Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88а-10212/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24.01.2024 по делу N 33а-267/2024 (УИД 56RS0009-01-2023-000907-75)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что в образовательном учреждении не выполняются требования пожарной безопасности, что влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24.01.2024 по делу N 33а-267/2024 (УИД 56RS0009-01-2023-000907-75)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Установлено, что в образовательном учреждении не выполняются требования пожарной безопасности, что влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2024 г. по делу N 33а-267/2024(33а-9145/2023)
N 2а-1435/2023
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
судей областного суда Ермошкиной О.В., Кучаева Р.Р.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Оренбурга к Муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению "Детский сад N 10", Управлению образовании администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе финансового управления администрации г. Оренбурга
на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ермошкиной О.В., представителя заинтересованного лица финансового управления администрации г. Оренбурга Е., прокурора Абраменок Е.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в первом полугодии 2022 года в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении "Детский сад N 10" (далее - МДОАУ "Детский сад N 10"), расположенном по адресу: (адрес) выявлены нарушения: в группах N, N, N, N с одновременным пребыванием более 10 человек отсутствует не менее двух эвакуационных выходов; ширина дверей на путях эвакуации во всех группах детского сада, спортивном и актовом залах составляет менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 человек; высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету в переходе из 2 в 3 корпус здания детского сада составляет менее 2 м; уклон наружных открытых лестниц, используемых для эвакуации, в здании детского дошкольного учреждения составляет более 45 градусов.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 31 мая 2022 года вносилось представление, которое до настоящего времени не исполнено.
Административный истец с учетом уточнений просил суд:
1. Обязать МДОАУ "Детский сад N 10" в срок до 1 сентября 2024 года:
- осуществить организацию в группах N, N, N, N с одновременным пребыванием более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов;
- привести ширину дверей на путях эвакуации во всех группах детского сада, спортивном и актовом залах в соответствие с требованиями
пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 (не менее 1.2 м);
- привести в соответствие с требованиями
пункта 4.3.2 СП 1.13130.2020 высоту горизонтальных участков путей эвакуации в свету в переходе из 2 в 3 корпус здания детского сада не менее 2 м;
- привести в соответствие с требованиями
пункта 5.2.1 СП 1.13130.2020 уклон наружных открытых лестниц, используемых для эвакуации, в здании детского дошкольного учреждения (не более 45 градусов).
2. Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга предусмотреть в срок до 3 декабря 2023 года финансирование МДОАУ "Детский сад N 10" для исполнения вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
3. Обязать администрацию г. Оренбурга в срок до 1 июня 2024 года профинансировать МДОАУ "Детский сад N 10" для исполнения вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены финансовое управление администрации г. Оренбурга, Главное управление МЧС России по Оренбургской области, департамент имущественных и жилищных отношений администрации г. Оренбурга.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Суд обязал:
- МДОАУ "Детский сад N 10" в срок до 1 сентября 2024 года осуществить организацию в группах N, N, N, N с одновременным пребыванием более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов; привести ширину дверей на путях эвакуации во всех группах детского сада, спортивном и актовом залах в соответствие с требованиями
пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 (не менее 1.2 м); привести в соответствие с требованиями
пункта 4.3.2 СП 1.13130.2020 высоту горизонтальных участков путей эвакуации в свету в переходе из 2 в 3 корпус здания детского сада не менее 2 м; привести в соответствие с требованиями
пункта 5.2.1 СП 1.13130.2020 уклон наружных открытых лестниц, используемых для эвакуации, в здании детского дошкольного учреждения (не более 45 градусов).
- в срок до 1 июня 2024 года Управление образования администрации г. Оренбурга предусмотреть финансирование МДОАУ "Детский сад N 10" для исполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности;
- в срок до 1 июня 2024 года администрацию г. Оренбурга профинансировать МДОАУ "Детский сад N 10" для исполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности:
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 11 января 2024 года дело передано на рассмотрение в административную коллегию Оренбургского областного суда.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица финансового управления администрации г. Оренбурга Е. доводы апелляционной жалобы поддержал, просила об ее удовлетворении.
Прокурор Абраменок Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, ссылалась на законность принятого судом решения.
Иные участники в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
абзаце 2 пункта 9 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (
статья 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со
статей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу
статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании положений
части 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным правам обучающихся отнесено академическое право на охрану жизни и здоровья
(пункт 9 части 1 статьи 34).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (
пункты 8,
9 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и Федеральный
закон от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции). В развитие данных законов разработаны подзаконные правовые акты, носящие нормативный (общеобязательный) характер.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Не выполнение требований пожарной безопасности повлечет увеличение рисков возникновения и распространения пожара, вследствие чего приведет к реальной угрозе причинения существенного вреда жизни или здоровью людей.
Статьями 37 и
38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с
частями 2,
3 статьи Федерального
закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ определено, что в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу
частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи.
Согласно
части 1 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 в целях обеспечения соблюдения требований Федерального
закона N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" утвержден
свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
В соответствии с
пунктом 4.3.2 названного свода правил высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету, как правило, должна быть не менее 2 м. Допускается уменьшать указанную высоту до 1,8 м для горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться не более 5 человек (за исключением участков, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1).
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек
(пункт 5.1.3).
Пунктом 5.1.4 предусмотрено, что минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.
Уклон наружных открытых лестниц, используемых для эвакуации из групповых ячеек, в зданиях детских дошкольных учреждений должен составлять не более 45°. Ширину указанных лестниц допускается выполнять не менее 0,8 м
(пункт 5.2.1).
В силу
пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что прокурором Дзержинского района г. Оренбурга в первом полугодии 2022 года проводилась проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки в МДОАУ "Детский сад N 10", расположенном по адресу: (адрес) 31 мая 2022 года выявлены следующие нарушения:
- в группах N, N, N, N с одновременным пребыванием более 10 человек отсутствует не менее двух эвакуационных выходов, чем нарушены
часть 3 статьи 4,
часть 1 статьи 6,
статья 89 Федерального закона N 123-ФЗ;
- ширина дверей на путях эвакуации во всех группах детского сада, спортивном и актовом залах составляет менее 1,2 м (фактически 0,71-0,78 м) при числе эвакуирующихся более 15 человек, тем самым нарушены
часть 3 статьи 4,
часть 1 статьи 6,
статья 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 5.1.4 СП 1.13130.2020;
- высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету в переходе из 2 в 3 корпус здания детского сада составляет менее 2 м (фактически 1,81 м), тем самым нарушены
часть 3 статьи 4,
часть 1 статьи 6,
статья 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункт 4.3.2 СП 1.13130.2020;
По результатам проверки 31 мая 2022 года МДОАУ "Детский сад N 10", прокурором внесено представление об устранении нарушений противопожарного законодательства N.
Согласно ответу от 8 июня 2022 года за подписью заведующей МДОАУ "Детский сад N 10" представление прокурора рассмотрено, приняты меры по устранению нарушений, причин и условий им способствующих. Представлены письма и обращения к начальнику управления образования г. Оренбурга о выделении дополнительных средств для выполнения предписания, приказ о наложении дисциплинарного взыскания от 6 июня 2022 года N-кп на заместителя заведующего по АХР ФИО5 с возложением обязанности принять исчерпывающие меры по устранению нарушений пожарной безопасности..
Из ответа за подписью заведующей МДОАУ "Детский сад N 10" от 27 января 2023 года следует, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, причиной неисполнения является отсутствие финансирования.
Информация о неисполнении требований пожарной безопасности подтверждена рапортом помощника прокурора, а также ответом начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления ФИО6 от 26 мая 2023 года N, предписанием ГУ МЧС России по Оренбургской области N от 7 марта 2023 года.
В связи с возникшими в ходе рассмотрения дела вопросами требующих специальных знаний по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта N, подготовленному экспертом ФИО7 ООО "***", эксперт пришел к выводу о несоответствии здания МДОАУ "Детский сад N 10" требованиям норм и правил пожарной безопасности. Нарушены требования СНИП II-А.5-62 (с учетом изменений от 14.02.67 г. БСТ 4-67) Главы 5. Противопожарные требования. Экспертом сделан вывод о существенном влиянии выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности на создание угрозы жизни и безопасности людей.
Для устранения недостатков требований пожарной безопасности с учетом технического состояния здания и его функционального назначения, необходимо разработать (демонтировать верхнюю ступень) на пути эвакуации со 2-го в 3-1 корпус здания, также произвести демонтаж существующих металлических эвакуационных лестниц и после разработки проектного решения выполнить монтаж новых металлических конструкций в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 53254-2009. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования".
Устранение выявленных экспертом недостатков требований пожарной безопасности не ведет к ослаблению несущих конструкций и/или разрушению здания, при условии соблюдения требований правил по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 года N 336н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 года, регистрационный N) и разработки проектного решения.
Эксперт считает, что предложенные мероприятия по устранению установленных в рамках данного исследования нарушений требования СНИП II-А.5-62 (с учетом изменений от 14.02.67 г. БСТ 4-67) Главы 5. Противопожарные требования, являются способом устранения нарушений требований пожарной безопасности за исключением способа их устранения путем изменения функционального назначения здания, а также проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту и/или техническому перевооружению здания.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, установив факт несоответствия здания МДОАУ "Детский сад N 10" требованиям пожарной безопасности, учитывая, что допущенные нарушения правил пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований и возложении на МДОАУ "Детский сад N 10" обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, на Управление образования администрации г. Оренбурга, администрацию г. Оренбурга обязанности по финансированию мероприятий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
МДОАУ "Детский сад N 10" относится к объектам массового пребывания людей, в том числе малолетних детей, выполнение в нем противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, включая детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, состав которых постоянно меняется и, как следствие, нарушаются права детей на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении во время посещения и проведения занятий, на охрану жизни и укрепления здоровья, выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на МДОАУ "Детский сад N 10" обязанности устранить нарушения являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что
свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" не распространяются на здание МДОАУ "Детский сад N 10", необоснованны, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что противопожарные нормы, действующие в период введения объекта в эксплуатацию, не содержали требования обеспечения безопасной эвакуации находящихся в здании людей. Представленным в материалы дела заключением эксперта анализировались требования пожарной безопасности, действующие на момент проектирования и ввода в эксплуатацию данного здания, которые должны были соблюдаться на объекте защиты и в данном случае не установлено, что предъявляются более высокие требования.
В соответствии с
пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Вместе с тем, принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает административного истца от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Поскольку сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в данном случаи малолетних детей, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта (реконструкции) здания при устранении выявленных нарушений в материалы дела не представлено, и данное утверждение подателя жалобы опровергается представленным в материалы заключением эксперта.
Как разъяснено в
пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно
статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как установлено
статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со
статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в
статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 2, 2.37 Положения об управлении образования города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N, Управление образования администрации г. Оренбурга обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Управление образования администрации г. Оренбурга, как лицо, осуществляющее функции учредителя МДОАУ "Детский сад N 10", распорядитель бюджетных денежных средств, несет обязанность при формировании муниципального задания предусматривать расходы на содержание здания детского сада, в том числе на приведение здания детского сада в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, то есть отвечает за обеспечение финансирования указанных выше мероприятий.
В соответствии с
пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
На основании части 1 статьи 6 Устава муниципального образования город Оренбург, принятого решением Оренбургского городского совета от 28 апреля 2015 года N администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Оренбургской области.
К вопросам местного значения муниципального образования "город Оренбург" относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа (часть 2 статьи 8).
В области образования администрация г. Оренбурга осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 8 статьи 35).
Указанные нормы, вопреки доводам апелляционной жалобы подтверждают обоснованность вывода суда о возложении на администрацию г. Оренбурга и Управление образования администрации г. Оренбурга обязанности по финансированию мероприятий.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Суд первой инстанции, возлагая на МДОАУ "Детский сад N 10" обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, установил срок до 1 сентября 2024 года.
Судебная коллегия считает, что срок устранения нарушения требований пожарной безопасности до 1 сентября 2024 года отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает излишним указание на срок финансирования администрацией г. Оренбурга и Управлением образования администрации города Оренбурга предусмотреть расходы на проведение мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, в связи с чем в этой части решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 8 сентября 2023 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению "Детский сад N 10", Управлению образования г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение "Детский сад N 10" в срок до 1 сентября 2024 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- организовать в группах N с одновременным пребыванием более 10 человек не менее двух эвакуационных выходов;
- привести ширину дверей на путях эвакуации во всех группах детского сада, спортивном и актовом залах в соответствие с требованиями
пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 (не менее 1.2 м);
- привести в соответствие с требованиями
пункта 4.3.2 СП 1.13130.2020 высоту горизонтальных участков путей эвакуации в свету в переходе из 2 в 3 корпус здания детского сада не менее 2 м;
- привести в соответствие с требованиями
пункта 5.2.1 СП 1.13130.2020 уклон наружных открытых лестниц, используемых для эвакуации, в здании детского дошкольного учреждения (не более 45 градусов).
Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга, администрацию г. Оренбурга обеспечить финансирование расходов на проведение мероприятий (работ) по исполнению вышеуказанных требований пожарной безопасности.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам
главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.