Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88А-16049/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.12.2023 N 33а-10524/2023 (УИД 38RS0016-01-2023-000591-35)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, обязании совершить необходимые действия.
Обстоятельства: Административными ответчиками не соблюдены нормативы обеспеченности авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.12.2023 N 33а-10524/2023 (УИД 38RS0016-01-2023-000591-35)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, обязании совершить необходимые действия.
Обстоятельства: Административными ответчиками не соблюдены нормативы обеспеченности авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2023 г. N 33а-10524/2023
Дело N 2а-566/2023
УИД 38RS0016-01-2023-000591-35
Судья 1 инстанции Кайзер Н.В.
Судья-докладчик Банщикова С.Н.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,
судей Банщиковой С.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-566/2023 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,
по апелляционным жалобам представителей Министерства лесного комплекса Иркутской области, Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", учредителем которого является Министерство лесного комплекса Иркутской области, осуществляет свою деятельность с целью исполнения обязанности по осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров
При проверке Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" установлено, что в нарушение положений распоряжения Правительства РФ N 1605-р не соблюдаются нормативы обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Ранее прокуратурой Нижнеилимского района выявлялись аналогичные нарушения, в связи с чем Дата изъята в адрес директора ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" вносились представления об устранении нарушений, однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений не предпринято. Указанное незаконное бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное
ст. 42 Конституции РФ. Непринятие достаточных мер со стороны ответчиков по предупреждению лесных пожаров в части приобретения средств предупреждения и тушения лесных пожаров может негативно сказываться на тушении лесных пожаров, что нарушает также и интересы Российской Федерации
Просил суд:
- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов";
- обязать ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимское авиаотделение в соответствии с
распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров";
- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях выполнения требований по наличию средств предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что ранее Нижнеилимским районным судом Иркутской области вынесено решение по делу Номер изъят об обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области укомплектовать лесопожарные станции ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Считает, что решением суда по настоящему делу на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность по комплектации пожарных формирований на территории Нижнеилимского района фактически в двойном объеме. Кроме того, указывают на отсутствие финансирования для исполнения решения суда.
В апелляционной жалобе представитель ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что нормами действующего законодательства на ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" не возложена обязанность по оснащению лесопожарных формирований, в том числе авиаотделений необходимым снаряжением и техникой для тушения пожаров, что исключает его привлечение в качестве ответчика по делу. Вопрос обеспечения авиаотделений средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области. Указывает на невозможность исполнения решения суда в текущем году и необходимости установления срока исполнения решения суда до апреля 2024 г.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Альбрехт О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с
ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из буквального толкования
п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом в силу
ч.ч. 9,
11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов при вынесении оспариваемого решения, действия (бездействия) и соответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложена на административного ответчика, административный истец должен доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В соответствие со
ст.ст. 42,
58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как указал Конституционный Суд РФ в
постановлении от 9 января 1998 г. N 1-П, лесной фонд имеет двойственную природу - как составная часть естественной экологической системы (
ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), и как природный ресурс (
ст. 5 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК Ф)), является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу
ст. ст. 3,
5 ЛК РФ отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, состоящим из
ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
ч.ч. 1,
7 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. ст. 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно
ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу
ч.ч. 1,
5 ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения.
В силу
п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе, организация на землях лесного фонда охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. N 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Нижнеилимского района совместно со специалистами Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в период с Дата изъята проведена выездная проверка Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, выразившиеся в недостаточном обеспечении подразделения пожарной техникой и оборудованием, перечень которых указан в заключении специалиста Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от Дата изъята
Наличие указанных нарушений стороной административного ответчика не оспорено.
Ранее, Дата изъята в адрес ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" прокурором Нижнеилимского района вносились представления с целью устранения нарушений действующего законодательства по обеспечению Нижнеилимского авиаотделения пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Вместе с тем, каких-либо действенных мер по устранению ранее выявленных нарушений административными ответчиками не принято, обеспеченность пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", как и прежде, не соответствует установленным нормативам.
Суд первой инстанции, установив, что административными ответчиками нормативы обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" соблюдены не были, пришел к обоснованному выводу о наличии бездействий с их стороны в данной части, возложив на ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" обязанность обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимское авиаотделение в соответствии с
распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. N 1605-р., а на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях выполнения требований по наличию средств предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований не согласиться с ними, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" о том, что они являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и на них не может быть возложена обязанности по укомплектованию Нижнеилимского авиаотделения пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, поскольку это относится к компетенции Министерства лесного комплекса Иркутской области, не принимаются судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
Согласно
пп. "б" п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614, меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. N 909-пп Министерство лесного комплекса Иркутской области (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции), является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.
В силу пп. 10 п. 9 указанного Положения Министерство лесного комплекса Иркутской области в сфере лесного хозяйства осуществляет функцию на землях лесного фонда по охране лесов, в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Согласно
п. 3 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 1 апреля 2022 г. N 244 работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
ст. ст. 81 -
84 ЛК РФ.
ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" является специализированным учреждением в Иркутской области, основная цель деятельности которого - обеспечение авиационной и наземной охраны лесов от пожаров, защите их от вредных и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера; проведение лесоавиационных профилактических (предупредительных) противопожарных мероприятий, в том числе подготовка к пожароопасному сезону; выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров; осуществление авиационного и наземного контроля за противопожарным и санитарным состоянием лесов, выполнение работ по отводу и таксации лесосек лесных участков; организация и функционирование региональной диспетчерской службы.
В соответствии с п. 1.3 Устава Учредителем ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" является Иркутская область. Полномочия учредителя от имени Иркутской области осуществляет Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В силу пункта 3.7 Устава ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе, имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, и бюджетные поступления в виде субсидий.
Таким образом, ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" является областным государственным автономным учреждением, созданным для обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства, и уполномочено на выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, которые, в силу
ст. ст. 51,
53.1 ЛК РФ, включают в себя вопросы организации и обеспечения деятельности лесопожарных формирований, укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Это подтверждают распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29 декабря 2020 г. N 91-3260-мр об утверждении ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" государственного задания на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г.; приложение N 13 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 16 декабря 2020 г. N 114-ОЗ, которым предусмотрено предоставление автономным учреждениям субсидий, в том числе, на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обязанность по обеспечению лесопожарной станции противопожарной техникой, инвентарем и оборудованием в рамках исполнения государственной функции по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров правомерно возложена ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
Доводы жалобы ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" о недостаточном сроке для исполнения решение суда для правовой оценки решения суда значения не имеют и не могут служить основанием для его отмены. При этом каких-либо убедительных доводов и доказательств о невозможности исполнения возложенной обязанности в установленный судом срок, ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" не приведено, поэтому для изменения решения суда в части срока исполнения судебная коллегия также не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что настоящим решением суда, учитывая, наличие решение суда по административному делу Номер изъят, на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность по комплектации пожарных формирований на территории Нижнеилимского района фактически в двойном объеме не принимаются во внимание, поскольку по настоящему административному делу установлены иные нарушения требований
распоряжения Правительства РФ N 1605-р.
Доводы апелляционной жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области об отсутствии финансирования на выполнение мероприятий, возложенных решением суда, основанием для отмены решения не являются.
Более того, по запросу судебной коллегии поступила информация из Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что на содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения в 2021 г. Иркутской области из областного бюджета выделено 676 787,3 тыс. руб., в 2022 г. - 910 565,9 тыс. руб., также 120 850 тыс. руб. выделено на создание в Нижнеилимском районе лесопожарной станции - 3 типа; в 2023 г. - 1 560 754,9 тыс. руб., из них 21 154 тыс. руб. на содержание лесопожарной станции Нижнеилимского района.
По существу доводы жалоб не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые исследованы судом при рассмотрении дела, оценены по правилам, установленным в
ст. 84 КАС РФ, правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Обстоятельств, которые в силу
ст. 310 КАС РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.
Руководствуясь
п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
И.М.АБРАМЧИК
Судьи
С.Н.БАНЩИКОВА
О.С.МАХМУДОВА