Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2025 N 88а-3630/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 11.02.2025 по делу N 33а-86/2025 (УИД 49RS0001-01-2024-006256-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушения требований законодательства.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что непринятие ответчиками достаточных мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 11.02.2025 по делу N 33а-86/2025 (УИД 49RS0001-01-2024-006256-66)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушения требований законодательства.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что непринятие ответчиками достаточных мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2025 г. по делу N 33а-86/2025
Дело N 2а-3441/2024
УИД 49RS0001-01-2024-006256-66
Судья Панова Н.А.
Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Кречетова А.А., Морозовой Л.С.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", врио начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" К.С., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области К.А., Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить целевое финансирование
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, Федеральной службы исполнения наказаний, по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29 октября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Морозовой Л.С., пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, Федеральной службы исполнения наказаний П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, пояснения помощника прокурора Евсеевой Д.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
установила:
первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с названным административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФКУ ИК-3), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее - УФСИН России по Магаданской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором с учетом уточнений просил: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3 по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности; признать незаконным бездействие УФСИН России по Магаданской области по непринятию мер по финансированию ФКУ ИК-3; возложить на ФКУ ИК-3 обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно
организовать восстановление и обеспечение хранения технической документации на системы противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на здания: КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива,
организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива,
организовать проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива до их замены в установленном порядке при эксплуатации данных средств сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации на объектах защиты,
организовать проведение работ по восстановлению работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации с целью подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха металлоконструкций (лит. А), цеха массового пошива,
организовать выполнение работ по проведению эксплуатационных испытаний металлических наружных открытых лестниц зданий КПП/штаба (административное), ШИЗО/ПКТ, бани-санпропускника с медсанчастью, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний,
организовать проведение работ по категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определению класса зоны помещений в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха металлоконструкций (лит. А), цеха массового пошива с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте,
организовать проведение работ по оборудованию помещений сварочного участка в здании мебельного цеха (лит. А, А1) системами автоматической пожарной сигнализации;
возложить на УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-3 бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований первый заместитель прокурора ссылался на то, что в результате проверки, проведенной в ФКУ ИК-3, выявлены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности. В целях их устранения начальнику УФСИН России по Магаданской области 14 ноября 2023 года, 28 июня 2024 года внесены представления, однако меры, направленные на устранение нарушений закона, не приняты.
Указывал, что непринятие ФКУ ИК-3 и УФСИН России по Магаданской области достаточных мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, нарушает права, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, число которых определить невозможно, поскольку ФКУ ИК-3 является учреждением с массовым пребыванием осужденных и иных лиц, посещающих, либо находящихся на территории учреждения.
Определением Магаданского городского суда от 2 октября 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены врио начальника ФКУ ИК-3 К.С. и начальник УФСИН России по Магаданской области К.А., а в качестве заинтересованного лица - ГУ МЧС России по Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда от 29 октября 2024 года административный иск удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-3 и врио начальника ФКУ ИК-3 К.С., выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
На ФКУ ИК-3 возложена обязанность в срок до 31 декабря 2026 года устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объектах по адресу: <адрес>, а именно
организовать восстановление и обеспечение хранения технической документации на системы противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на здания КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива,
организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива,
организовать проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях: КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха массового пошива до их замены в установленном порядке при эксплуатации данных средств сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации на объектах защиты,
организовать проведение работ по восстановлению работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации с целью подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха металлоконструкций (лит. А), цеха массового пошива,
организовать выполнение работ по проведению эксплуатационных испытаний металлических наружных открытых лестниц зданий КПП/штаба (административное), ШИЗО/ПКТ, бани-санпропускника с медсанчастью, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний,
организовать проведение работ по категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определению класса зоны помещений в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха металлоконструкций (лит. А), цеха массового пошива с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте,
организовать проведение работ по оборудованию помещений сварочного участка в здании мебельного цеха (лит. А, А1) системами автоматической пожарной сигнализации.
В удовлетворении требований, предъявленных к УФСИН по Магаданской области, начальнику УФСИН по Магаданской области К.А., ФСИН России, отказано.
Не согласившись с решением суда, ФКУ ИК-3, УФСИН России по Магаданской области, ФСИН России подали апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения.
В апелляционной жалобе указывают, что возложение на ФКУ ИК-3 обязанности организовать проведение работ по категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определению класса зоны помещений в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А) с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте противоречит пункту 12 Правил противопожарного режима.
Ссылаясь на
Положение о ФСИН России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314,
статью 6,
38.1,
пункт 1 статьи 74,
пункт 4 статьи 154,
статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), отмечают, что мероприятия, которые необходимо выполнить, могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета. В связи с отсутствием финансирования, длительной процедурой осуществления закупки с целью последующего заключения государственного контракта срок, установленный судом для устранения выявленных нарушений, является неразумным.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора просит решение суда изменить, требования, в удовлетворении которых отказано, удовлетворить.
Указывает, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал им надлежащую правовую оценку, неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Ссылаясь на положения
статей 9,
11,
13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы",
статей 210,
125 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьи 158 БК РФ, Положение о ФСИН России, позицию Верховного Суда Российской Федерации, судебную практику кассационных судов, утверждает, что ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, а УФСИН России по Магаданской области, как распорядитель бюджетных средств, обязаны обеспечить выделение финансирования для выполнения ФКУ ИК-3 возложенных на него обязанностей при недостаточности собственных денежных средств.
Отмечает, что материалами дела подтверждается, что УФСИН России по Магаданской области допущено незаконное длительное бездействие по финансированию ФКУ ИК-3. Выделяемых денежных средств недостаточно для устранения выявленных нарушений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
На основании положений
части 6 статьи 226,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со
статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность принятого решения, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме и дополнительные представленные доказательства, оценив доказательства, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из
пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) к обязательным требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
частями 1 и
3 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяют порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В
статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В силу
пунктов 1.5,
1.6 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214, начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения и обеспечивает организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения, осуществляет контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.
Таким образом, ответственные должностные лица учреждений, исполняющих уголовные наказания, обязаны принимать меры к соблюдению и исполнению обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здания КПП-штаба, цеха массового пошива, мебельного цеха, общежития двухэтажного, общежития трехэтажного, ШИЗО/ПКТ, бани-санпропускника с медсанчастью, клуба-столовой, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и находятся на праве оперативного управления у ФКУ ИК-3 (т. 1 л.д. 153, 154,156, 200 - 218).
Прокуратурой Магаданской области при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о соблюдении требований пожарной безопасности совместно со старшим инспектором ОНД и ПР по г. Магадану УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области 2 ноября 2023 года проведена проверка в ФКУ ИК-3, в результате которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, о чем составлена справка (т. 1 л.д. 16-17).
В целях их устранения начальнику УФСИН России по Магаданской области 14 ноября 2023 года внесено представление.
17 июня 2024 года повторно проведена проверка ФКУ ИК-3 с участием старшего инспектора ОНД и ПР по г. Магадану УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области, в ходе которой снова выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе
отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре),
на объектах не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств,
не организовано проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке при эксплуатации данных средств сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации на объектах защиты,
не организовано проведение работ по восстановлению работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации с целью подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства,
не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний,
не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий, и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте,
не оборудованы помещения сварочного участка в здании мебельного цеха (лит. А, А1) системами автоматической пожарной сигнализации (т. 1 л.д. 42).
28 июня 2024 года начальнику УФСИН России по Магаданской области внесено представление об их устранении, однако нарушения в полном объеме не устранены.
УФСИН России по Магаданской области в 2022 - 2024 годы запрашивало у главного распорядителя бюджетных средств финансирование на выполнение требований пожарной безопасности на подведомственных объектах, в том числе на устранение представлений прокуратуры Магаданской области.
ФСИН России доводились до УФСИН России по Магаданской области лимиты бюджетных обязательств на выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов: в 2021 году - в размере 1 399300 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3 - 225906 руб. 00 коп.; в 2022 году - 976900 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3 - 201725 руб. 00 коп., в 2023 году - 200000 руб. 00 коп., которые были израсходованы УФСИН России по Магаданской области; в 2024 году - 1742000 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3-176339 руб. 24 коп.
Поскольку выявленные нарушения устранены не были, первый заместитель прокурора обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
Закона о пожарной безопасности, Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности,
Правил противопожарного режима, оценив доказательства по правилам
статьи 84 КАС РФ, установив, что ФКУ ИК-3 и врио начальника ФКУ ИК-3 К.С. не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности, представления прокурора не выполнены, пришел к выводу о незаконном их бездействии и возложил на ФКУИК-3 обязанность устранить приведенные выше нарушения.
При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия УФСИН России по Магаданской области и начальника УФСИН России по Магаданской области К.А. по непринятию мер по финансированию ФКУ ИК-3, указав, что УФСИН России по Магаданской области регулярно запрашивало у ФСИН России денежные средства для устранения нарушений в области пожарной безопасности.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России обязанности обеспечить целевое финансирование ФКУ ИК-3, суд первой инстанции исходил из того, что понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложенная на ФКУ ИК-3 обязанность организовать проведение работ по категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определению класса зоны помещений в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте противоречит
пункту 12 Правил противопожарного режима, несостоятелены в силу следующего.
Пункт 12 Правил противопожарного режима предусматривает, что руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
Руководителем ФКУ ИК-3 в нарушение указанного пункта Правил не обеспечено проведение работ по категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определению класса зоны помещений в зданиях КПП-штаба (административное), клуба-столовой, бани-санпропускника с медсанчастью, ШИЗО/ПКТ, общежития трехэтажного, общежития двухэтажного (лит. А), мебельного цеха (лит. А, А1), цеха металлоконструкций (лит. А), цеха массового пошива с обозначением их категорий и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.
Представленные ФКУ ИК-3, прокуратурой акты осмотра помещений в приведенных выше зданиях не подтверждают, что помещения не подлежат категорированию.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что установленный судом срок до 31 декабря 2026 года для устранения нарушений, исходя из отсутствия финансирования и длительной процедуры закупки, является неразумным, подлежит отклонению, поскольку указанный срок установлен судом с учетом обстоятельств дела и необходимых действий, которые следует совершить учреждению в целях устранения допущенных нарушений.
Кроме того, ФКУ ИК-3 вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда при наличии оснований в порядке, предусмотренном
статьей 189 КАС РФ.
Доводы апелляционного представления о длительном бездействии УФСИН России по Магаданской области по финансированию ФКУ ИК-3 и наличии правовых оснований для возложения на ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области по финансированию ФКУ ИК-3 необоснованные.
Согласно
пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями
(подпункт 8).
Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России осуществляет: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций
(подпункт 2).
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в
абзаце 36 статьи 6 БК РФ понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным
кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим
кодексом (
абзац 38 статьи 6 БК РФ).
В
статье 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (
абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 БК РФ.
Пунктом 1 статьи 74 БК РФ предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Согласно
пунктам 1 и
7 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
На основании
пункта 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным
кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений
статьи 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
УФСИН России по Магаданской области является территориальным органом ФСИН России.
УФСИН России по Магаданской области обращалось в ФСИН России с письменными заявлениями о выделении денежные средства для устранения нарушений в области пожарной безопасности 16 мая 2022 года, 6 июня 2022 года, 5 мая 2023 года, 7 сентября 2023 года, 10 ноября 2023 года, 22 февраля 2024 года и 3 июля 2024 года.
ФСИН России доводились до УФСИН России по Магаданской области лимиты бюджетных средств на выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов: в 2021 году - в размере 1 399300 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3 - 225906 руб. 00 коп.; в 2022 году - 976900 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3 - 201725 руб. 00 коп., в 2023 году - 200000 руб. 00 коп., которые были израсходованы УФСИН России по Магаданской области; в 2024 году - 1742000 руб. 00 коп., из них для ФКУ ИК-3 - 176339 руб. 24 коп.
Доведение УФСИН России по Магаданской области финансирования до ФКУ ИК-3 в недостаточном размере не свидетельствует о бездействии УФСИН России по Магаданской области и его руководителя, поскольку в силу положений
статьи 161 БК РФ обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в исправительном учреждении, законом возложена на ФСИН России.
Понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования вопреки доводам апелляционного представления является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2024 года
N 58-КГ24-8-К9, от 6 июня 2023 года
N 86-КГ23-3-К2.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Процессуальных нарушений, предусмотренных
частью 1 статьи 310 КАС РФ, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь
статьями 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, Федеральной службы исполнения наказаний, апелляционное представление старшего помощника прокурора Магаданской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение по административному делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>.