26 апреля 2023 г. о снятии истца с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями незаконным и обязании отменить его; обязании восстановить истца на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначении выплаты компенсации за наем жилых помещений с 1 апреля 2023 г.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 18 декабря 2023 г. исковые требования С.Е.С. к ГУ МЧС России по г. Москве оспаривании действий, связанных с правом на получение компенсации за наем жилого помещения были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2024 г. решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 18 декабря 2023 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2024 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2025 г., решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 18 декабря 2023 г. отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования С.Е.С. к ГУ МЧС России по г. Москве оспаривании действий, связанных с правом на получение компенсации за наем жилого помещения оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2025 г., оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отсутствующие в судебном заседании участники по делу извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, уважительных причин неявки судом не установлено, ходатайств об отложении не заявлено.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что старший лейтенант внутренней службы С.Е.С. занимает должность инспектора отдела подбора и расстановки кадров Управления кадров и воспитательной работы ГУ МЧС России по г. Москве.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве С.Е.С. с 30 августа 2021 г. принята на учет сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве от 19 февраля 2022 г. за С.Е.С. с составом семьи их двух человек признано право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) по адресу: г. Москва, <...>, жилого помещения за период с 1 сентября 2022 г. по 31 июля 2023 г. в размере 15 000 руб. ежемесячно.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруга С.Е.Е. - У.Н.
27 февраля 2023 г. на основании заявления С.Е.С., с согласия собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - У.Н., истец зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире. При постановке на регистрационный учет была предоставлена выписка из ЕГРН.
Решением жилищной комиссии от 26 апреля 2023 г. С.Е.С. с 1 апреля 2023 г. прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения и она снята с учета сотрудников, нуждающихся в служебных помещениях.
Согласно финансовому лицевому счету в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: с 8 сентября 2018 г. собственник У.Н. - постоянно; с 8 сентября 2018 г. гость - У.Д. - временно до 9 сентября 2018 г.; с 27 февраля 2023 г. С.Е.С. - постоянно (без родства).
20 февраля 2023 г. между У.Н. и С.Е.С. заключено дополнительное соглашение к договору найма от 1 августа 2023 г., в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи предоставлено право регистрации по месту жительства в указанной квартире; при этом, по окончании срока договора найма, в случае отсутствия пролонгации, наниматель и члены его семьи обязуются освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу, что решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Москве от 26 апреля 2023 г. о прекращении выплаты С.Е.С. компенсации за наем жилых помещений и снятии С.Е.С. с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями нельзя признать законными, по причине того, что С.Е.С. нельзя признать членом семьи собственника У.Н., собственником либо нанимателем иного жилого помещения С.Е.С. не является, а потому вышеуказанные решения признал подлежащими отмене с возложением на ответчика обязанности восстановить истца на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначить ей выплату компенсации за наем жилых помещений с 1 апреля 2023 г.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет N 283-ФЗ, а не N 283-ОЗ.
Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ОЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью первой статьи 8 данного Федерального закона сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части четвертой настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 894.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 894, которым утверждены Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семьи сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 установлены категории сотрудников, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и утверждены Правила предоставления таких жилых помещений.
По смыслу пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N 894, а также пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 компенсация за наем (поднаем) жилых помещений федеральной противопожарной службы, замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, выплачивается в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, либо в случае необеспечения этих сотрудников жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Соответственно, данный вид социальной гарантии предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы лишь при условии невозможности обеспечения его по месту службы служебным жилым помещением и при условии, что жилое помещение, арендуемое в связи с отсутствием служебного жилья, расположено относительно места службы сотрудника на таком удалении, чтобы обеспечивалась возможность его ежедневного возвращения в указанное жилое помещение.
Между тем, судом при разрешения настоящего спора не учтены положения вышеуказанных норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жилищных прав сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Признавая С.Е.С. не имеющей жилого помещения по месту службы, с целью реализации права на выплату ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, суд первой инстанции не учел, что с 27 февраля 2023 г. бессрочно и постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>.
Срок регистрации по месту жительства С.Е.С. не соответствует сроку действия договора найма жилого помещения от 20 февраля 2022 г., с учетом дополнительного соглашения от 20 февраля 2023 г., срок которого, в соответствии со ст. 683 ГК РФ не может превышать 5 лет.
В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что С.Е.С. (супруга сына У.Н.) не является членом семьи собственника У.Н., однако по настоящее время бессрочно и постоянно зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных правовых норм С.Е.С. не может быть отнесена к категории сотрудников, обладающих правом на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Таким образом, решение подлежало отмене.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанций, в жалобе не содержатся обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется. Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела и не могут повлечь отмену состоявшегося судебного постановления, поскольку выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2025 г.