Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 по делу N 88-26441/2024 (УИД 77RS0030-02-2023-004721-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 по делу N 88-26441/2024 (УИД 77RS0030-02-2023-004721-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2024 г. по делу N 88-26441/2024(8Г-28099/2024)
Дело N 2-2218/2023
УИД 77RS0030-02-2023-004721-40
I инстанция: Перепелкова Т.Г.
II инстанция: Лукьянченко В.В., Нестерова Е.Б., Леонова С.В. (докладчик)
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кочневой Е.Н.,
судей Кляусовой И.В., Бурковской Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Е. к Главному управлению МЧС России по г. Москве об оспаривании действий (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2218/2023)
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по г. Москве на решение Хамовнического районного суда города Москвы от 18 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кляусовой И.В., представителей Главного управления МЧС России по г. Москве П., Д., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя С.Н. по доверенности У., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по <адрес>, в соответствии с которым просила признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении истцу выплаты компенсации за наем жилых помещений незаконным и обязать отменить его; признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями незаконным и обязать отменить его; обязать ответчика восстановить истца на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначить выплату компенсации за наем жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Хамовнического районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты ФИО1 компенсации за наем жилых помещений и решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями признаны незаконными и отменены.
На ГУ МЧС России по <адрес> возложена обязанность восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначить выплату компенсации за наем жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд приходит к выводу об отмене апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм права допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, старший лейтенант внутренней службы ФИО1 занимает должность инспектора отдела подбора и расстановки кадров Управления кадров и воспитательной работы ГУ МЧС России по <адрес>.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, с составом семьи их двух человек признано право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) по адресу: <адрес>, жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15000 руб. ежемесячно.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруга ФИО11 - ФИО12
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1, с согласия собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - ФИО12, истец зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире. При постановке на регистрационный учет была предоставлена выписка из ЕГРН.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения и она снята с учета сотрудников, нуждающихся в служебных помещениях.
Согласно финансовому лицевому счету, в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ собственник ФИО12 - постоянно; с ДД.ММ.ГГГГ гость - ФИО13 - временно до ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 - постоянно (без родства).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи предоставлено право регистрации по месту жительства в указанной, при этом, по окончанию срока договора найма, в случае отсутствия пролонгации, наниматель и члены его семьи обязуются освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (с которым согласился суд апелляционной инстанции), руководствуясь частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу, что решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты ФИО1 компенсации за наем жилых помещений и о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, нельзя признать законными, по причине того, что ФИО1 нельзя признать членом семьи собственника ФИО12, собственником либо нанимателем иного жилого помещения ФИО1 не является, а потому вышеуказанные решения признал подлежащими отмене с возложением на ответчика обязанности восстановить истца на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначить ей выплату компенсации за наем жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что с принятыми судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью первой статьи 8 данного Федерального закона сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части четвертой настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N установлены категории сотрудников, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и утверждены Правила предоставления таких жилых помещений.
По смыслу пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а также пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N компенсация за наем (поднаем) жилых помещений федеральной противопожарной службы, замещающим должности младшего, среднего, старшего, высшего начальствующего состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, выплачивается в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, либо в случае необеспечения этих сотрудников жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Соответственно, данный вид социальной гарантии предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы лишь при условии невозможности обеспечения его по месту службы служебным жилым помещением и при условии, что жилое помещение, арендуемое в связи с отсутствием служебного жилья, расположено относительно места службы сотрудника на таком удалении, чтобы обеспечивалась возможность его ежедневного возвращения в указанное жилое помещение.
Между тем, судом при разрешения настоящего спора не учтены положения вышеуказанных норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жилищных прав сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Признавая ФИО1 не имеющей жилого помещения по месту службы, с целью реализации права на выплату ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, суд первой инстанции не учел, что с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно и постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>.
Таким образом, срок регистрации по месту жительства ФИО1 не соответствует сроку действия договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, срок которого, в соответствии со ст. 683 Гражданского кодекса Российской Федерации не может превышать 5 лет.
При этом судом не выяснялся вопрос, является ли ФИО1 членом семьи собственника ФИО12, и в качестве кого она вселена в жилое помещение с правом постоянной регистрации по месту жительства.
Поскольку до настоящего времени регистрация истца в жилом помещении сохраняется, судом преждевременно сделаны выводы об удовлетворении исковых требований.
Обстоятельства, по которым ФИО1 в соответствии с вышеуказанными нормами права и разъяснениями по их применению может быть отнесена к категории сотрудников, обладающих правом на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, судом в полной мере не установлены.
Установление характера правоотношений между сторонами влияет на правильное применение норм материального права, исходя из заявленного требования об оспаривании действий и обязании восстановить на учете нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями и назначить выплатить компенсацию за наем.
Таким образом, выводы судов основаны на неполном установлении фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для целей рассмотрения настоящего спора.
На основании изложенного учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2024 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в ином составе судей.
Мотивированное определение изготовлено 3 декабря 2024 г.