Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88А-10620/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.01.2024 по делу N 33а-997/2024 (УИД 42RS0003-01-2023-000885-33)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений; 2) О признании незаконным действия (бездействия), об обязании совершить действие.
Обстоятельства: Истец указал, что в отношении него составлен оспариваемый акт выездной внеплановой проверки и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении объекта (бани).
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.01.2024 по делу N 33а-997/2024 (УИД 42RS0003-01-2023-000885-33)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений; 2) О признании незаконным действия (бездействия), об обязании совершить действие.
Обстоятельства: Истец указал, что в отношении него составлен оспариваемый акт выездной внеплановой проверки и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении объекта (бани).
Решение: Удовлетворено в части.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2024 г. по делу N 33а-997/2024(33а-12356/2023)
Судья: Гонтарева Н.А. Докладчик: Бунтовский Д.В. | 42RS0003-01-2023-000885-33 (N 2а-659/2023) |
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бунтовского Д.В.,
судей Гульновой Н.В., Бегуновича В.Н.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бунтовского Д.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Ч. на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2023 года,
по административному исковому заявлению администрации Березовского городского округа к старшему дознавателю отделения дознания и административной практики отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Д., заместителю начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу О., отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, Главному управлению МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконными действий должностных лиц, акта выездной внеплановой проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и решений по итогам рассмотрения жалоб,
установила:
Администрация Березовского городского округа обратилась в суд с административным иском к старшему дознавателю отделения дознания и административной практики отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу) Д., заместителю начальника О., ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, Главному управлению МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными действий должностных лиц, акта выездной внеплановой проверки, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и решений по итогам рассмотрения жалоб.
Требования мотивированы тем, 17 мая 2023 года старшим дознавателем ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Д. в отношении администрации Березовского городского округа составлен акт выездной внеплановой проверки N 2304/1-42/184-В/АВП и выдано предписание N 2304/1-42/184-В/ПВП об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Земельный участок с кадастровым номером N, разрешенное использование - под жилую застройку малоэтажную, является земельным участком с декларированной площадью 2507 кв. м, данные участки были образованы до 2001 года и имеют неуточненные границы, сведения о фактической площади и местоположении границ которых в ЕГРН отсутствуют. Указанный земельный участок относится к землям, право государственной собственности, на которые не разграничено, право муниципальной собственности на данный участок не зарегистрировано.
На указанном земельном участке по сведениям ЕГРН располагается объект недвижимости - многоквартирный дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> четыре жилых помещения, одно из которых, ранее являвшееся квартирой, 7 апреля 2023 года зарегистрировано как жилой дом (<адрес>, кадастровый N). По информации, размещенной в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, и в соответствии с изменениями в законодательстве (
ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ") данный многоквартирный дом в настоящее время уже не является многоквартирным домом, так как по закону признан домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании и наличия сведений в ЕГРН о том, что этот дом многоквартирный. То есть, с 1 марта 2022 года на законодательном уровне все жилые помещения (квартиры) в доме по <адрес> (как и в других подобных домах) признаны домами блокированной застройки. При этом замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения ЕГРН в отношении блока (жилого помещения, признанного домом блокированной застройки), не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости.
Указанный земельный участок используется правообладателями четырех жилых помещений (домов блокированной застройки) для нужд, связанных с их проживанием в таких домах. Администрацией Березовского городского округа указанный земельный участок не используется. Согласно Правилам землепользования и застройки в г. Березовский, утвержденным Решением Березовского городского Совета народных депутатов от 17 июля 2008 года N 394 (далее Правила), на земельном участке под домом блокированной застройки разрешается, в частности, размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений.
Для строительства таких сооружений в соответствии с
п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется получения разрешения на строительство в администрации Березовского городского округа. Однако такие постройки должны быть возведены в соответствии с установленными требованиями, в том числе в соответствии с вышеуказанными
Правилами. На текущую дату на вышеуказанном земельном участке помимо других построек, возведенных в разное время разными лицами, имеется вспомогательное хозяйственное сооружение - баня, возведенное правообладателями жилого помещения N - ФИО14 и А., что подтверждается сведениями, поступившими из Отдела МВД России по г. Березовскому Кемеровской области 23 мая 2023 года. Данная постройка возведена с нарушением
Правил в части несоблюдения минимальных отступов от хозяйственных построек до красных линий, улиц, проездов (баня возведена без отступа от границы (ограждения участка), вместо 5 метров по нормативу). Расстояние от бани до жилого дома блокированной застройки
Правилами землепользования и застройки не регламентировано, соответственно данные замеры не проводились.
В связи с выявленным нарушением А. - собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>, администрацией Березовского городского округа объявлено предостережение N 11 о недопустимости нарушения обязательных требований от 25 ноября 2022 года.
Полагает, что администрация Березовского городского округа в рамках проведенной ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу проверки не может выступать в качестве контролируемого лица в части соблюдения требований пожарной безопасности в отношении объекта (бани), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N.
Вместе с тем, администрацией Березовского городского округа приняты все меры в пределах своей компетенции в отношении собственника хозяйственной постройки (бани) А., использующего указанный земельный участок и допустившего выявленные нарушения, которому в рамках полномочий администрации Березовского городского округа по муниципальному земельному контролю объявлено предостережение 25 ноября 2022 года.
Также, 29 мая 2023 года администрацией Березовского городского округа посредством единого портала государственных и муниципальных услуг поданы жалобы вышестоящему в порядке подчиненности лицу на оспариваемые акт проверки и предписание.
Решением по итогам рассмотрения жалобы на акт выездной внеплановой проверки от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/АВП от 23 июня 2023 года и решением по итогам рассмотрения жалобы на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/ПВП от 23 июня 2023 года заместителем начальника ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу О. администрации Березовского городского округа отказано в удовлетворении жалоб о признании незаконными и отмене акта проверки N 2304/1-42/184-В/АВП и предписания N 2304/1-42/184-В/ПВП от 17 мая 2023 года.
Просит признать незаконным бездействие должностных лиц ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу старшего дознавателя отделения дознания и административной практики ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Д. и заместителя начальника О.; признать незаконными и отменить акт выездной внеплановой проверки N 2304/1-42/184-В/АВП и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 2304/1-42/184-В/ПВП от 17 мая 2023 года ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу; признать незаконными и отменить решение по итогам рассмотрения жалобы на акт выездной внеплановой проверки от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/АВП от 23 июня 2023 года и решение по итогам рассмотрения жалобы на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/ПВП от 23 июня 2023 года ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично, признано бездействие должностных лиц Д. и О., выразившееся в непроведении мероприятий в целях установления собственника бани, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным; акт выездной внеплановой проверки от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/АВП и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/ПВП, вынесенные в отношении администрации Березовского городского округа признаны незаконными; решение по итогам рассмотрения жалобы администрации Березовского городского округа на акт выездной внеплановой проверки от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/АВП от 23 июня 2023 года и решение по итогам рассмотрения жалобы администрации Березовского городского округа на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/ПВП от 23 июня 2023 года признаны незаконными; в остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Ч. просит решение суда отменить. Указывает что, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не были привлечены другие собственники многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>. Все действия должностных лиц законные и обоснованные.
На апелляционную жалобу представителем администрации Березовского городского округа Р. принесены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Ч. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представители административного истца администрации Березовского городского округа Р., В. просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая, что указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь
ст. 150,
ч. 6 ст. 226,
ст. 307 КАС РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями
ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая заявленные требования и признавая незаконными действия должностных лиц ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу и, в следствии, вынесенные ими акты суд первой инстанции исходил из доказанности нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее Закон N 248-ФЗ) основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Статьей 66 данного Закона N 248-ФЗ установлено, что внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным
п. п. 1,
3 -
6 ч. 1 и
ч. 3 ст. 57 настоящего Федерального закона
(ч. 1).
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования
(ч. 2).
Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных
ч. 5 настоящей статьи. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться
(ч. 12).
Согласно
ст. 73 Закона N 248-ФЗ под выездной проверкой в целях настоящего Федерального
закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа
(ч. 1).
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
(ч. 2).
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
10) эксперимент (ч. 8).
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) предметом федерального государственного пожарного надзора являются соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Согласно абз. 20 ст. 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Согласно ст. 3 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности, которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25 апреля 2023 года заместителем начальника ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу О. на основании сведений, поступивших об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям было принято решение N 2304/1-42/184-В/РВП о проведении выездной проверки (внеплановой) в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора по адресу: <адрес>, контролируемое лицо: администрация Березовского городского округа, срок проведения с 2 мая 2023 года по 17 мая 2023 года.
По результатам проведения проверки старшим дознавателем отделения дознания и административной практики ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Д. 17 мая 2023 года был составлен акт выездной внеплановой проверки N 2304/1-42/184-В/АВП, из которого следует, что администрацией Березовского городского округа по указанному выше адресу не соблюдены противопожарные расстояния между зданиями, обеспечивающие нераспространение пожара на соседние здания, противопожарные расстояния от хозяйственной постройки (баня) до жилого многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером NN менее 15 м (по факту 3,8), чем нарушены требования
п. 1 ч. 1 ст. 6,
ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3, 4.13, СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
К акту выездной внеплановой проверки N 2304/1-42/184-В/АВП прилагается протокол осмотра от 5 мая 2023 года и протокол инструментального обследования.
Далее в адрес администрации Березовского городского округа было выдано предписание N 2304/1-42/184-В/АВП об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года, установлен срок для устранения вышеуказанных нарушений противопожарных расстояний по указанному адресу от бани до жилого многоквартирного дома до 10 августа 2023 года. С указанными актом и предписанием 17 мая 2023 года был ознакомлен представитель администрации Березовского городского округа В.
29 мая 2023 года администрацией Березовского городского округа поданы жалобы вышестоящему в порядке подчиненности лицу на оспариваемые акт проверки и предписание.
По итогам рассмотрения жалоб на акт выездной внеплановой проверки и на предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности заместителем начальника ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу (заместителем главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору) О. вынесено решение, которым администрации Березовского городского округа отказано в удовлетворении жалоб о признании незаконными и отмене акта проверки N 2304/1-42/184-В/АВП и предписания N 2304/1-42/184-В/ПВП от 17 мая 2023 года.
Отказ обосновывался тем, что поскольку на земельный участок по указанному адресу государственная собственность не разграничена, то распоряжение данным участком осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (
ст. 42 ЗК РФ,
п. 2 и
3 ст. 3.1,
абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ").
В соответствии с
ч. 1 ст. 69 Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Пунктом 4.13 СП 4.13130.2013 свод правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013) предусмотрено для дома или хозяйственной постройки с неопределенной степенью огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности противопожарные расстояния следует определять по
таблице 1 и должно составлять не менее 15 метров.
Статьей 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно
ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством РФ.
Статьей 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
На основании
п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу
ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьями 209,
210 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, также собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером NN относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования под малоэтажную жилую застройку. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах, описании места положения земельного участка - отсутствуют. Также указанный земельный участок не отмежеван, имеет не уточненные границы, относится к землям, право государственной собственности на данный участок не разграничено, право муниципальной собственности на данный участок также не зарегистрировано.
Кроме того, на данном земельном участке, как следует из сведений Росреестра, технического паспорта расположен одноэтажный жилой дом на четырех хозяев.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что право собственности зарегистрировано за ФИО10 на <адрес>, за ФИО11 - на <адрес>, за А. - на <адрес>, за ФИО12 - на часть жилого дома по <адрес>
Из технического паспорта на жилой дом и земельный участок по <адрес> усматривается, что на земельном участке помимо жилого дома также имеются хозяйственные постройки, баня (Г5).
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) дом по <адрес> в г. Березовском зарегистрирован как жилой дом блокированной застройки.
Согласно ст. 28 Правил землепользования и застройки в г. Березовский, утвержденных Решением N 394 от 17 июля 2008 года Березовского городского Совета народных депутатов, одним из основных видов разрешенного использования является блокированная жилая застройка предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количество этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), согласно которому разрешено разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур, размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений.
Проверка государственным органом инициирована на основании жалобы, поступившей от ФИО12 о строительстве А-выми бани близко к жилому дому, в связи с чем объектом осмотра являлась дворовая территория, прилегающая к <адрес>, на которой и установлено расположение спорной бани на расстоянии от жилого дома 380 см (менее 15 м), что подтверждается протоколом осмотра от 5 мая 2023 года. В ходе осмотра присутствовали представитель администрации Березовского городского округа Гомзяков С.А. и ФИО14 (супруга собственника А.).
Из пояснений старшего дознавателя Д. в судебном заседании суда первой инстанции следует, что право собственности на спорную баню в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) зарегистрировано не было, более того на земельной участок государственная собственность также разграничена не была. Поэтому контролируемым лицом явилась администрация Березовского городского округа, как орган, имеющий право распоряжаться таким земельным участком и применять меры реагирования в отношении самовольных строений.
Таким образом, судом первой инстанции, верно, указано, что объектом нарушения обязательных требований пожарной безопасности является именно баня, расположенная на дворовой территории, прилегающей к <адрес>, которая на праве собственности принадлежит ФИО16
Анализом законодательства РФ установлено, что ГК РФ предусмотрена обязанность регистрировать право собственности на недвижимое имущество (жилые дома, квартиры, нежилые помещения и т.п.). При этом в силу того же
закона движимое имущество государственной регистрации не подлежит.
ГрК РФ,
ЖК РФ также не установлена обязанность собственника жилого помещения получать разрешение на строительство хозяйственных построек (не связанных прочно с землей).
Право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении отдельных объектов гражданских прав, к которым баня не относится, поскольку не имеет качеств самостоятельного объекта недвижимости, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к жилому дому и соответствующему земельному участку.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку объектом нарушения обязательных требований пожарной безопасности являлась баня (ее расположение относительно жилого дома), собственником которой является ФИО16, а не земельный участок, то проведение проверки с составлением акта и выдача предписания об устранении требований пожарной безопасности в адрес администрации Березовского городского округа является незаконным, поскольку нарушение требований пожарной безопасности при возведении бани усматривается не в действиях администрации Березовского городского округа, а в действиях собственника бани и данные обстоятельства должностными лицами ответчика оставлены без внимания.
Как верно указанно судом первой инстанции, что должностными лицами ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу - старшим дознавателем отделения дознания и административной практики Д. и заместителем начальника отдела О. фактический собственник бани А. опрошен не был, надлежащие меры по установлению собственника бани и лица, использующего указанный земельный участок и допустившего выявленные нарушения, предприняты не были.
В связи с чем, судом первой инстанции достоверно установлен факт бездействия указанных должностных лиц, выразившееся в не проведении в полной мере мероприятий в целях установления собственника бани, расположенной по адресу: <адрес>, тем самым нарушая права и законные интересы администрации Березовского городского округа.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт бездействия должностных лиц, то и акт выездной внеплановой проверки от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/АВП, а также предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 17 мая 2023 года N 2304/1-42/184-В/ПВП, вынесенные в отношении администрации Березовского городского округа, обосновано судом первой инстанции признаны незаконными, поскольку административный истец не может нести ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, допущенных иными лицами, на которых возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Следовательно подлежат также признанию незаконными и решения по итогам рассмотрения жалобы администрации Березовского городского округа на акт выездной внеплановой проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенные заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу О.
Вместе с тем, судом первой инстанции обосновано отказано в удовлетворении административного иска в части требований об отмене, обжалуемых акта, поскольку в компетенцию суда разрешение данного вопроса не входит.
Ссылка апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле остальных собственников жилых помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку предметом настоящего административного дела является действия и акты должностных лиц в рамках контрольного мероприятия, проведенного именно в отношении административного истца - администрации Березовского городского округа.
Несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении являются и доводы о подсудности данного спора арбитражному суду Кемеровской области.
Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в то время как оснований к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных
ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь
ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационные
жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 января 2024 года.