Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2025 N 88а-9931/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 21.10.2024 по делу N 33а-83/2024 (УИД 21RS0016-01-2023-000895-33)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий исправительного учреждения.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения условий содержания осужденных, по результатам которой выявлены нарушения требований противопожарного законодательства.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 21.10.2024 по делу N 33а-83/2024 (УИД 21RS0016-01-2023-000895-33)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий исправительного учреждения.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения условий содержания осужденных, по результатам которой выявлены нарушения требований противопожарного законодательства.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2024 г. по делу N 33а-83/2024
Дело N 2а-1086/2023
УИД 21RS0016-01-2023-000895-33
Докладчик Лушникова Е.В. Апелляционное дело N 33а-83/2024
Судья Иванов С.В. Административное дело N 2а-1086/2023
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Лушниковой Е.В., Петрухиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике - Чувашии о возложении обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного и противопожарного законодательства, поступившее по апелляционному представлению прокурора Чебоксарской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лушниковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6, выразившегося в непринятии мер по выполнению установленных противопожарных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан; о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить наличие технической документации на систему противопожарной защиты на объекты:
- двухэтажного кирпичного здания (литера Д, инв. N Р21/12789, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
- здания двухэтажного технического пристроя с техническим этажом к двухэтажному кирпичному зданию (литера Д1, Д, инв. N 21-258:23, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
- двухэтажного кирпичного здания (литеры АЛ, ал1, ал2, ал3, инв. N 21-258:18, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>);
- двухэтажного кирпичного здания (литера АБ, II, III, адрес: Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.2);
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике, выявлены нарушения противопожарной безопасности в помещениях исправительного учреждения. 13 мая 2021 года прокуратурой Чувашской Республики на имя начальника Управления ФСИН России по Чувашской Республике внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако в ходе контрольной проверки, проведенной 24 мая 2023 года, установлено, что не все нарушения требований пожарной безопасности устранены, а именно: не проведены испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения; отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты; в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 не установлены системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны. Неустранение указанных нарушений противопожарных требований препятствует соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства, противопожарного законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - осужденных, работников исправительного учреждения, и иных лиц, посещающих колонию, в том числе на личную безопасность.
Представитель административного истца Чебоксарской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Н.Е. в судебном заседании суда первой инстанции, заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Чувашской Республике К. возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном возражении (л.д. 59-60).
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Чувашской Республике Н.Н. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике М. требования прокурора поддержал и просил удовлетворить.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, прокурор Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики А. подал апелляционное представление, в котором ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование представления прокурор приводит доводы о несогласии с выводами суда в части указания, что данные требования уже являлись предметом судебного рассмотрения, по которым Московским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики 15 февраля 2023 года вынесено решение. Однако предметом разрешенного спора являлись иные объекты ответчика, не относящиеся к данному делу. По результатам проверки ФКУ ИК-6, проведенной прокуратурой Чувашской Республики, от 13.05.2021 вынесено представление, в котором отражены общие нарушения в Учреждении, без привязки к конкретным объектам, а именно в части: эксплуатации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации при пожаре сверх установленного срока службы; не обеспечения системой автоматической пожарной сигнализации оповещающей о возникновении пожара, дублирования этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Таким образом, предметом спора по решению суда от 13.05.2023 являлись иные объекты ответчика, тем самым данное решение необоснованно принято судом в качестве доказательства и положено в основу решения. Судом также оставлена без внимания позиция представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чебоксарскому району УНД и ПР ГУ МЧС по Чувашской Республике, который подтвердил наличие нарушений требований пожарной безопасности в деятельности ИК-6, что подтверждается их справкой от 07.07.2023 года.
Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель административного истца - прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г. апелляционное представление поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии К. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу
ст. 150,
части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что проведенной проверкой Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии выявлены нарушения п. 54 Правил, ч. 7 ст. 83 Федерального закона, а именно: не проведено испытание средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения и изготовления технической документации, не установлены в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара в подразделении пожарной охраны в:
- двухэтажном кирпичном здании (литера Д, инв. N Р21/12789, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>);
- здании двухэтажного технического пристроя с техническим этажом к двухэтажному кирпичному зданию (литера Д1, Д, инв. N 21-258:23, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>
- двухэтажном кирпичном здании (литеры АЛ, ал1, ал2, алЗ, инв. N 21-258:18, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>
- двухэтажном кирпичном здании (литера АБ, II, III, адрес: Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>).
13 мая 2021 года прокуратурой Чувашской Республики начальнику Управления ФСИН России по Чувашской Республике внесено представление с предложением принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих (л.д. 8-11).
Согласно ответу УФСИН от 16.06.2021 следует, что указанные в представлении нарушения требований пожарной безопасности включены в план устранения нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства, утвержденного начальником ФКУ ИК-6 УФСИН (л.д. 12).
24 мая 2023 года прокуратурой была проведена повторная проверка на предмет устранения ранее выявленных в учреждении нарушений в сфере пожарной безопасности, по результатам которой выявлено, что нарушения в полном объеме не устранены, в частности, испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не приведены, техническая документация на системы противопожарной защиты отсутствует, в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 не установлены системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны (л.д. 17).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований прокурора; при этом суд исходил из того, что рассматриваемые по настоящему делу административные исковые требования дублируют ранее заявленные требования в части выполнения установленных требований пожарной безопасности обеспечивающих охрану здоровья граждан, которые уже являлись предметом рассмотрения Московским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года и по ним принято решение об их удовлетворении. Как указал суд, в представлении прокурора от 13.05.2021 об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства не выявлен факт нарушений на указанных в исковом заявлении объектах, ввиду чего бездействие со стороны ответчика по данному делу не усматривается.
Однако судебная коллегия, не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со статьей 34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В связи с чем прокурор вправе, в виду не исполнения полномочным должностным лицом внесенного в его адрес представления об устранении нарушений закона, обратиться в суд с настоящим административным иском.
Из
пунктов 1 и
2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Согласно
части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу
подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 2 статьи 54 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Из материалов дела также следует, что проведенной повторно прокуратурой проверкой с привлечением специалистов нашло подтверждение, что ряд нарушений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, выявленных ранее, на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным иском в суд, не были устранены, в частности: не проведены испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения и изготовления технической документации; не установлены в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием светового и звукового сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно информации, составленной старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чебоксарскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, от 7 июля 2023 года по проверке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии совместно с помощником Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Т. следует, что были обследованы здания: <адрес> и выявлены следующие нарушения требований противопожарной безопасности:
1. На объектах защиты отсутствует техническая документация и проектная документация на системы противопожарной защиты, в нарушение
ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4,
5 раздела 4 ГОСТ Р 59639-2021"Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность",
раздела 4 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность",
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
2. Система пожарной сигнализации объектов, класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, в нарушение
ч. 7 и
ч. 7.1, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. Средства обеспечения пожарной безопасности, функционирующие в составе системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, экслуатируются сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком). При этом не обеспечено ежегодное проведение их испытаний до замены в установленном порядке, в нарушение
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (л.д. 102).
Проанализировав обстоятельства дела, с учетом представленных по делу доказательств в их совокупности, и установив на их основании факты нарушения ФКУ ИК-6 требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости, которые на момент обращения прокурора в суд с настоящими исковыми требованиями не были устранены, доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено, суд апелляционной инстанции признает наличие со стороны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии бездействия по неустранению нарушений требований законодательства в части обеспечения соблюдения норм пожарной безопасности в отношении вышеуказанных объектов.
При этом судебная коллегия учитывает, что наличие на момент проверки выявленных нарушений, которые не были устранены, влечет ущемление прав неопределенного круга лиц, в том числе осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории колонии.
Выводы суда об идентичности заявленных административным истцом требований в рамках административного дела рассмотренного Московским районным судом г. Чебоксары и по настоящему делу являются неверными.
Так, вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года удовлетворены административные исковые требования Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к ФКУ "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6, выразившегося в непринятии мер по выполнению установленных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан; о возложении обязанности на ФКУ ИК-6 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить хранение технической документации на систему противопожарной защиты объектов, расположенных на территории исправительного учреждения, а именно:
а) двухэтажного кирпичного здания (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. <адрес>); двухэтажного кирпичного здания (литера Н, инв. N 21-258:6/12789:18, ул. <адрес>); трехэтажного кирпичного здания (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. <адрес>), предназначенных для проживания осужденных;
б) двухэтажного кирпичного здания - клуб (литера Т, инв. N 21-258:13, ул. <адрес>);
в) двухэтажного кирпичного здания - пекарня (литера АТ, инв. N 21-258:31, ул. <адрес>
г) двухэтажного кирпичного здания - швейный цех (литера А, инв. N 18817, ул. <адрес> в соответствии с требованиями
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- обеспечить исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а именно:
а) в двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. <адрес>); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:5/12789:18, ул. <адрес>); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. <адрес>), предназначенных для проживания осужденных;
б) в двухэтажном кирпичном здании - клуб (литера Т, инв. N 21-258:13, ул. <адрес>);
в) в двухэтажном кирпичном здании - пекарня (литера АТ, инв. N 21-258:31, ул. <адрес>
г) в двухэтажном кирпичном здании - швейный цех (литера А, инв. N 18817, ул. <адрес> в соответствии с требованиями
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479;
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, предназначенных для проживания осужденных, а именно: двухэтажном кирпичном здании (литера К, инв. N 21-258:3, ул. <адрес>); двухэтажном кирпичном здании (литера Л, инв. N 21-258:4, ул. <адрес>); двухэтажном кирпичном здании (литера М, инв. N 21-258:5/12789:17, ул. <адрес>); двухэтажном кирпичном здании (литера Н, инв. N 21-258:5/12789:18, ул. <адрес>); трехэтажном кирпичном здании (литера Р, инв. N 21-258:8, ул. <адрес>) системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны в соответствии с
пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- возложить обязанность на ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии по финансированию выполнения ФКУ ИК-6 указанных в решении мероприятий при недостаточности у Учреждения собственных средств.
При таких обстоятельствах предметом административного искового заявления и соответственно предметом судебной оценки в рамках рассмотренного Московским районным судом г. Чебоксары являлось устранение выявленных нарушений норм пожарной безопасности на иных объектах недвижимости (зданий с иными литерами и инвентарными номерами).
При этом, возлагая на административного ответчика обязанность по устранению нарушений, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу
подпункта 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно Уставу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (приложение N 6 приказа ФСИН России от 7 апреля 2021 г. N 260) исправительная колония имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1.1); является юридическим лицом, получателем бюджетных средств (пункт 1.7), осуществляет оперативное управление переданным ему из федеральной собственности имуществом (пункты 5.1), обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения (пункт 2.5.1).
Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. Источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности (пункты 5.8, 5.9 Устава).
Согласно пункту 4.1 Устава управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии и руководство учреждения (начальник, его заместители).
УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в соответствии с
Положением, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, одной из задач территориального управления ФСИН России является обеспечение в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы.
Согласно
подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний" от 13 октября 2004 года N 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу
статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями
статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (
пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (
пункт 7 статьи 161,
пункт 10 статьи 242.3,
пункт 9 статьи 242.4,
пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со
статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений приведенных норм действующего законодательства, а также учитывая, что требования прокурора заявлены в связи с выявленными нарушениями требований закона, которые до обращения прокурора в суд с настоящим иском не устранены, судебная коллегия удовлетворяет требования административного иска о возложении на ФКУ ИК-6 обязанности по устранению выявленных нарушений.
В силу положений
пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений норм пожарной безопасности, времени, необходимого для проведения процедур, предусмотренных Бюджетным
кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принципов разумности и справедливости, заявленный прокурором срок исполнения обязанности - в течение 1 года со дня вступления настоящего решения в законную силу суд апелляционной инстанции находит разумным.
Руководствуясь
ст. ст. 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики удовлетворить:
признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии", выразившееся в непринятии мер по выполнению установленных противопожарных требований пожарной безопасности, обеспечивающих охрану здоровья граждан.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечить наличие технической документации на систему противопожарной защиты на объекты:
- двухэтажное кирпичное здание (литера Д, инв. N Р21/12789, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, <данные изъяты>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
- здание двухэтажное технического пристроя с техническим этажом к двухэтажному кирпичному зданию (литера Д1, Д, инв. N 21-258:23, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, <данные изъяты>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
- двухэтажное кирпичное здание (литеры АЛ, ал1, ал2, алЗ, инв. N 21-258:18, адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>);
- двухэтажное кирпичное здание (литера АБ, II, III, адрес: Чебоксарский муниципальный округ, д. <адрес>, класс функциональной пожарной опасности Ф1.2);
установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф1.2 системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.