Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2024 N 88а-1484/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 15.09.2023 по делу N 33а-6569/2023 (УИД 27RS0002-01-2022-003098-14)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему необоснованно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ввиду того, что им были представлены все необходимые документы.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано; 3) О возмещении расходов на оплату услуг нотариуса - отказано.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 15.09.2023 по делу N 33а-6569/2023 (УИД 27RS0002-01-2022-003098-14)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему необоснованно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ввиду того, что им были представлены все необходимые документы.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано; 3) О возмещении расходов на оплату услуг нотариуса - отказано.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2023 г. по делу N 33а-6569/2023
Дело N 2а-1103/2023
УИД 27RS0002-01-2022-003098-14
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Хасановой Н.В., Чуешковой В.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2023 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Б.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Б.А. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 19 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, объяснения Б.А., его представителя М., представителя административных ответчиков Т., судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование требований указал, что является сотрудником УФСИН России по Хабаровскому краю, с выслугой более 16 лет. 19.07.2022 он обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человека, приложив необходимый пакет документов с учетом ранее принятого решения комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю об отказе в постановке на учет. Решением комиссии от 07.09.2022 N 42 ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием документов, предусмотренных подпунктами "б", "з" пункта 5 Правил предоставления указанной выплаты. Полагает данный отказ незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы. Считает, что действиями УФСИН России по Хабаровскому краю ему причинены нравственные и физические страдания, связанные с невозможностью получения социальной выплаты. Не имея собственного жилья, он с супругой вынужден снимать комнату, что доставляет определенные неудобства, при этом административный ответчик не предоставил ему служебное жилое помещение по договору социального найма.
Просил признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю от 07.09.2022 об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать УФСИН России по Хабаровскому краю совершить действия по постановке его на данный учет, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей и судебные расходы: 2 400 руб. за оформление доверенности, 25 000 руб. - оплата услуг представителя, 300 руб. - уплата государственной пошлины.
Определением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 июля 2023 года в удовлетворении заявленных Б.А. административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Б.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм процессуального права: после отмены решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 12.01.2023 при новом рассмотрении дела судом не учтено мнение ФСИН России, в деле отсутствуют пояснения или отзыв ФСИН России. Выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не соответствуют требованиям действующего законодательства, сделаны на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств и имеющихся доказательств. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно справкам КГБУ "Хабаровсккрайкадастр" и выпискам из ЕГРН заявитель Б.А. и его супруга Б.Н. жилых помещений в собственности не имели и не имеют, что указывает на имеющуюся нуждаемость в жилом помещении, которая определяется по основаниям, предусмотренным в пп. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. Во исполнение подпункта "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной выплаты Б.А. в комиссию представлены свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное Б.Н.; справка администрации сельского поселения "Село Кукелево" о том, что Б.Н. имеет временную регистрацию с 05.09.2015 по настоящее время. Полагает, что районный суд рассмотрел только те доказательства, которые были представлены со стороны административного органа, что свидетельствует о необъективном и невсестороннем рассмотрении дела.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Б.А. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца М. требования и доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю Т. просила оставить решение суда без изменения.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Б.А., являясь сотрудником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю, имея общую продолжительность службы в учреждениях и органах более 16 лет, 19.07.2022 обратился в УФСИН России по Хабаровскому краю с заявлением о принятии его составом семьи 2 человека (супруга Б.Н.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив пакет документов согласно описи.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) от 07.09.2022 N 42 Б.А. отказано в постановке на учет для получения указанной выплаты в связи с отсутствием документов, предусмотренных подпунктами "б", "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), а именно:
заявителем не представлены копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (<адрес>), выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с фактического места жительства либо заменяющие их документы;
заявителем представлена копия паспорта супруги, выданного 24.05.2021, в котором информация о месте жительства не указана, в связи с чем, у комиссии отсутствует возможность определить наличие у супруги заявителя постоянной регистрации, а также совершения или несовершения ею действий, повлекших ухудшение жилищных условий (снятия с регистрации по месту жительства).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 5, 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, подпункта "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной выплаты, исходил из того, что административным истцом не представлены документы относительно места жительства супруги заявителя за последние 5 лет до подачи заявления, при этом установить отсутствие регистрации по месту жительства супруги заявителя по ее паспорту, выданному 24.05.2021, у комиссии отсутствовала возможность. Документы, подтверждающие невозможность получения истребуемых данных самим административным истцом, также представлено не было, в связи с чем не имелось возможности установить в полном объеме наличие оснований для постановки Б.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В числе иных документов к заявлению прилагаются:
копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (пункт "б" Правил);
выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пункт "з" Правил).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Исследовав документы, представленные Б.А. в комиссию, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у комиссии отсутствовали основания для отказа в постановке Б.А. на учет по мотиву отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил.
Вместе с тем, в судебном заседании с достоверностью установлено, что Б.А. в комиссию представлена копия паспорта супруги, выданного 24.05.2021, в котором информация о месте жительства не указана. Иных документов о месте жительства Б.Н. представлено не было.
Таким образом, несоблюдение Б.А. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений со всех мест жительства супруги за последние 5 лет до подачи заявления, лишило комиссию УФСИН России по Хабаровскому краю возможности установить наличие у Б.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы Б.А. о том, что судом не учтено мнение ФСИН России, а в материалах дела отсутствуют какие-либо пояснения ФСИН России, основан на ошибочном толковании норм процессуального права, поскольку в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства РФ давать объяснения суду в устной и письменной форме является правом административного ответчика, а не его обязанностью.
Довод о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что согласно справкам КГБУ "Хабаровсккрайкадастр", выпискам из ЕГРН на имеющееся (имевшееся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными органами Росреестра, заявитель и его супруга жилых помещений в собственности не имеют и не имели, что указывает на имеющуюся нуждаемость в жилом помещении, судебная коллегия считает несостоятельным по следующим основаниям.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи в течение 5 лет, предшествующих обращению с заявлением, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом следует учитывать, что лицами, которым принадлежит право пользования жилым помещением в соответствии с его назначением, являются не только собственник жилого помещения, но и имеющий жилое помещение для постоянного проживания наниматель по договору социального найма и члены его семьи.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 19 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.