Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2023 N 88а-14137/2023 (УИД 35RS0009-01-2022-002397-91)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2023 N 88а-14137/2023 (УИД 35RS0009-01-2022-002397-91)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении.
Решение: Удовлетворено в части.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2023 г. N 88а-14137/2023
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.,
судей Корнюшенкова Г.В., Косицыной-Камаловой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 мая 2023 года по делу N 2-73/2023 по иску заместителя прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального округа, Спасскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Вологодский районный суд Вологодской области с иском к администрации Вологодского муниципального округа, Спасскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Вологодского района была проведена проверка исполнения администрацией Спасского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона. Выданное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вологодскому району администрации Спасского сельского поселения предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 27 сентября 2022 года, не исполнено, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении Спасское.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд возложить на администрацию Вологодского муниципального округа следующие обязанности: в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты Спасского сельского поселения: п. Непогягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве - 4, д. Емельяново в количестве - 4, д. Кирики-Улиты в количестве - 1, п. Можайское в количестве - 1, п. Перьево в количестве - 1, д. Родионцево в количестве - 1, с. Спасское в количестве - 2, д. Юрово в количестве - 1, д. Яскино в количестве - 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности; установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения; обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино к источникам наружного противопожарного водоснабжения подъезды с площадками с твердым покрытием; оснастить населенные пункты п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики- Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино на территории общего пользования первичными средствами пожаров и противопожарным инвентарем.
Протокольным определением Вологодского районного суда Вологодской области от 17 января 2023 года третье лицо администрация Вологодского муниципального района заменена в связи с реорганизацией на администрацию Вологодского муниципального округа, ответчик администрация Спасского сельского поселения Вологодского муниципального района на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа.
Протокольным определением Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года изменено процессуальное положение администрации Вологодского муниципального округа с третьего лица на соответчика.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства
Решением Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года исковые требования заместителя прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На администрацию Вологодского муниципального округа и на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа возложены следующие обязанности:
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: п. Непотягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве 4, д. Емельяново в количестве 4, д. Кирики-Улиты в количестве 1, п. Можайское в количестве 1, п. Перьево в количестве 1, д. Родионцево в количестве 1, с. Спасское в количестве 2, д. Юрово в количестве 1, д. Яскино в количестве 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности, - в срок до 31 декабря 2023 года,
- установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, - в срок до 1 сентября 2023 года;
- обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино подъезды с площадками с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров к источникам наружного противопожарного водоснабжения - в срок до 1 сентября 2023 года;
- оборудовать территории общего пользования населенных пунктов: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем - в срок до 1 сентября 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 мая 2023 года решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года в части срока исполнения решения суда изменено.
Принято в изменяемой части новое решение, которым на администрацию Вологодского муниципального округа и на Спасское территориальное управление администрации Вологодского муниципального округа возложены обязанности:
- обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения следующие населенные пункты: п. Непотягово в количестве 2, д. Бурцево в количестве 4, д. Емельяново в количестве 4, д. Кирики-Улиты в количестве 1, п. Можайское в количестве 1, п. Перьево в количестве 1, д. Родионцево в количестве 1, с. Спасское в количестве 2, д. Юрово в количестве 1, д. Яскино в количестве 2, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности, - в срок до 31 декабря 2024 года;
- установить указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, - в срок до 1 сентября 2023 года;
- обеспечить в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино подъезды с площадками с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров к источникам наружного противопожарного водоснабжения - в срок до 1 декабря 2024 года;
- оборудовать территории общего пользования населенных пунктов: п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем - в срок до 1 декабря 2023 года.
В остальном решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Вологодского муниципального округа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 мая 2023 года, поданной 17 мая 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 июня 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового судебного акта, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Вологодского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, Спасскому территориальному управлению администрации Вологодского муниципального округа в полном объеме.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2023 года дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства судебной коллегией по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в
части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (
части 2,
3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было, при установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами верно.
В силу
части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичные по смыслу положения предусмотрены
частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которых прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Федеральным
законом "О пожарной безопасности" определены обязательные требования пожарной безопасности, как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
абзацам 1,
3 статьи 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам,
На основании
частей 1 и
2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений и помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
На основании
пункта 75 указанных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года N 1885), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной прокуратурой Вологодского района проверки исполнения администрацией Спасского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения закона.
В нарушение требований
статьи 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, администрацией Спасского сельского поселения не приняты меры по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно, не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты с числом жителей 50 и более человек в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, д. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, с учетом обслуживания ими зданий по удаленности; не в полном объеме обозначены указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения к пожарным гидрантам и резервуарам в населенных пунктах п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино, являющимися источниками противопожарного водоснабжения; не в полном объеме обеспечены подъезды с площадками с твердым покрытием к источникам наружного противопожарного водоснабжения в п. Непотягово, д. Бурцево, д. Емельяново, д. Кирики-Улиты, п. Можайское, п. Перьево, д. Родионцево, с. Спасское, д. Юрово, д. Яскино; населенные пункты сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
27 сентября 2021 года по факту указанных нарушений Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Вологодскому району администрации Спасского сельского поселения вынесено предписание N 51/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения предписания определен до 27 сентября 2022 года. Вместе с тем, данное предписание не исполнено,
Разрешая дело, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к выводу о том, что требования, предусмотренные Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в части обязанностей по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, населенные пункты сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, обеспечению подъездов с площадками с твердым покрытием к источникам наружного противопожарного водоснабжения, не выполняются, бездействие должностных лиц органов местного самоуправления ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих в сельском поселении Спасское, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих судебных инстанций верными, поскольку материалами дела установлено, что органами местного самоуправления в нарушение требований закона не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Доводы кассационной жалобы о том, что судам надлежало установить число источников наружного противопожарного водоснабжения и определить техническую возможность строительства указанных объектов с учетом геологических особенностей соответствующего участка территории, подлежат отклонению.
Количество пожарных водоемов, запас имеющейся в них воды в сопоставлении с плотностью застройки, материала из которого изготовлены дома и количества жителей поселков, приведены в
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденном Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области не является надлежащим ответчиком по делу, в силу вышеприведенных норм законодательства обязанность по созданию для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения возложена на органы местного самоуправления как сельских поселений, так и муниципальных округов.
Создание в форме муниципального казенного учреждения Спасского территориального управления администрации Вологодского муниципального округа, вопреки доводам кассационной жалобы, не свидетельствует об отсутствии у администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области обязанности по осуществлению полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, возложенной на нее в силу закона.
Вопросы, связанные с процедурой исполнения постановленных судебных актов, при необходимости могут быть разрешены судом первой инстанции в установленном процессуальным законодательством порядке.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства не привело к принятию неправильного судебного акта. Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Вологодского районного суда Вологодской области от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 3 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 августа 2023 года.