Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2023 N 88а-14137/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Вологодского областного суда от 03.05.2023 N 33-1486/2023 (УИД 35RS0009-01-2022-002397-91)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Вологодского областного суда от 03.05.2023 N 33-1486/2023 (УИД 35RS0009-01-2022-002397-91)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 г. N 33-1486/2023
УИД 35RS0009-01-2022-002397-91
Судья Гвоздева Н.В. | Дело N 2-73/2023 |
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Вологодского муниципального округа на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20.01.2023 по иску заместителя прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального округа, Спасскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения старшего помощника прокурора прокуратуры Вологодского района Вологодской области Мироновой Н.Г., представителя администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Б.А.А., начальника Спасского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа Ф., представителя Спасского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Б.А.Ю., представителя ГУ МЧС России по Вологодской области по доверенности О., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Вологодского муниципального округа, Спасскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности.
В обоснование указал, что прокуратурой Вологодского района была проведена проверка исполнения администрацией Спасского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вологодскому району администрации Спасского сельского поселения предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 27.09.2022, не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении Спасское.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд возложить на администрацию Вологодского муниципального округа следующие обязанности: в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты Спасского сельского поселения: п. Непотягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве - 4, д. Емельяново в количестве - 4, д. Кирики-Улиты в количестве - 1, п. Можайское в количестве - 1, п. Перьево в количестве - 1, д. Родионцево в количестве - 1, с. Спасское в количестве - 2, д. Юрово в количестве - 1, д. Яскино в количестве - 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности; установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения; обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино к источникам наружного противопожарного водоснабжения подъезды с площадками с твердым покрытием; оснастить населенные пункты п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино на территории общего пользования первичными средствами пожаров и противопожарным инвентарем.
Протокольным определением суда от 17.01.2022 третье лицо администрация Вологодского муниципального района заменена в связи с реорганизацией на администрацию Вологодского муниципального округа, ответчик администрация Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа.
Протокольным определением суда от 20.01.2022 изменено процессуальное положение администрации Вологодского муниципального округа с третьего лица на соответчика.
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 20.01.2023 исковые требования заместителя прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На администрацию Вологодского муниципального округа (ИНН N...) и на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа (ИНН N...) возложены следующие обязанности:
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: п. Непотягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве 4, д. Емельяново в количестве 4, д. Кирики-Улиты в количестве 1, п. Можайское в количестве 1, п. Перьево в количестве 1, д. Родионцево в количестве 1, с. Спасское в количестве 2, д. Юрово в количестве 1, д. Яскино в количестве 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности, - в срок до 31.12.2023,
- установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, - в срок до 01.09.2023;
- обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино подъезды с площадками с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров к источникам наружного противопожарного водоснабжения - в срок до 01.09.2023;
- оборудовать территории общего пользования населенных пунктов: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем - в срок до 01.09.2023.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация Вологодского муниципального округа просит решение суда в части удовлетворения заявленных исковых требований к администрации Вологодского муниципального округа отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование указывает, что является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, так как Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа в связи с реорганизационными мероприятиями является специализированным (отраслевым, функциональным) органом администрации Вологодского муниципального округа, наделенным правами юридического лица на реализацию мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении поименованных заместителем прокурора в исковом заявлении населенных пунктов. Ссылается на то, что решение является неисполнимым, так как суду надлежало установить число источников наружного противопожарного водоснабжения и определить техническую возможность строительства указанных объектов с учетом геологических особенностей соответствующего участка территории. Выражает несогласие со сроками выполнения работ. Полагает, что данное решение является вмешательством в их административно-хозяйственную деятельность администрации.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Вологодского района Миронова Н.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях на нее, приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены обязательные требования пожарной безопасности, как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
22.07.2008 принят Федеральный
закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123), который в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
ст. 63 этого же закона.
Согласно
абзацам 1,
3 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (
статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании
пунктов 1,
2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений и помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
На основании
пункта 75 указанных Правил, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Спасского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения закона. В нарушение
статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ,
статей 63,
68 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ, администрацией Спасского сельского поселения не приняты меры по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно, не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты с числом жителей 50 и более человек в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, д. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности; не в полном объеме обозначены указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения; не в полном объеме обеспечены подъезды с площадками с твердым покрытием к источникам наружного противопожарного водоснабжения в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино; населенные пункты сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
27.09.2021 по факту указанных нарушений Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вологодскому району администрации Спасского сельского поселения вынесено предписание N 51/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения предписания определен до 27.09.2022. Вместе с тем, данное предписание не исполнено, бездействие должностных лиц органов местного самоуправления ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении Спасское.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к выводу о том, что требования, предусмотренные Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в части обязанностей по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, населенные пункты сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, обеспечению подъездов с площадками с твердым покрытием к источникам наружного противопожарного водоснабжения, не выполняются, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, так как администрацией Спасского сельского поселения не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории населенных пунктов сельского поселения влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Доводы подателя жалобы том, что суду надлежало установить число источников наружного противопожарного водоснабжения и определить техническую возможность строительства указанных объектов с учетом геологических особенностей соответствующего участка территории, подлежат отклонению.
Количество пожарных водоемов, запас имеющейся в них воды в сопоставлении с плотностью застройки, материала из которого изготовлены дома и количества жителей поселков, приведены в
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденном Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225.
Обязанность по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения возложена на органы местного самоуправления сельских поселений и муниципальных округов.
Таким образом, обязанность определять необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения и место их положения относится к компетенции органов местного самоуправления, и разрешение данного вопроса судом будет являться вмешательством в их административно-хозяйственную деятельность.
Кроме того из материалов дела следует, что постановлением Администрации Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района от 28.01.2019 N 21 утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") по обеспечению противопожарного водоснабжения в населенных пунктах с числом жителей более 50 человек на территории Спасского сельского поселения".
Таким образом, количество и местоположение источников наружного противопожарного водоснабжения ответчиком уже определено.
Обязанности по выполнению вышеуказанных мероприятий суд возложил на администрацию Вологодского муниципального округа, как на орган местного самоуправления муниципального округа, к полномочиям которого в силу
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ отнесены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, и на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа, которое в соответствии с пунктом 1.2, подпунктом 8 пункта 2.1 Положения о Спасском территориальном управлении администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области является постоянно действующим территориальным органом администрации Вологодского муниципального округа, с полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующей территории.
Исполнение возложенных на администрацию района обязанностей подразумевает необходимость решения ею, как органом местного самоуправления, ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях исполнения решения суда в сфере, относящейся к ее публичным полномочиям, предполагает решение вопросов, связанных с определением конкретных исполнителей работ, их финансовым обеспечением и т.п..
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку он соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для освобождения от ответственности администрации Вологодского муниципального округа не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что доводы жалобы о том, что установленные судом сроки выполнения работ являются неисполнимыми, заслуживают внимания.
В соответствии со
статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (муниципальный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В силу
части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
При осуществлении муниципальных закупок органы местного самоуправления должны руководствоваться положениями Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая процедуру выделения средств из муниципального бюджета, необходимость соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", судебная коллегия приходит к выводу об изменении сроков исполнения, возложенных на ответчика обязательств по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, подъездами с площадками с твердым покрытием, оборудовать территории общего пользования населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20.01.2023 в части срока исполнения решения суда изменить.
Принять в изменяемой части новое решение.
Возложить на администрацию Вологодского муниципального округа (ИНН N...) и на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа (ИНН N...) обязанности:
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: п. Непотягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве 4, д. Емельяново в количестве 4, д. Кирики-Улиты в количестве 1, п. Можайское в количестве 1, п. Перьево в количестве 1, д. Родионцево в количестве 1, с. Спасское в количестве 2, д. Юрово в количестве 1, д. Яскино в количестве 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности, - в срок до 31.12.2024;
- установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, - в срок до 01.09.2023;
- обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино подъезды с площадками с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров к источникам наружного противопожарного водоснабжения - в срок до 01.12.2024;
- оборудовать территории общего пользования населенных пунктов: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем - в срок до 01.12.2023.
В остальном решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вологодского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА
Судьи
А.М.ВАХОНИНА
Е.С.МАХИНА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.05.2023.