Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2025 N 88а-3804/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 26.02.2025 по делу N 33а-139/2025 (УИД 49RS0008-01-2024-002442-79)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить целевое финансирование.
Обстоятельства: Выполнение обязанности по надлежащему содержанию зданий исправительного учреждения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе объема организационных и временных затрат, а также недостаточности финансирования.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 26.02.2025 по делу N 33а-139/2025 (УИД 49RS0008-01-2024-002442-79)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить целевое финансирование.
Обстоятельства: Выполнение обязанности по надлежащему содержанию зданий исправительного учреждения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе объема организационных и временных затрат, а также недостаточности финансирования.
Решение: Удовлетворено в части.
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2025 г. по делу N 33а-139/2025
Дело N 2а-2073/2024
УИД 49RS0008-01-2024-002442-79
Судья Комаров О.Н.
Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Васильевой Л.В., Морозовой Л.С.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к начальнику Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" Д., Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, - помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Слащилина Б.В., апелляционной жалобе начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области К., Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 12 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., выслушав пояснения прокурора, участвующего в деле, Евсеевой Д.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя административных ответчиков М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и возражавшей относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
установила:
прокурор Магаданской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, Учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее - УФСИН России по Магаданской области, Управление), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), указав в его обоснование, что в ходе проверочных мероприятий в ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. В целях их устранения начальнику Учреждения внесены соответствующие представления, по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения в полном объеме не устранены.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, изменив исковые требования, прокурор окончательно просил суд признать незаконными бездействия ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности, а также УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России по непринятию мер к финансированию Учреждения.
Также прокурор просил возложить на ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
организовать восстановление и обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на здания административно-бытового комплекса (по техническому плану - здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (нового), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала);
организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях административно-бытового комплекса (по техническому плану - здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (нового), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала);
организовать проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях административно-бытового комплекса (по техническому плану - здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (нового), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала) до их замены в установленном порядке при эксплуатации данных средств сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации на объекте защиты;
организовать проведение работ по оборудованию системами противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) зданий административно-бытового комплекса (по техническому плану - здание прачечного участка), гаражных боксов (7-12), производственных помещений (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б));
организовать проведение работ по оборудованию эвакуационным освещением объектов защиты: зданий административно-бытового комплекса (по техническому плану - здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (нового), гаражных боксов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12), котельной, производственных помещений (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала).
Кроме того, прокурор просил возложить на УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России обязанность обеспечить целевое финансирование указанных мероприятий в случае недостаточности бюджетных средств у ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области.
Определением судьи Хасынского районного суд от 9 сентября 2024 года и определением Хасынского районного суда от 8 октября 2024 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц начальник ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области Д., начальник УФСИН России по Магаданской области К., Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (далее - ГУ МЧС России по Магаданской области) (т. 1 л.д. 1, т. 2 л.д. 186 оборот).
Определением Хасынского районного суда от 8 октября 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области Д. (т. 2 л.д. 235 оборот).
Решением Хасынского районного суда от 12 ноября 2024 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными бездействия ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области и начальника Учреждения Д., выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
На Учреждение возложена обязанность в срок до 31 декабря 2026 года устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресу: <адрес>, а именно:
- организовать восстановление и обеспечение хранения технической документации на системы противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) на здания административно-бытового комплекса (по техническому плану здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (новый), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала);
- организовать проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях административно-бытового комплекса (по техническому плану здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану - здание штаба), общежития мужского, штаба (новый), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала);
- организовать проведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в зданиях административно-бытового комплекса (по техническому плану здание прачечного участка), женского общежития (по техническому плану-здание штаба), общежития мужского, штаба (новый), гаражных боксов, швейного участка, деревообрабатывающего участка, электроцеха, котельной, пилорамы (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала) до их замены в установленном порядке при эксплуатации данных средств сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации на объекте защиты;
- организовать проведение работ по оборудованию системами противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) зданий административно-бытового комплекса (по техническому плану здание прачечного участка), гаражных боксов (7-12), производственных помещений (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б);
- организовать проведение работ по оборудованию эвакуационным освещением объектов защиты: здания административно бытового комплекса (по техническому плану здание прачечного участка), здания женского общежития (по техническому плану - здание штаба), здания общежития мужского, здания штаба (новый), здания гаражных боксов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12), здания котельной, здания производственных помещений (по техническому плану - здания гаражей (лит. А, Б, В)), здания дежурной части (по техническому плану - здание обслуживающего персонала).
На ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для его исполнения.
В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России, отказано.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор - помощник прокурора Хасынского района Магаданской области Слащилин Б.В. ставит вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области по финансированию Учреждения, а также возложении на данных административных ответчиков обязанности обеспечить целевое финансирование мероприятий, принятии нового решения в данной части об удовлетворении указанных требований.
Ссылаясь на информацию УФСИН России по Магаданской области от 3 июля 2024 года N 49/ТО/14-5490, а также сведения о лимитах бюджетных обязательств, доведенных до ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, утверждает, что денежных средств, выделенных Учреждению, недостаточно для исполнения решения суда, что свидетельствует о длительном бездействии ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области, выразившемся в необеспечении финансирования Учреждения в целях реализации мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности.
Полагает, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, от имени Российской Федерации по данным обязательствам должна отвечать ФСИН России как государственный орган, осуществляющий полномочия главного распорядителя бюджетных средств и обеспечивающий финансирование мероприятий по устранению выявленных прокурором нарушений. В свою очередь, УФСИН России по Магаданской области, как распорядитель бюджетных средств, обязано довести финансирование до Учреждения.
Не согласившись с решением суда, начальник УФСИН России по Магаданской области К., УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России подали апелляционную жалобу, в которой просят судебное постановление отменить и принять по делу новое решение.
Ссылаясь на
Положение о ФСИН России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, положения
статей 6,
38.1,
пункта 1 статьи 74,
пункта 4 статьи 154,
статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), отмечают, что мероприятия, которые необходимо выполнить, могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета. В связи с отсутствием финансирования, длительностью процедуры осуществления закупки с целью последующего заключения государственного контракта, срок, установленный судом для устранения выявленных нарушений, считают неразумным.
Письменные возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление в суд не поступали.
Административные ответчики начальник ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области Д., ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
На основании положений
статьи 150,
части 6 статьи 226,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания
пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, нарушение прав неопределенного круга лиц, наличие неблагоприятных для него последствий является одним из условий удовлетворения административного иска.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) к обязательным требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Частью второй статьи 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В силу
пунктов 1.5,
1.6 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214, начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения и обеспечивает организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения, осуществляет контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.
Таким образом, ответственные должностные лица учреждений, исполняющих уголовные наказания, обязаны принимать меры к соблюдению и исполнению обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено положениями
частей 1,
3 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Под системой противопожарной защиты понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (
пункт 43 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий (
часть 1 статьи 51 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности)
Положениями
пунктов 2 и
3 статьи 52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия осуществляется, помимо прочего, посредством реализации мероприятий по устройству эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре, и устройству систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Частью 2 статьи 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В частности, в соответствии с
пунктом 5 и
Приложением к Перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденному приказом ФСИН России от 31 марта 2005 года N 222, оборудованию автоматической пожарной сигнализацией подлежат здания общественного и административного бытового назначения. При этом не подлежат оснащению автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими системами пожаротушения помещения с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); вентиляционные камеры (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категорий А или Б), насосные станции водоснабжения, бойлерные и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; помещения категорий В4 и Д по пожарной опасности; варочные залы столовых и пищеблоков, аккумуляторные, зарядные и кислотные помещения; временные открытые навесы независимо от категории пожарной опасности; индивидуальные жилые дома; помещения со строгими условиями содержания осужденных, камеры следственных изоляторов, помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, камеры тюрем, штрафные и дисциплинарные изоляторы, помещения камерного типа (исключение составляют общежития для проживания осужденных, которые следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями); лестничные клетки.
Во исполнение и развитие требований
Закона о пожарной безопасности и Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности
В соответствии с
пунктами 36,
37 указанных Правил руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.
Запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности.
Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
В силу требований
пункта 54 Правил противопожарного режима руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Исходя из приведенных нормоположений, в целях обеспечения пожарной безопасности объекты защиты, эксплуатируемые учреждениями, исполняющими уголовные наказания, должны иметь оборудованные эвакуационные пути, удовлетворяющие требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре, и системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях, сооружениях и помещениях, определенных действующими нормами пожарной безопасности. При этом работоспособность систем противопожарной защиты должна обеспечиваться посредством проведения мероприятий по их ремонту и техническому обслуживанию в соответствии с технической документацией, а при эксплуатации данных систем свыше установленного предельного срока эксплуатации - посредством проведения ежегодных технических испытаний.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Магаданской области совместно со специалистами ГУ МЧС России по Магаданской области в 2023-2024 годах в ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области проведены проверки, в ходе которых выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В частности, по результатам проверочных мероприятия установлено, что в нарушение
пункта 54 Правил противопожарного режима Учреждением не обеспечено хранение технической документации на системы противопожарной защиты, функционирующие в зданиях административно-бытового комплекса, женского общежития, мужского общежития, штаба (нового), гаражных боксов (1-6), котельной, дежурной части, не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию указанных средств и проведению ежегодных испытаний в связи с эксплуатацией их сверх срока службы.
Вопреки требованиям
пункта 37 Правил противопожарного режима в зданиях административно-бытового комплекса, женского общежития, мужского общежития, штаба (нового), гаражных боксов (1-12), производственных помещений, дежурной части, котельной отсутствует эвакуационное освещение.
Кроме того, здания прачечной и склада (административно-бытового комплекса), гаражных боксов (7-12) и производственных помещений не оборудованы системами пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, что не соответствует требованиям
статей 5,
54,
83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности,
пункта 4.4 СП486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации", утвержденного приказом МЧС России от 20 июля 2020 года N 539.
Перечисленные нарушения зафиксированы в справках старшего инспектора ОНД и ПР по г. Магадану УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области С. от 1 ноября 2023 года и 27 июня 2024 года (т. 1 л.д. 13-14, 36-37 оборот).
По фактам выявленных нарушений заместителем прокурора Магаданской области исполняющему обязанности начальника УФСИН России по Магаданской области внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 14 ноября 2023 года N Прдс-17-153-23/20440001 и от 28 июня 2024 года N Прдс-17-55-24/20440001 (т. 1 л.д. 15-18 оборот, 38-42).
Из содержания ответов УФСИН России по Магаданской области от 14 декабря 2023 года N 49/ТО/1-9851, от 25 июля 2024 года N 49/ТО/2-6174, подготовленных по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, следует, что вышеприведенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности Учреждением не устранены (т. 1 л.д. 19-28, 43-50).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам
статьи 84 КАС РФ, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, пришел к выводу о наличии незаконного бездействия ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области и начальника Учреждения Д., выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, и о необходимости возложения на административных ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений.
При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России в части обеспечения финансирования мероприятий по устранению нарушений при недостаточности у ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области средств на их проведение.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы начальника УФСИН России по Магаданской области К., УФСИН России по Магаданской области и ФСИН России отсутствие выделенного бюджетного финансирования для устранения нарушений не является основанием для освобождения ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области от выполнения обязанностей по исполнению законодательных требований в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что установленный судом срок до 31 декабря 2026 года для устранения нарушений, исходя из отсутствия финансирования и длительной процедуры закупки, является неразумным подлежит отклонению, поскольку указанный срок установлен судом с учетом обстоятельств дела и необходимых действий, которые следует совершить учреждению в целях устранения допущенных нарушений.
Доводы апелляционного представления о длительном бездействии ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области, выразившемся в необеспечении финансирования Учреждения в целях реализации мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности, материалами дела не подтверждены.
Из материалов дела следует, что в 2021-2024 годах по заявкам УФСИН России по Магаданской области ФСИН России доводились до Управления лимиты бюджетных средств на выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов, в том числе ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, которые не отвечали потребностям УФСИН России по Магаданской области.
Доведение УФСИН России по Магаданской области финансирования до ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области в недостаточном размере вопреки доводам представления не свидетельствует о бездействии УФСИН России по Магаданской области и его руководителя, поскольку в силу положений
статьи 161 БК РФ обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в исправительном учреждении, законом возложена на ФСИН России.
Доводы апелляционного представления о наличии оснований для возложения на ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области обязанности по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений при недостаточности у Учреждения средств на их проведение несостоятельны.
В соответствии с
абзацем тридцать шестым статьи 6 БК РФ под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим
Кодексом.
Распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (
абзац тридцать восьмой статьи 6 БК РФ).
В силу
части 1 статьи 158 БК РФ к полномочиям главного распорядителя (распорядителя) отнесены такие бюджетные полномочия, как обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; распределение денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета; определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениям.
Исходя из приведенных нормоположений, право на распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, в том числе казенными учреждениями, в установленном действующим законодательством порядке, находится в исключительной компетенции главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 утверждено
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - Положение о ФСИН России), в соответствии с которым ФСИН России осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункты 2 и 6 пункта 7 Положения ФСИН России).
В соответствии с
Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, УФСИН России по Магаданской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств
(пункт 4), осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, а также разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Управления и подведомственных учреждений
(подпункт 2 пункта 15).
В свою очередь, ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области находится в ведении ФСИН России, также является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации пожаров на объектах Учреждения (пункты 1.2, 1.3, 1.7, 2.5.1 Устава ФКУ КП-2 УФСИН России по Магаданской области, утвержденного
приказом ФСИН России от 30 июня 2020 года N 437).
Таким образом, возложение на ФСИН России и УФСИН России по Магаданской области обязанности обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у Учреждения бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу, как верно указал суд первой инстанции, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, ограничением прав государственного органа и его территориального органа как главного распорядителя и распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к их компетенции, и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Аналогичная позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2024 года
N 58-КГ24-8-К9, от 6 июня 2023 года
N 86-КГ23-3-К2.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
определила:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 12 ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора - помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Слащилина Б.В., апелляционную жалобу начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области К., Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2025 года.