Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88А-16049/2024 (УИД 38RS0016-01-2023-000591-35)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, обязании совершить необходимые действия.
Обстоятельства: Административными ответчиками не соблюдены нормативы обеспеченности авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2024 N 88А-16049/2024 (УИД 38RS0016-01-2023-000591-35)
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, обязании совершить необходимые действия.
Обстоятельства: Административными ответчиками не соблюдены нормативы обеспеченности авиаотделения базы авиационной и наземной охраны лесов пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2024 г. N 88А-16049/2024
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Лукьяновой Т.Г., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13 декабря 2023 г.
по административному делу N 2а-566/2023 по административному иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,
заслушав доклад судьи Виноградовой О.В., прокурора Кадошникова С.О.,
установила:
прокурор Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов"; обязании ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимское авиаотделение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров"; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях выполнения требований по наличию средств предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
Прокурор указал, что оспариваемым бездействием нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, так как недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Непринятие достаточных мер со стороны ответчиков по предупреждению лесных пожаров в части приобретения средств предупреждения и тушения лесных пожаров может негативно сказываться на тушении лесных пожаров, что нарушает также и интересы Российской Федерации.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13 декабря 2023 г., исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области и Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимкое авиаотделение Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", на Областное государственное автономное учреждение "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда возложена обязанность обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимское авиаотделение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров". На Министерство лесного комплекса Иркутской области в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда возложена обязанность обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества Областному государственному автономному учреждению "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях выполнения требований по наличию средств предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
В кассационной жалобе ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. Указывает, что нормами действующего законодательства на ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", как на подведомственное государственное учреждение, не возложена обязанность по оснащению лесопожарных формирований, в том числе авиаотделений, в соответствии с установленными нормативами. Разрешение данного вопроса относится к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области за счет ассигнований федерального бюджета, выделяемых Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз). При указанных обстоятельствах, считает, что учреждение является ненадлежащим ответчиком и подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Кроме того, обращает внимание, что в нарушение процессуальных норм в качестве заинтересованного лица не было привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами не допущены.
Как установлено при рассмотрении административного дела, 5 апреля 2021 г., 22 апреля 2022 г. в адрес ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" прокурором Нижнеилимского района вносились представления с целью устранения нарушений действующего законодательства по обеспечению Нижнеилимского авиаотделения пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Поскольку мер по устранению выявленных нарушений не было принято, обеспеченность пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" не приведена в соответствие с установленным нормативам, прокуратурой Нижнеилимского района совместно со специалистами Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в период с 7 апреля 2023 г. по 5 мая 2023 г. проведена выездная проверка Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, выразившиеся в недостаточном обеспечении подразделения пожарной техникой и оборудованием, перечень которых указан в заключении специалиста Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству от 7 апреля 2023 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что административными ответчиками нормативы обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" соблюдены не были, пришел к выводу о наличии незаконного бездействия, возложив на ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" обязанность по обеспечении средствами предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимское авиаотделение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 г. N 1605-р., а на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность обеспечить финансирование и (или) предоставление имущества ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях выполнения требований по наличию средств предупреждения и тушения лесных пожаров Нижнеилимского авиаотделения ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров (часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (часть 4).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) закреплено, что органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия (часть 1). Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" утверждена структура лесопожарной станции по субъектам Российской Федерации, порядок ее комплектации, оснащения, перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за лесопожарной станцией.
Названные нормативы обеспеченности определяют минимальное количество численности лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.
Исходя из приведенного правового регулирования, установив, что фактическая обеспеченность Нижнеилимкого авиаотделения Областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" не соответствует требованиям законодательства в части соблюдения нормативных требований по количеству пожарной техники и оборудования, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности бездействия административных ответчиков, удовлетворив иск и возложив обязанность по устранению допущенных нарушений.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, постановленных с учетом компетенции ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов", являющегося областным государственным автономным учреждением, созданным для обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства, и уполномоченного на выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, которые, в силу ст. ст. 51, 53.1 Лесного кодекса РФ, включают в себя вопросы организации и обеспечения деятельности лесопожарных формирований, укомплектования лесопожарных станций пожарной техникой, оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также анализа распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 29 декабря 2020 г. N 91-3260-мр об утверждении ОГАУ "Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов" государственного задания на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г.; приложения N 13 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 16 декабря 2020 г. N 114-03, которым предусмотрено предоставление автономным учреждениям субсидий, в том числе, на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Доводы о непривлечении в качестве заинтересованного лица Федеральное агентство лесного хозяйства не влекут отмену либо изменение судебных актов, поскольку оспариваемыми судебными постановлениями права и обязанности указанного лица не затрагиваются.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 августа 2024 г.