Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 по делу N 88-13694/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 06.12.2023 N 33-10780/2023 (УИД 91RS0022-01-2023-000232-51)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: В связи с поступившими обращениями жителей многоквартирного дома прокуратурой была обследована придомовая территория, по результатам обследования установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасного движения, пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 06.12.2023 N 33-10780/2023 (УИД 91RS0022-01-2023-000232-51)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: В связи с поступившими обращениями жителей многоквартирного дома прокуратурой была обследована придомовая территория, по результатам обследования установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасного движения, пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2023 г. N 33-10780/2023
Дело N 2-874/2023
УИД 91RS 0022-01-2023-000232-51
Судья первой инстанции: Я.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: Хмарук Н.С.,
судей: Копаева А.А., Лозового С.В.,
при секретаре: Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива", А. об обязании совершить определенные действия, третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым", Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Администрация города Феодосии Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, Министерство внутренних дел по Республике Крым, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Ч., Н., -
по апелляционной жалобе А.,
на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года,
установила:
Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива", в котором просит возложить на Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Альтернатива" обязанность в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу на земельном участке кадастровый N, произвести демонтаж железного ограждения в виде глухого шлагбаума по <адрес> в г. ФИО4 в районе многоквартирного <адрес>, обеспечив беспрепятственный проезд по внутридомовой территории многоквартирных домов, в том числе подъезд пожарной техники с двух сторон к много-квартирному дому N по <адрес> г. ФИО4, в соответствии с требованиями
пункта 1.5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения",
статьи 6,
пункта 6 статьи 63,
подпункта 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
подпункта 3 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
подпункта "Б" пункта 8.1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты, Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям".
В обоснование требований указано, что в связи с поступившими обращениями жителей <адрес>-А по <адрес> в г. ФИО4, ФИО4 прокуратурой города ФИО4 с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по г. ФИО4, ОНД по г. ФИО4 УНД и ПР ГУ МЧС России по ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ была обследована придомовая территория по <адрес> в районе жилых многоквартирных домов NN-А и 29, по результатам которого установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасного движения, пожарной безопасности. Так, подъезд к многоквартирному дому N-А по <адрес> г. ФИО4 осуществляется с <адрес> через дворовую территорию многоквартирных домов, расположенных вплотную на одной линии <адрес> и <адрес> г. ФИО4, который перекрыт железным ограждением, установленным на земельном участке с кадастровым номером 90:24:01911:9857 по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, что создает для жителей <адрес>А препятствие проезда к своему дому со стороны <адрес> вдоль многоквартирного <адрес>, при этом основным подъездом к указанному дому остается узкий проезд через дворовую территорию многоквартирных домов NN, 4, расположенных по <адрес> в г. ФИО4, альтернативные подъезды для подъезда транспорта жителей домов, пожарной техники отсутствуют.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения
статей 209,
290 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что ответчик Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива" в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом, располо-женным по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, обязан обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке
статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена А., в порядке
статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО4, Ч., Н., исключены из числа третьих лиц Отдел надзорной деятельности по городу ФИО4 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО4 (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке
статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Феодосии Республики Крым (протокол судебного заседания от 19 апреля 2023 года).
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке
статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым (протокол судебного заседания от 30 мая 2023 года).
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке
статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерство внутренних дел по Республике Крым (протокол судебного заседания от 17 июля 2023 года).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года, исковые требования удовлетворены.
На Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Ком-пания "Альтернатива" возложена обязанность в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу на земельном участке с кадастровым номером 90:24:01011:9857 произвести демонтаж железного ограждения в виде глухого шлагбаума по <адрес> в г. ФИО4 в районе многоквартирного <адрес>, обеспечив беспрепятственный проезд по внутридомовой территории многоквартирных домов, в том числе подъезд пожарной техники с двух сторон к многоквартирному дому N по <адрес> г. ФИО4, в соответствии с требованиями
пункта 1.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090,
подпункта 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункта 8.1.1 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
В удовлетворении исковых требований к А., отказано.
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Альтернатива" в бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, А., подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просила его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на то, что по общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.
В возражениях на апелляционную жалобу Ч. и заместитель прокурора города Феодосии ФИО9 просят решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании ответчик А. поддержала доводы поданной апелляционной жалобы и просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива" и собственниками жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, в лице председателя МКД А., действующей на основании протокола общего собрания собственников N от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен договор управления многоквартирным домом N, по условиям которого управляющая организация обязалась по заданию собственников помещений многоквартирного дома за плату осуществлять деятельность по управлению домом, расположенным по адресу: ФИО4, г. ФИО4 <адрес>; оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в МКД, в границах эксплуатационной ответственности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (пункты 1.2, 1.2.1, 1.2.2) (л.д. 31 - 33 т. 1).
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива"; основной вид деятельности - управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код деятельности 68.32) (л.д. 88 - 93 т. 1).
По данным Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N КУВИ-001/2023-49710640, ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 3757 кв. м с кадастровым номером 90:24:010111:9857, расположенный по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные"; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 112 - 113 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о местоположении границ земельного участка площадью 3757 кв. м с кадастровым номером 90:24:010111:9857, расположенного по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные"; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют; особые отметки - общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 249 - 257 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД Российской Федерации по городу ФИО4 капитаном полиции ФИО10, старшим помощником прокурора города Феодосии советником юстиции Горбачевской Н.А. по обращению Н. по вопросу отсутствия подъезда к многоквартирному дому N-А по <адрес>, г. ФИО4, была проведена проверка, по результатам которой составлен акт о выявлении недостатков в эксплуата-ционном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д. 7 - 9 т. 1).
В ходе проведения проверки участка дворовой территории в районе <адрес>-А по <адрес> г. ФИО4 было выявлено, что подъезд к многоквартирному дому N-А по <адрес> г. ФИО4 осущест-вляется с <адрес> через дворовую территорию многоквартирных домов, расположенных вплотную на одной линии N по <адрес> и <адрес>, г. ФИО4. На момент обследования проезд в районе <адрес> г. ФИО4 перекрыт бетонными полусферами, что создает для жителей <адрес>-А препятствие. Основным подъездом к указанному дому остается проезд через дворовую территорию многоквартирных домов N,4, расположенных по <адрес> г. ФИО4, альтернативные подъезды отсутствуют. В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы, преграды, ограждения), создающие помехи для движения. Установка должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.
В декабре 2022 года по результатам вышеуказанной проверки проку-рором города Феодосии Республики Крым было внесено представление в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альтернатива" об устранении выявленных нарушений законодательства, со ссылкой на то, что установка в районе <адрес> г. ФИО4, бетонных полусфер создает препятствия подъезду транспортных средств, в том числе, пожарных автомобилей, на территорию многоквартирных домов N А, 29, 31 по <адрес>, г. ФИО4, иных жилых и общественных зданий (л.д. 21 - 36 т. 1).
Постановлением Административной комиссии муниципального образо-вания городской округ К. от ДД.ММ.ГГГГ А., являющаяся председателем многоквартирного дома по адресу: ФИО4, г. ФИО4 <адрес>, была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотрен-ного статьей 3.11 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в ФИО4" (нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона), и подвергнута наказанию в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 152 - 153 т. 1).
Согласно вышеуказанному постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города Феодосии Республики Крым, по адресу: г. ФИО4, <адрес>, у <адрес> непосредственно обнаружен факт самовольного размещения А. ограничителей движения (полусфер) в количестве 5 штук на объекте благоустройства без согласования с Администрацией города Феодосии. Тем самым А. нарушила требования подпункта 1.27 пункта 1 статьи 13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ ФИО4 Республики, утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, бетонные полусферы в районе многоквартирного <адрес> г. ФИО4, были демонтированы и вместо них установлена металлическая конструкция в виде шлагбаума.
Так, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД Российской Федерации по городу Феодосии капитаном полиции ФИО10, старшим помощником прокурора города ФИО4 советником юстиции ФИО11 по обращению по вопросу отсутствия подъезда к многоквартирному дому N-А по <адрес> в г. ФИО4, была проведена проверка, по результатам которой составлен акт о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д. 46 - 48 т. 1).
В ходе проведения проверки участка дворовой территории в районе <адрес>-А по <адрес> г. ФИО4 было выявлено, что подъезд к многоквартирному дому N-А по <адрес> г. ФИО4 осуществля-ется с <адрес> через дворовую территорию многоквартирных домов, расположенных вплотную на одной линии N по <адрес> и <адрес>, г. ФИО4. На момент обследования проезд в районе <адрес> г. Феодосии перекрыт металлической конструкцией в виде шлагбаума, что создает для жителей <адрес>-А препятствие. Основным подъездом к указанному дому остается проезд через дворовую территорию многоквартирных домов N,4, расположенных по <адрес> в г. ФИО4, альтернативные подъезды отсутствуют. В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы, преграды, ограждения), создающие помехи для движения. Установка должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.
На основании требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ВО-2441-22, в соответствии с заданием заместителя начальника отдела надзорной деятельности по городу ФИО4 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения нормативно технического отдела надзорной деятельности по г. ФИО4 УНД и ПР ГУ МЧС России по ФИО4 майором внутренней службы ФИО12 было проведено выездное обследование по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, по результатам которого составлен акт выездного обследования N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49, 51 - 53 т. 1).
По результатам выездного обследования установлено, что по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, со стороны <адрес>-А установлено заграждение в виде шлагбаума без возможности его свободного открытия, что является нарушением требований пожарной безопасности, а именно
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно письму отдела надзорной деятельности по городу Феодосии управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, направленного в адрес заместителя прокурора города Феодосии Респуб-лики Крым, по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, было выявлено, что проезды и подъездные пути для пожарной техники по вышеуказанному адресу отсутствуют, в нарушение
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, установленные требованиями пожарной безопасности. Также сообщено, что в соответствии с требованиями
подпункта "Б" пункта 8.1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подъезд пожарных автомо-билей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине с двух продольных сторон (л.д. 50 т. 1).
На основании требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ВО-2441-22, направленного в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела по контролю за благоустройством управления муниципального контроля Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 ФИО13 был произведен осмотр территории общего пользования, расположенной по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, по результатам которого составлен протокол осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58 - 66 т. 1).
В ходе осмотра установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:24:010111:9857, расположенном по адресу: Респуб-лика ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, общая площадь 3 757 кв. м, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. На территории земельного участка, на внутридворовом проезде с асфальтовым покрытием, в районе подъезда N установлена неразборная металлическая конструкция, огра-ничивающая пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства в виде П-образной конфигурации, состоящей из 3-х труб (две трубы высотой около 1 м 20 см, одной трубы длиной около 5 м, диаметр труб - 10 см). Протокол общего собрания и согласование с Администрацией города Феодосии Республики Крым по вопросу установки металлической конструкции отсутствуют. Данный факт указывает на признаки нарушения подпункта 1.26 пункта 1 статьи 13 раздела 1 части II Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484.
Постановлением Административной комиссии муниципального образования городской округ К. от ДД.ММ.ГГГГ А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в ФИО4" (нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также
статьей 3.18 настоящего Закона), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 190 - 194 т. 1).
Как следует из вышеуказанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 часов сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 непосредственно обнаружен факт самовольной установки ограничивающего устройства в виде неразборного металлического шлагбаума П-образной формы, состоящей из трех труб диаметром 10 см, две трубы высотой 1 м 20 см и одна - длиной 5 м, на территории общего пользования, дворовой территории, расположенной вдоль <адрес>, г. ФИО4, ФИО4 (кадастровый номер земельного участка 90:24:010111:9857), которую организовала председатель МКД N по <адрес>, г. ФИО4 А., с целью ограничения движения автомобилей через двор указанного жилого дома, без согласования с Администрацией города ФИО4, чем А. нарушила пункт 2 статьи 10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики ФИО4 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу N постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Феодосия Республики ФИО4 N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в ФИО4" и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, отменено; производство по делу об административном правонарушении в отношении А. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление (л.д. 37 - 38 т. 2).
Из содержания постановления Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 июня 2023 года следует, что невозможно сделать безусловный вывод о виновности А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым", поскольку отсутствуют иные данные, подтверждающие ее непосредственное участие в установке шлагбаума.
ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, по вопросам повестки дня NN, 3 были приняты решения: установить ограждения земельного участка придомовой территории многоквартирного дома, запретить управляющей компании Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Альтернатива" действия по демонтажу ограждения до получения решения суда (л.д. 240-248 т. 1).
Решением Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования городской округ Феодосия от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного письмом Администрации города ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, отказано в установке шлагбаума и других средств ограничивающих проезд в районе автодороги общего пользования многоквартирного жилого дома по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>. Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в много-квартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Установление металлической конструкции, ограни-чивающей пешеходное и автомобильное движение на территории благоустройства на земельном участке с кадастровым номером 24:010111:9857 нарушает пункт 2 статьи 10, подпункт 1.26 пункта 1 статьи 13 раздела 1 части II Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484. Установка шлагбаума должна быть согласована с Отделом надзорной деятельности по городу Феодосия Управления надзорной деятельности Государственного управления России по <***> ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Крым, ОГИБДД ОМВД России по городу Феодосии, коммунальными службами (л.д. 123, 198 - 199 т. 1).
Согласно письму ОГИБДД ОМВД России по городу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N сведения о согласовании установления металлического ограждения на земельном участке с кадастровым номером 90:24:01011:9857, в виде глухого шлагбаума по <адрес> в г. ФИО4 в районе многоквартирного <адрес> отсутствуют. Никаких документов на согласование указанного шлагбаума в ОГИБДД ОМВД России по городу ФИО4 не поступало (л.д. 208 т. 1).
Как следует из письма Отдела надзорной деятельности по городу Феодосии УНД и ПР ГУ МЧС России по ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения, согласования на установление железного ограждения в виде глухого шлагбаума по <адрес> г. ФИО4 в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 90:24:01011:9857, не выдавались (л.д. 209 т. 1).
Согласно показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО14, ФИО15 железное ограждение в виде глухого шлагбаума по <адрес> в г. ФИО4 в районе многоквартирного <адрес>, было установлено собственниками данного многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" к вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесенным уставом местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа К., наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Федеральными законами и законами Республики Крым.
Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17 ноября 2014 года N 65 принят Устав муниципального образования городской округ К. (далее - Устав).
В соответствии со статьей 1 Устава Администрация города Феодосии Республики Крым - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ К., наделенная настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 6 Устава определены вопросы местного значения городского округа Феодосия, к которым, в частности, относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 28); осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа Феодосия, осуществление, в случаях, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствии с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 29).
В соответствии с положениями статьи 3 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484, к объектам благоустройства территории относятся территории муниципаль-ного образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе площадки отдыха, открытые функционально-планировочные образования общественных центров, дворы, кварталы, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой, растительные группировки), водные объекты и гидро-технические сооружения, природные комплексы, особо охраняемые природные территории, эксплуатируемые кровли и озелененные участки крыш, линейные объекты дорожной сети, объекты ландшафтной архитектуры, другие территории муниципального образования.
Согласно статье 10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484, к ограничивающим устройствам относятся механические, передвижные и стационарные объекты, служащие для ограничения пешеходного или автомобильного движения на определенной территории (шлагбаумы, железобетонные блоки, иные строительные конструкции, металлические цепи, тросы ограждения стационарные или переносные и т.д.) (пункт 1).
На территории округа Феодосия запрещается установка ограждений и ограничивающих устройств, без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым на прилегающих, дворовых (внутриквартальных) территориях и территориях общего пользования, за исключением: 1) ограждения строительных площадок и мест проведения ремонтных работ; 2) ограждения земельных участков школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объектов с особым режимом эксплуатации и иных объектов, имеющих самостоятельный земельный участок, подлежащий ограждению в соответствии с проектной документацией; 3) ограждения территорий круглосуточных, охраняемых автостоянок, объектов инженерного оборудования коммунальной инфраструктуры; 4) организации безопасного пешеходного движения вблизи проезжей части улиц и магистралей; 5) иных случаях, предусмотренных законодательством, муниципальными правовыми актами округа Феодосии (пункт 2).
Ограничивающие устройства на территории округа Феодосии должны проектироваться в соответствии с действующими техническими регламентами и иными нормативно-техническими документами (пункт 3).
В силу пункта 1.26 статьи 13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484, на территории муниципального образования запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фото-инвентарь и оборудование, звукоусилительную аппаратуру, стоппера всех видов, металлические ограничители движения/парковок ("крабы", "лягушки", "сигнальные колпаки") и т.п. В случае выявления самовольно установленных объектов наружной рекламы, вывесок, торговых лотков, палаток, павильонов, киосков, металлических конструкций, любых видов ограждений и конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлических гаражей, торгового оборудования, торгового инвентаря (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тара и пр.), фотоинвентаря и оборудования, звукоусилительной аппаратуры, стопперов всех видов, металлических ограничителей движения/парковок ("крабы", "лягушки", "сигнальные колпаки") и т.п., они подлежат демонтажу и вывозу, с последующим возмещением стоимости проведенных работ по демонтажу и вывозу с лиц виновных в этом, путем подачи соответствующих исковых заявлений в суд.
Пунктом 1.27 статьи 13 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ К., утвержденных решением 49 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 30 июня 2022 года N 484, установлено, что на территории муниципального образования запрещается устанавливать технические средства регулирования дорожного движения, шлагбаумов и пр. без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым.
Требованиями
пункта 1.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, определено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Кроме того, в соответствии с положениями
части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: 1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; 2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений; 3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).
Согласно
абзацам 1,
3,
6 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.
На основании
пункта 8.1.1 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных
приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине: а) с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 м и более, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф.3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 м и более; б) с одной продольной стороны - к одноэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов, а также к многоэтажным зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий; в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1. К зданиям с площадью застройки более 10 000 м2 или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных норм права собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, самовольно без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым установлено на земельном участке с кадастровым номером N железное ограждение в виде глухого шлагбаума, которое препятствует подъезду пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям, что способствует усилению угрозы пожарной опасности, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Обращаясь в суд с иском, заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым указал, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиками не устранены. Доказательств обратного суду не предоставлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.
Руководствуясь
ст. ст. 209,
290 Гражданского кодекса РФ,
ст. 36,
161 Жилищного кодекса РФ и удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в полном объеме, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что в нарушение вышеприведенных норм права собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО4, г. ФИО4, <адрес>, самовольно без согласования с Администрацией города Феодосии Республики Крым установлено на земельном участке с кадастровым номером 90:24:010111:9857 железное ограждение в виде глухого шлагбаума, которое препятствует подъезду пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям, что способствует усилению угрозы пожарной опасности и может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, принимая во внимание, что ответчик ООО "Управляющая компания "Альтернатива" в силу требований жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ООО "Управляющая компания "Альтернатива" обязанности в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу на земельном участке кадастровый N произвести демонтаж железного ограждения в виде шлагбаума по <адрес> в г. ФИО4 в районе многоквартирного <адрес>.
При этом, к ответчику А. истец заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым исковых требований не заявлял, указанное лицо, в порядке
статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, было привлечено судом первой инстанции к участию в качестве соответчика по своей инициативе, а поскольку доказательств ее непосредственного участия в установке шлагбаума не представлено, о чем также указано в решении Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 июня 2023 года по делу N 12-92/2023, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска к А.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих вышеизложенные значимые для разрешения спора обстоятельства и свидетельствующих о неправомерности возложения на ответчика ООО "Управляющая компания "Альтернатива" обязанности устранить выявленные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу А., без удовлетворения.