Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 N 88-12109/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 30.11.2023 по делу N 33-39751/2023 (УИД 23RS0058-01-2023-003027-91)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН.
Требования правообладателя: 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 30.11.2023 по делу N 33-39751/2023 (УИД 23RS0058-01-2023-003027-91)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О записях в ЕГРН.
Требования правообладателя: 3) О снятии с кадастрового учета.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что земельный участок незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Содержание
Довод жалобы о том, что суд не назначил по делу судебную экспертизу, несмотря на необходимость ее назначения о нарушении норм процессуального права не свидетельствует, поскольку согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки всем его доводам и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе о том, что земельный участок не находится на территории Сочинского национального парка, осваивается, о том, что суд принял исключительно доказательства истца, не оценив представленные ответчиком доказательства, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства или заявленного довода, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалах дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость истребования дополнительных доказательств, в том числе допроса свидетелей, по делу, отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия подателей жалоб с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2023 г. по делу N 33-39751/2023
Дело N 2-2687/2023
Судья: Тимченко Ю.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.,
судей Дунюшкиной Н.В., Мантул Н.М.
при помощнике судьи Ю.
с участием прокурора Чепилко Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи, действующего в интересах Российской Федерации к М. о признании права на земельный участок отсутствующим,
по апелляционным жалобам представителя М. действующего на основании доверенности С.М., третьего лица С.Н. на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 августа 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Ямпольской В.Д. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к М. о признании права на участок отсутствующим.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании
постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. В 1997 - 1998 годах лесоустроительным предприятием - "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. В частности, на основании плана лесоустройства Мацестинского участкового лесничества Сочинского национального парка 29.09.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером *** категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 13.09.2005 г. Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 г. земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах Мацестинского участкового лесничества.
По утверждению истца, в отсутствие волеизъявления собственника земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован спорный участок.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано за М. 05.07.2020 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.09.2021 г.
Основанием первичной государственной регистрации права собственности С.Н. на земельный участок с кадастровым номером *** послужило свидетельство о праве на наследство по завещанию имущества С.Е., право на земельный участок которой возникло на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, выданного администрацией Хостинского района 26.01.1994 г. на основании постановления администрации Хостинского района г. Сочи Краснодарского края от 26.01.1994 г.
Для оформления права собственности С.Н. использована форма бланка государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная
постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. N 493, а также
Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная Роскомземом 09.03.1992 г.
В то же время
пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" с 24.12.1993 г. признаны недействующими
ст. ст. 30 -
32 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР от 25.04.1991 г. N 1103/1-1, регламентирующие порядок выдачи государственных актов.
Более того, с принятием
Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" органом правомочным осуществлять регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки с 13.12.1993 г. являлся комитет по земельным ресурсам и землеустройству, а не администрация Хостинского района г. Сочи.
В связи с этим, по утверждению истца, государственный акт на право пожизненного наследуемого владения на имя С.Е. не мог быть выдан администрацией Хостинского района г. Сочи, в том числе, после отмены 24.12.1993 г. положений законодательства о порядке выдачи государственных актов, ввиду противоречия положениям законодательства.
Изложенное, по мнению прокурора, указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***.
Кроме того, спорный земельный участок незаконно образован за счет земель Мацестиского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенных специалистом управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи от 01.02.2023 г. и составленных фототаблиц следует, что участок не огорожен, свободен от строений, не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения М. и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
На основании изложенного, истец просил признать отсутствующим право собственности ответчика зарегистрированное 05.07.2020 г. в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 900 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для эксплуатации к принадлежащей части жилого строения", расположенный в границах почтового адреса ориентира: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в районе ***, дом ***.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером *** площадью 900 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для эксплуатации к принадлежащей части жилого строения", расположенный в границах почтового адреса ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в районе ***.
В решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об аннулировании зарегистрированного 05.07.2020 г. в ЕГРН права собственности М. на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 900 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для эксплуатации к принадлежащей части жилого строения", расположенный в границах почтового адреса ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в районе ***
В решении суда указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** площадью 900 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для эксплуатации к принадлежащей части жилого строения", расположенного в границах почтового адреса ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в районе ***.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 августа 2023 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности М., зарегистрированное 05 июля 2020 г. в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 900 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации к принадлежащей части жилого строения, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в районе ***, участок снят с государственного кадастрового учета.
Указал, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении зарегистрированных прав на выше названный земельный участок за М. и для снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Взыскал с М. в счет возмещения судебных расходов в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель М. действующий на основании доверенности С.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Апеллянт настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, полагает, что истцом выбран неправильный способ защиты права, заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ С.С. является недопустимым доказательством, ответчик является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, истцом пропущен срок исковой давности. По мнению апеллянта, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, дана неправильная оценка представленным доказательствам. В жалобе заявлены ходатайства о вызове свидетелей, назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, истребовании дополнительных доказательств из МКУ "Сочинский городской архив", Госфонда данных Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ППК Роскадастр.
Также с решением не согласилась третье лицо С.Н., подав апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в иске. В доводах жалобы, заявитель утверждает, что исковые требования не доказаны истцом и, соответственно, не могли быть удовлетворены, судом дана неверная оценка доказательствам, в том числе по освоению и использованию земельного участка, ненахождению на территории Сочинского национального парка, также указывает, что нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неизвещении ее судом о времени и месте рассмотрения дела. Также в жалобе заявлено ходатайство о вызове свидетелей.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель М. по доверенности С.М., третье лицо С.Н., доводы апелляционных жалоб и заявленные ходатайства поддержали, просили решение суда отменить.
Прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Краснодарского края Чепилко Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционные жалобы М. и С.Н. - без удовлетворения, в удовлетворении ходатайств просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, посредством направления судебного извещения заказной почтовой корреспонденцией, информация о движении дела размещена на сайте Краснодарского краевого суда.
Руководствуясь положениями
частей 3,
4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (
часть 1 статьи 213 Гражданского кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, о чем в Едином государственном реестре 05.07.2020 г. сделана запись регистрации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.09.2022 г.
Прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, в ходе которой установлено, что земельный с кадастровым номером *** незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании
постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же
постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу
статей 3,
4,
29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ от 06.03.1993 г. N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г.), которыми
ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
В силу
статьи 3 Лесного кодекса РФ 1997 года (Федеральный
закон от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г., лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Статьями 7,
19,
56 Лесного кодекса РФ 1997 года предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу
пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено
пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ).
В соответствии с
абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006 г.) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании
статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
пунктом 2 статьи 23,
статей 67,
68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ),
пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной
приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 года,
пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
Исходя из
пункта 5 части 2,
частей 6,
7 статьи 111,
пункта 3 части 2 статьи 23,
части 1 пункта 5 части 2,
части 3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом РФ в
определении от 20.05.2015 г. N 49-АПГ15-5.
Согласно
части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим
Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу
подпункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно
части 2 статьи 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (
часть 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется
статьей 8 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В 1997 - 1998 годах лесоустроительным предприятием "Воропежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые поставлены на кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Мацестинского участкового лесничества Сочинского национального парка 29.09.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ***, категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 13.09.2005 г.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 года земельный участок с кадастровым номером *** частично расположен в пределах выдела 9 квартала 97 Мацестинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу
статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии с
пунктами 1,
4,
5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались
пунктами 4,
5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. N 691.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
пунктами 4,
4.1.1,
4.1.2,
4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459 (действующего на момент подачи искового заявления), осуществляет межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Вместе с тем, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером ***.
Также судом установлено, что основанием первичной государственной регистрации права собственности С.Н. на земельный участок с кадастровым номером *** послужило свидетельство о праве на наследство по завещанию имущества С.Е., право на земельный участок которой возникло на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, выданного администрацией Хостинского района 26.01.1994 г. на основании постановления администрации Хостинского района г. Сочи Краснодарского края от 26.01.1994 г. N 105.
Для оформления права собственности С.Н. использована форма бланка государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная
постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. N 493, а также
Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная Роскомземом 09.03.1992 г.
В то же время
пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" с 24.12.1993 г. признаны недействующими
ст. ст. 30 -
32 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР от 25.04.1991 г. N 1103/1-1, регламентирующие порядок выдачи государственных актов.
Более того, с принятием
Указа Президента Российской Федерации от 11.12.1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" органом правомочным осуществлять регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки с 13.12.1993 г. являлся комитет по земельным ресурсам и землеустройству, а не администрация Хостинского района г. Сочи.
В связи с этим, суд пришел к выводу, что государственный акт на право пожизненного наследуемого владения на имя С.Е. не мог быть выдан администрацией Хостинского района г. Сочи, в том числе, после отмены 24.12.1993 г. положений законодательства о порядке выдачи государственных актов, ввиду противоречия положениям законодательства.
Кроме того, спорный земельный участок незаконно образован за счет земель Мацестиского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
При этом,
пунктами 1.1,
2,
5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г. (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из
пунктов 9.1,
9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования
Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами
п. 3 ст. 6 ЗК РФ,
ч. ч. 2,
4 ст. 8,
ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ,
ч. ч. 3,
11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности",
п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.
Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка *** акт согласования границ участка с территориальным отделом Росимущества отсутствует.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием. Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Мацестинского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 01.02.2023 г. и составленных фототаблиц следует, что участок с кадастровым номером *** не огорожен, лесопокрыт, свободен от строений, не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения М. и иными лицами указанным участком, а совокупность изложенного указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Совокупность изложенного, позволила суду прийти к выводу о незаконности возникновения права собственности на земельный участок.
Согласно
пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (
статья 239.2 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу
пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу
пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно
статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Разрешая заявленные исковые требования, применяя положения приведенных выше норм закона, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером *** незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
При этом ответчиком в нарушение
статей 56,
59,
60 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы и требования истца.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первичного правообладателя прав на земельный участок, и, как следствие, последующего его отчуждения ответчику М., суд первой инстанции, верно руководствуясь вышеприведенными нормами права, признал зарегистрированное право ответчика на земельный с кадастровым номером *** отсутствующим.
При этом суд исходил из того, что приобретение в частную собственность земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
С учетом вышеизложенного довод апелляционной жалобы о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, ошибочен и не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что способ защиты имущественных интересов Российской Федерации определяется характером рассматриваемых отношений по использованию земель, ограниченных в обороте, что подтверждается позицией вышестоящих судов (определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 г. N 330-0, от 30.01.2020 г.
N 101-О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 г. N 5-КГ 18-121,
определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.10.2015 г. N 14-КГ 15-7), сформулированной при рассмотрении аналогичных обстоятельств неправомерной регистрации прав на земельные участки, образованные на землях, приватизация которых запрещена (
п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
По указанным гражданским делам защита права собственности Российской Федерации обеспечена путем предъявления требований о признании отсутствующим права собственности на земельный участок (
ст. ст. 208,
304 ГК РФ).
В частности, из определений Конституционного суда РФ от 28.02.2019 г. N 330-0, от 30.01.2020 г. N 101-0 следует, что защита гражданских прав, в том числе права собственности, осуществляется способами, перечисленными в
ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами, и вместе с тем он предопределяется правовыми нормами с учетом характера нарушения и фактических обстоятельств дела.
Вышестоящим судом указано, что в гражданских делах, в которых предъявлялось требование о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.
В данном случае право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком в ЕГРН в 05.07.2020 г., первоначально право зарегистрировано 11.06.2008 г.
Право собственности Российской Федерации на земли федеральной собственности возникло в силу закона на основании
постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации",
постановления Совета Министров РСФСР "О создании Сочинского государственного природного национального парка" от 05.05.1983 г. N 214 и определяется датой принятия указанных нормативно-правовых документов.
Как указано выше, на основании
ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земли федеральной собственности считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. При этом сведения о границах земель федеральной собственности внесены в государственный кадастр недвижимости, сведения из которого в дальнейшем перенесены Единый государственный реестр прав и в последующем в Единый государственный реестр недвижимости.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что М. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ограничены в обороте.
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, на формирование и предоставление участка в собственность физическому лицу подтвержден материалами дела.
Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (
пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, как установлено судом, у первоначального собственника отсутствовали полномочия по отчуждению спорного участка, в связи с чем ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем. Как следствие, судебная коллегия пришла к выводу, что данный спорный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли.
Оснований для отказа в иске прокурору в связи с пропуском срока исковой давности не имеется, поскольку в силу положений
абз. 5 статьи 208 Гражданского кодекса РФ и правового подхода, отраженного в
пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года N 43 (ред. от 22.06.2021 года) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" на рассматриваемые требования исковая давность не распространяется.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют те же возражения, что были даны ответчиком в суде первой инстанции, и выводов суда они не опровергают. Несогласие стороны с решением суда не является основанием для отмены законно постановленного судебного акта.
По смыслу приведенных положений, а также норм
статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки национальных парков, в том числе занятые лесами, в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом, право собственности Российской Федерации на данные земли признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 16 Закона об особо охраняемых природных территориях земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, спорный земельный участок, входивший в Сочинский национальный парк, границы лесничеств которого определены в результате лесоустройства, находится в федеральной собственности и в силу
статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считается ранее учтенным объектом недвижимости федеральной собственности.
Судом установлено и подтверждено имеющимся в деле доказательствами, что земельный участок с кадастровым номером *** неправомерно сформирован за счет земель Мацестинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно
статье 131 гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Поскольку ответчиком не представлено допустимых, достоверных доказательств опровергающих доводы прокурора, суд первой инстанции, основывая выводы на совокупном анализе представленных в дело доказательствах и доводах истца, которые не опровергнуты в ходе судебного разбирательства, пришел к выводу о том, что восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем признания права собственности на указанный земельный участок, как объект права, отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем спорного земельного участка.
Доводы, выражающие не согласие с заключением специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 г. не обоснованы.
Заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ С.С. является допустимым доказательством, так как квалификации специалиста достаточно для произведения совмещения плана лесоустройства с границами населенных пунктов, наличие необходимости какого-либо дополнительного образования в области кадастровой инженерии и геодезии, специалисту, дающему такого рода заключение, законом не установлено. Специалист имеет высшее образование в сфере физической географии, что позволяет ему работать с картами. Специалист в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Ответчиком не представлено конкретных нарушений, повлиявших на выводы специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" о наложении спорного земельного участка на земли национального парка, равно как не представлено доказательств противоречивости вывода специалиста, а также доказательств заинтересованности лица в исходе дела, оказания на него какого-либо давления. Кроме того, при проведении исследования специалистом использовался план лесонасаждений Мацестинского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года), который в схематичном виде изображен в заключении специалиста.
Довод жалобы о том, что суд не назначил по делу судебную экспертизу, несмотря на необходимость ее назначения о нарушении норм процессуального права не свидетельствует, поскольку согласно положениям
статей 56,
59,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Заявленное в апелляционной жалобе стороной ответчика ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы на предмет определения наличия пересечения спорного земельного участка и границ Сочинского национального парка также подлежит отклонению. Оценив мотивы и основания, положенные в основу заявленного ходатайства, предмет заявленных требований, учитывая наличие доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу, их достаточность, руководствуясь
статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для проведения такой экспертизы.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки всем его доводам и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе о том, что земельный участок не находится на территории Сочинского национального парка, осваивается, о том, что суд принял исключительно доказательства истца, не оценив представленные ответчиком доказательства, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства или заявленного довода, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом.
Ссылки на то, что согласно заключению специалиста С.С. спорный земельный участок имеет частичное пересечение - 617 кв. м из 912 кв. м, в связи с чем отсутствовали основания для признания отсутствующим права собственности на весь земельным участок, не принимается во внимание, поскольку ответчиком не представлено надлежащим доказательств, свидетельствующих о возможности образования самостоятельного земельного участка в соответствии с нормами законодательства. Более того, как установлено судом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** возникло незаконно.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащей оценке судом представленных доказательств, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных в судебном решении, и отражают субъективное мнение о них заявителя апелляционной жалобы.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
ст. 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г.
N 566-О-О, от 18.12.2007 г.
N 888-О-О, от 15.07.2008 г.
N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Как указано выше, в силу положений
ст. 56,
59,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.
Суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
В настоящем случае судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
Несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, а также иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Заявленные суду апелляционной инстанции ходатайства о допросе свидетелей, об истребовании дополнительных (новых) доказательств, судебная коллегия отклоняет.
В силу
абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
По мнению судебной коллегии, совокупность доказательств, представленных в материалах дела, является достаточной для принятия по делу объективного и мотивированного решения, соответственно, необходимость истребования дополнительных доказательств, в том числе допроса свидетелей, по делу, отсутствует. Кроме того, именно суд определяет, какие обстоятельства необходимо установить по делу и какими доказательствами они подлежат подтверждению. Сам факт несогласия подателей жалоб с объемом доказательств, исследованных судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Довод жалоб о наличии процессуальных нарушений в виде неизвещения третьего лица о дате судебного заседания отклоняется, поскольку согласно материалам дела третье лицо С.Н. извещалась судом надлежащим образом (л.д. 151 т. 1).
На основании
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Оснований полагать, что процессуальные права С.Н. в ходе судебного разбирательства были нарушены, не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалоб, разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении ходатайств о вызове свидетелей, о назначении судебной землеустроительной экспертизы, истребовании дополнительных (новых) доказательств, - отказать.
Решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 28 августа 2023 г. - оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя М. действующего на основании доверенности С.М., третьего лица С.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке, определенном
главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия постановления.
Мотивированное определение изготовлено 07 декабря 2023 г.
Председательствующий
В.Д.ЯМПОЛЬСКАЯ
Судьи
краевого суда
Н.М.МАНТУЛ
Н.В.ДУНЮШКИНА