Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 88-11105/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15.01.2024 по делу N 33-99/2024 (УИД 24RS0056-01-2022-004198-38)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия, возложении обязанности произвести выплату.
Обстоятельства: Проведенной по факту смерти сотрудника служебной проверкой установлено, что его смерть наступила не при исполнении служебных обязанностей, тогда как право на получение единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) сотрудника имеют члены семьи, иждивенцы и близкие погибшего (умершего) сотрудника при наличии причинно-следственной связи повреждения здоровья или заболевания сотрудника с исполнением им служебных обязанностей.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15.01.2024 по делу N 33-99/2024 (УИД 24RS0056-01-2022-004198-38)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия, возложении обязанности произвести выплату.
Обстоятельства: Проведенной по факту смерти сотрудника служебной проверкой установлено, что его смерть наступила не при исполнении служебных обязанностей, тогда как право на получение единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) сотрудника имеют члены семьи, иждивенцы и близкие погибшего (умершего) сотрудника при наличии причинно-следственной связи повреждения здоровья или заболевания сотрудника с исполнением им служебных обязанностей.
Решение: Отказано.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2024 г. по делу N 33-99/2024
24RS0056-01-2022-004198-38
Судья: Зернова Е.Н.
15 января 2024 г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.,
с участием прокурора: Дубро В.И.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Г.О. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия, возложении обязанности произвести выплату,
по требованиям третьего лица Г.А.А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия, возложении обязанности произвести выплату,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 02 февраля 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования Г.О. (паспорт гражданина РФ N выдан ОУФМС России по Красноярскому краю в г. Норильске <дата>) удовлетворить.
Требования третьего лица Г.А.А. (паспорт гражданина РФ N выдан ГУ МВД России по Красноярскому краю <дата>) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (ИНН <***>) в выплате единовременного пособия по случаю смерти <дата> сотрудника ФИО3 вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
Взыскать с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (ИНН <***>) в пользу Г.О. (паспорт гражданина РФ N выдан ОУФМС России по Красноярскому краю в г. Норильске <дата>), Г.А.А. (паспорт гражданина РФ N выдан ГУ МВД России по Красноярскому краю <дата>) выплату единовременного пособия, предусмотренного
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пропорционально доли подлежащей выплате членам семьи умершего <дата> ФИО3.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
установила:
Г.О. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в выплате единовременного пособия, возложении обязанности произвести выплату. Свои требования она мотивировала тем, что с 01 января 2009 г. ее супруг ФИО3 проходил службу в подразделении ПЧ-40 Государственного учреждения "ОФПС-7 по Красноярскому краю". При поступлении на службу и в период службы ФИО3 неоднократно проходил плановые профилактические медицинские осмотры, при этом какие-либо заболевания у него установлены не были. В период прохождения службы ФИО3 получил заболевание: <данные изъяты>. <дата> г., находясь дома, ФИО3 почувствовал значительное ухудшение состояние здоровья и в присутствии врачей "скорой помощи" умер. Согласно акту судебно-медицинского исследования, его смерть наступила <данные изъяты>. В апреле 2012 г. она в устной форме обратилась по месту службы супруга по вопросу единовременного пособия в связи со смертью мужа вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, на что получила устный отказ по причине наступления смерти не при исполнении служебных обязанностей. После скоропостижной смерти супруга она длительное время находилась в стрессовом состоянии, занималась воспитанием двоих несовершеннолетних детей, в связи с чем не могла принимать юридические действия, связанные с защитой своих прав и прав несовершеннолетних детей. 15 февраля 2022 г. она обратилась к ответчику с заявлением по вопросу выплаты единовременного пособия с приложением соответствующих документов, однако в удовлетворении заявления было отказано по причине отсутствия причинно-следственной связи между заболеванием, приведшим к смерти ФИО3, и исполнением им служебных обязанностей. Данное решение она считает незаконным. В этой связи она просила суд признать незаконным и отменить решение от 04 мая 2022 г. об отказе в выплате единовременного пособия в случае смерти сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, возложить на ответчика обязанность произвести выплату единовременного пособия в размере 3 000 000 руб.
Третье лицо Г.А.А. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Красноярскому краю с требованиями о признании незаконным и отмене решения от 04 мая 2022 г. об отказе в выплате единовременного пособия в связи со смертью ее отца Г.А.В. вследствие заболевания, полученного в период службы, возложить обязанность на ответчика произвести выплату единовременного пособия пропорционально приходящейся доли члена семьи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю М. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Она указывает на то, что не установлена причинно-следственная связь между заболеванием, приведшим к смерти сотрудника, и осуществлением им служебной деятельности в органах МЧС, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Г.О., ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание третьи лица Г.А.А., Г.А.А., Г.Н., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со
ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю М., Г.О. и ее представителя С., заключение прокурора, полагавшей необходимым решение отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела видно, что Г.О. является супругой ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака от <дата>г., Г.А.А. является дочерью ФИО3 и Г.О.
ФИО3 проходил службу в ФГКУ "7 отряд ФПС по Красноярскому краю" в должности <данные изъяты> ПЧ-40. Согласно свидетельства II-БА N ФИО3 умер <дата>г. Приказом от 27 марта 2012 г. N 31-нс старшина внутренней службы ФИО3 был исключен из числа списков личного состава ПЧ-40 ФГКУ "7 отряд ФПС по Красноярскому краю" по причине смерти.
Из акта судебно-медицинского исследования трупа Норильского городского отделения ККБСМЭ от 11 апреля 2012 г. N 181 следует, что смерть ФИО3 наступила от <данные изъяты>
Согласно заключению, утвержденному 16 апреля 2012 г. Врио начальника ПЧ-40 ФГКУ "7 отряд ФСП по Красноярскому краю", смерть водителя ПЧ-40 ФГКУ "7 отряд ФСП по Красноярскому краю" ФИО3 наступила не при исполнении служебных обязанностей. Так, в ходе проверки было установлено, что ФИО3 с 20 марта 2020 г. находился на амбулаторном лечении с диагнозом <данные изъяты>. <дата> г. самочувствие ФИО3, находящегося дома, резко ухудшилось, в связи с чем членами семьи была вызвана "скорая помощь", на момент прибытия "скорой помощи" состояние здоровья ФИО3 было тяжелым и около 15.00 час. в присутствии врачей он умер.
По заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Красноярскому краю" от 27 апреля 2012 г. N 1794 заболевание ФИО3, <данные изъяты> ПЧ-40 ФГКУ "7 отряд ФПС по Красноярскому краю" "<данные изъяты>", приведшее к смерти <дата>г., получено в период военной службы.
Из справки ФГКУ "7 отряд ФПС по Красноярскому краю" от 14 сентября 2012 г. следует, что ФИО3 имел состав семьи: супруга - Г.О.; дочь Г.А.А., <***> г. рождения, сын Г.А.А., <***> г. рождения.
Согласно свидетельству о рождении N родителями ФИО3 являлись ФИО12 и ФИО5 15 февраля 2022 г. члены семьи ФИО3: Г.О. (супруга), Г.Н. (мать), Г.А.А. (дочь) обратились в ГУ МЧС России по Красноярскому краю с заявлениями о выплате единовременного пособия в связи со смертью Г.А.В. вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, в ответе на которое от 04 мая 2022 г. N ИВ-237-63344 было отказано в его удовлетворении в связи с отсутствием причинно-следственной связи между заболеванием, приведшим к смерти ФИО3, и исполнением им служебных обязанностей.
Г.О. и Г.А.А., считая данный отказ незаконным, обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в удовлетворении заявления о выплате единовременного пособия в связи со смертью супруга (отца) и о возложении обязанности произвести спорную выплату пропорционально доли подлежащей выплате Г.О., Г.А.А. как членам семьи умершего 24 марта 2012 г. ФИО3.
При этом суд, руководствуясь положениями
ч. 1 ст. 8,
ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", исходил из того, что смерть ФИО3 наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, Г.О. и Г.А.А. являются членами семьи умершего, поэтому решение ответчика об отказе удовлетворении заявления о выплате последним единовременного пособия в связи со смертью супруга (отца) является незаконным. В этой связи суд возложил на ответчика обязанность произвести спорную выплату пропорционально доли подлежащей выплате Г.О., Г.А.А. как членам семьи умершего <дата> г. ФИО3.
Суд также принял во внимание
Инструкцию о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденную Приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590,
пунктом 20 которой установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, среди которых указаны копии материалов и заключение проверки, а также копия ЦВВК (ВВК) о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника.
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы, и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 9 указанного Федерального закона, сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (
ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона).
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника, военнослужащего и работника, считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, военнослужащим, работником федеральной противопожарной службы; родители сотрудника, военнослужащего, работника; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. (
ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона).
С 01 января 2013 г.
статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" изложена в новой редакции, в соответствии с которой гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также 01 января 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в частности, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Положениями указанного Федерального
закона предусмотрено, что со дня вступления закона в силу
статья 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с 01 января 2013 г. не применяется в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Согласно
п. 1 ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона N 283-ФЗ, членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися в иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного
частью 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, считаются: супруг (супруга), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 283-ФЗ).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных, в том числе, в части 2 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280 утверждены
Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
п. 5 Правил, членам семьи работника в равных долях выплачивается единовременное пособие в случае гибели (смерти) работника, наступившей при исполнении им служебных обязанностей.
Согласно
п. 6 Правил, рассмотрение вопроса выплат и принятие решений о производстве (об отказе в производстве) выплат, указанных в
пунктах 2 -
5 настоящих Правил, осуществляются: комиссией МЧС России по социальной защите личного состава, созданной в центральном аппарате МЧС России; комиссиями по социальным выплатам, созданными в территориальных органах МЧС России; комиссиями по социальным выплатам, созданными в организациях и учреждениях МЧС России центрального подчинения.
Из
п. 9 указанных Правил следует, что по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, руководителя структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения не позднее 10 дней со дня подачи письменного заявления гражданина (бывшего сотрудника или работника ФПС ГПС, а также членов его семьи, далее - заинтересованные лица) в порядке, установленном
приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. N 550 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", назначается служебная проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей (не требуется установление причинной связи с выполнением служебных обязанностей в случаях: гибели (смерти) сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС; смерти гражданина Российской Федерации (бывшего сотрудника), наступившей в течение одного года после увольнения из ФПС ГПС вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС).
Согласно
п. 15 Правил, решение об отказе в производстве соответствующей выплаты принимается комиссией, в том числе, если служебной проверкой либо органами дознания, предварительного следствия или судом установлено, что гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) сотрудника и работника, гражданина Российской Федерации наступили при обстоятельствах, не установленных
пунктом 1 настоящих Правил; при обстоятельствах, не подтверждающих причинно-следственную связь случившегося с выполнением служебных обязанностей сотрудником (работником) в ФПС ГПС.
Таким образом, действующее с 01 января 2013 г. правовое регулирование, в том числе положения
пункта 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в соответствии с которым членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в законную силу этого Федерального
закона, в связи с чем положения указанного Федерального
закона не могут быть применены при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В соответствии с
ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
По заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Красноярскому краю" от 27 апреля 2012 г. N 1794 заболевание ФИО3, <данные изъяты> ПЧ-40 ФГКУ "7 отряд ФПС по Красноярскому краю", старшины внутренней службы "<данные изъяты>", приведшее к смерти <дата> г. - получено в период военной службы.
Согласно
Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах осуществляется путем проведения военно-врачебной экспертизы (
п. 1 Положения).
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах) возлагается на военно-врачебные комиссии (
подпункт "г" п. 3 Положения).
Таким образом, право устанавливать причинно-следственную связь полученного сотрудником органов увечья или заболевания принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии.
Из
абзаца 3 подпункта "б" п. 41 указанного Положения следует, что заключение о причинно-следственной связи заболевания в редакции "заболевание получено в период военной службы" выносится в случае:
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;
если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
Формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует и, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Исходя из вышеприведенного правового регулирования следует, что право на получение единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) сотрудника имеют члены семьи, иждивенцы и близкие погибшего (умершего) сотрудника при наличии причинно-следственной связи повреждения здоровья или заболевания сотрудника с исполнением им служебных обязанностей.
Проведенной по факту смерти ФИО3 согласно
приказу МЧС России от 24 февраля 2012 г. N 85 в ФГКУ "ОФПС-7" служебной проверкой его смерть наступила не при исполнении служебных обязанностей.
Вышеуказанное заключение военно-врачебной комиссии от 27 апреля 2012 г. N 1794 о получении Г.А.В. заболевания в период военной службы, которое никем не оспорено и не отменено, не содержит выводы о причинной связи этого заболевания с его служебной деятельностью, не указывает на наличие связи между заболеванием и исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что заболевание, полученное ФИО3 в период прохождения военной службы, не имеет причинной связи с исполнением им служебных обязанностей. Заключением военно-врачебной комиссии установлено, что заболевание получено в период прохождения военной службы, а не в связи с исполнением служебных обязанностей, тогда как положения
ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривают выплату единовременного пособия в случае смерти сотрудника, наступившей вследствие заболевания, полученного им именно при исполнении служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах отказ комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России по Красноярскому краю в выплате единовременного пособия в связи со смертью ФИО3 вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, является правомерным и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, вышеуказанным обстоятельствам надлежащей оценки не дал, не применил нормативные положения, регулирующие спорные отношения сторон, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, которое подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Г.О. и Г.А.А. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 02 февраля 2023 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Г.О., Г.А.А. о признании незаконным и отмене решения Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю в выплате единовременного пособия по случаю смерти <дата> г. сотрудника ФИО3 вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, взыскании с Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю в пользу Г.О., Г.А.А. единовременного пособия, предусмотренного
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пропорционально доли подлежащей выплате членам семьи умершего <дата> г. ФИО3, отказать.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 января 2024 г.