Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 N 17АП-12258/2024-ГК по делу N А60-71631/2023
Требование: О признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 N 17АП-12258/2024-ГК по делу N А60-71631/2023
Требование: О признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. N 17АП-12258/2024-ГК
Дело N А60-71631/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2025 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Коньшиной С.В., Маркеевой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Харисовой А.И.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика, Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий": Задорина О.В., доверенность от 10.02.2025, диплом;
от ответчика, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Плотникова А.В., паспорт, доверенность от 24.12.2024, диплом;
от третьего лица, Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области: Плотникова А.В., паспорт, доверенность в порядке передоверия от 21.01.2025, доверенность от 21.01.2025, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 октября 2024 года
по делу N А60-71631/2023
по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ОГРН 1069670065387, ИНН 6670115054), Федеральному казенному учреждению "Управление капитального строительства МЧС России" (ОГРН 1087746892595, ИНН 7707671197), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1027739591010, ИНН 7707034952),
третьи лица: Администрация городского округа Нижняя Салда (ОГРН 1026600784704, ИНН 6622002364), Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609), Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564),
о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - истец, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", ответчик 1, Учреждение), Федеральному казенному учреждению "Управление капитального строительства МЧС России" (далее - ФКУ Управление капитального строительства МЧС России", ответчик 2), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России, ответчик 3) о признании объекта капитального строительства - реконструкцию здания пожарного депо с кадастровым номером 6:55:0303023:441 (далее - объект незавершенного строительства), произведенную за счет средств федерального бюджета - самовольной постройкой, приведении в течение двенадцати месяцев, со дня вступления в силу решения суда самовольной постройки с кадастровым номером 66:55:0303023:441, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:55:0101001:119 по адресу: Свердловская область, городской округ Нижняя Салда, в районе промплощадки "А", в 1,900 км от автомобильной дороги г. Нижняя Салда - с. Медведево, в соответствие с установленным требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе со сводом правил СП 380.1325800.2018, требованиям пожарной безопасности, в порядке, предусмотренном статьей 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и главой 6 ГрК РФ (с учетом уточнения требований от 06.05.2024, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 11.01.2024 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление капитального строительства МЧС России".
Определением суда от 13.02.2024 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа Нижняя Салда, Главное управление МЧС России по Свердловской области.
Определением суда от 07.05.2024 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Решением суда от 11.10.2024 в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (ИНН 7707671197, ОГРН 1087746892595) отказано. Исковые требования к МЧС России удовлетворены. Объект капитального строительства - реконструкция здания пожарного депо с кадастровым номером 6:55:0303023:441 признан самовольной постройкой. На МЧС России возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу решения суда привести самовольную постройку с кадастровым номером 6:55:0303023:441, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:55:0101001:119 по адресу: Свердловская область, городской округ Нижняя Салда, в районе промплощадки "А", в 1,900 км от автомобильной дороги г. Нижняя Салда - с. Медведево, в соответствие с установленными требованиями законодательства о градостроительной деятельности, в том числе требованиям пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным решением, МЧС России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на отсутствие оснований для признания объекта незавершенного строительства самовольной постройкой, ссылаясь на то, что здание пожарного депо 1963 года постройки подверглось реконструкции в 2012 году, для строительства данного объекта было выдано разрешение на строительство от 13.06.2012 N RU-66318000-645, строительство осуществлялось за счет средств федерального бюджета, при этом Техническим заключением (Шифр: 153/19-СТЭ) техническое состояние объекта капитального строительства определено как ограниченно-работоспособное; кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2022 N 1295 указанный объект включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства. В связи с включением указанного объекта в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства и руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 26.07.2022 N 1333, принято управленческое решение о завершении строительства и вводе его в эксплуатацию (пункт 11 приложения к протоколу от 22.12.2022 N 91). По мнению заявителя апелляционной жалобы, МЧС России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку, согласно выписке из ЕГРН, данное здание находится в оперативном управлении ФГКУ "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России", собственником которого является Российская Федерация.
11.02.2025 от МЧС России поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором указано на то, что реализация утвержденных Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации управленческих решений о завершении строительства (реконструкции) объектов незавершенного строительства, сведения о которых включены в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, и вводе их в эксплуатацию возможна исключительно при условии наличия зарегистрированных вещных прав (права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 МЧС России") на объекты незавершенного строительства, образованные в результате реконструкции зданий пожарного депо. В целях обеспечения формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства в отношении объектов незавершенного строительства, сведения о которых включены в состав Реестра и по которым утверждены соответствующие управленческие решения, МЧС России организована государственная регистрация вещных прав (Российской Федерации и оперативного управления) и изготовление необходимой документации в отношении указанной категории объектов незавершенного строительства. Отмечает, что Комплексной государственной программой "Строительство" на период 2024-2029 гг. не предусмотрено финансирование мероприятий по завершении строительства (реконструкции) спорных объектов.
18.02.2025 от МЧС России поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов согласно приложению.
В судебном заседании представитель МЧС России, третьего лица Главного управления МЧС России по Свердловской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, настаивал на удовлетворении ходатайства апеллянта от 18.02.2025 о приобщении к материалам дела дополнительных документов, согласно перечню, указанному в приложении.
Представитель ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, в судебное заседание не явились.
Ходатайство МЧС России о приобщении дополнительных документов рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, городской округ Нижняя Салда, в районе промплощадки "А", в 1,900 км от автомобильной дороги "г. Нижняя Салда - с. Медведево с кадастровым номером 66:55:0101001:119 с видом разрешенного использования "под здание пожарного депо" (кадастровый номер здания пожарного депо 66:55:0303023:441, общей площадью 860.9 кв. м), принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а также с 12.03.2012 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 22.12.2023 (далее - ЕГРН).
На указанном земельном участке находится здание пожарного депо с кадастровым номером 66:55:0303023:441 площадью 860,9 кв. м, принадлежащего на праве оперативного управления ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" согласно выписке из ЕГРН от 22.12.2023. Здание пожарного депо подлежало реконструкции в 2012 году. Реконструкция здания пожарного депо выполнялась путем возведения пристроя к основанному зданию, не была завершена и в настоящее время представляет угрозу (происходит разрушение) не только основному зданию пожарного депо, но и личному составу пожарной части, который ежедневно несет караульную службу в основном здании пожарного депо.
Вместе с тем, разрешение на строительство от 13.06.2012 RU 66318000-645, выданное Администрацией города Нижняя Салда было отменено постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда 25.12.2020 N 678, в связи с отсутствием необходимых документов (проектной, рабочей документаций) для его получения.
Как указывал истец, работы по реконструкции в настоящее время не завершены, согласно Акту осмотра объекта капитального строительства от 30.10.2023 N 03/33 установлено, что пристрой находится в следующем состоянии: объект незавершенного строительства, возникший в ходе реконструкции пожарного депо специальной пожарной части N 8 Специального управления федеральной противопожарной службы N 49 в Свердловской области" (Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 72, Промплощадка А), не соответствует требованиям действующих стандартов - технических регламентов (в том числе, национальным стандартам и сводам правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), общее техническое состояние существующих строительных конструкций здания пожарного депо характеризуется в целом как ограниченно-работоспособное.
Как следует из технического заключения общества с ограниченной ответственностью "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы" (далее - "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы") (Шифр: 153/19-СТЭ) по результатам оценки соответствия технических решений объекта "Реконструкция пожарного депо СПЧ N 8 СУФПС N 49 в Свердловской области" (Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 72, Промплощадка А)" требованиям действующих стандартов, норм и правил градостроительной деятельности, обеспечения безопасности и эксплуатации (далее - техническое заключение), объект незавершенного строительства, возникший в ходе реконструкции пожарного депо специальной пожарной части N 8 Специального управления федеральной противопожарной службы N 49 в Свердловской области" (Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 72, Промплощадка А), по совокупности установленных показателей не соответствует требованиям действующих стандартов - технических регламентов (в том числе, национальным стандартам и сводам правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В ходе проведенного натурного обследования объекта капитального строительства установлено, что пристроенная часть является объектом незавершенного строительства: не завершена внутренняя отделка, отсутствуют конструкции пола, внутренние дверные заполнения, монтаж внутренних инженерных систем не завершен (в том числе не системы безопасности и системы, поддерживающие и обеспечивающие микроклимат помещений); имеются незакрытые технологические проемы и отверстия.
Эксплуатация объекта без устранения выявленных в ходе комплексного обследования (результаты см. Раздел N 1) дефектов и повреждений, завершения невыполненных строительно-монтажных работ (в том числе по оснащению объекта всеми внутренними инженерными системами, предусмотренными проектной документацией), не допускается, так как оказывает существенное влияние на безопасность - оказывает угрозу жизни и здоровью граждан (лиц, использующих здание).
Заключением рекомендовано актуализировать исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию (ПСД), предусмотреть технические решения по устранению выявленных дефектов (местами с заменой материалов); получить положительное заключение государственной экспертизы ПСД; получить (либо продлить) соответствующее разрешение на строительство (в органах местного государственного архитектурно-строительного надзора, либо иных уполномоченных органах власти); произвести строительно-монтажные работы по объекту, включая полный монтаж систем инженерно-технического обеспечения, систем безопасности, отделочные работы; получить заключение о соответствии объекта (ЗОС); получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и произвести регистрационные действия в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обращалось к истцу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации объекта незавершенного строительства от 30.05.2023 исх. N ИВ-351-247. Оснований для регистрации истец не установил.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывал на то, что здание пожарного депо не отвечает требованиям безопасности, его реконструкция фактически произведена самовольно.
Удовлетворяя исковые требования к МЧС России, суд первой инстанции исходил из того, что реконструкция здания депо не завершена, разрешение на реконструкцию в настоящее время отсутствует, сохранение реконструированного здания не отвечает требованиям безопасности. Приняв во внимание, что спорная реконструкция производилась за счет федеральных средств учредителем ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - МЧС России, суд первой инстанции признал указанное лицо надлежащим ответчиком по иску, отказав в удовлетворении исковых требований к ответчикам 1,2.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 5 абзацем 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44) постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями при наличии оснований, установленных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ. При наличии технической возможности такая постройка может быть приведена в соответствие с установленными требованиями путем демонтажа только той части объекта, которая была создана в результате реконструкции (например, самовольно возведенной пристройки).
Как следует из пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 ГК РФ, пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 1, статья 2 ГрК РФ, часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 указано, что в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (пункт 2 статьи 222 ГК РФ) или на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии с его компетенцией, установленной законом (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ), если судом не будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее сохранения.
С иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 53 АПК РФ) (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44).
Согласно выпискам из ЕГРН от 22.12.2023, собственником земельного участка с кадастровым номером 66:55:0101001:119, разрешенное использование - под пожарное депо, является Российская Федерация. Ответчику 1 указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования. На праве оперативного управления ответчику 1 также принадлежит здание пожарного депо с кадастровым номером 66:55:0303023:441, площадью 860,9 кв. м, расположенного на указанном земельном участке.
Уставом ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" закреплено, что учредителем Учреждения является Российская Федерация (пункт 1.2 Устава).
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет МЧС России (пункт 1.3 Устава). Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно пункту 4.7 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке эксплуатацию зданий и сооружений, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В целях оценки соответствия технических решений объекта незавершенного строительства требованиям действующих стандартов, норм и правил градостроительной деятельности, обеспечения безопасности и эксплуатации объектов Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области на основании государственного контракта от 29.10.2019 N 232 на оказание услуг по проведению строительно-технической экспертизы объектов незавершенного строительства МЧС России ИКЗ: 191667217660966710100102280017120244 согласовано проведение ООО "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы" строительно-технической экспертизы спорного объекта незавершенного строительства.
Согласно выводам технического заключения, реконструкция пожарного депо специальной пожарной части N 8 Специального управления федеральной противопожарной службы N 49 в Свердловской области" (Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 72, Промплощадка А) осуществлялась на основании разработанной в 2012 г. проектной документации общества с ограниченной ответственностью "Реставратор". Сведения о положительном заключении государственной экспертизы и выданном разрешении на строительство объекта отсутствуют.
Как следует из частей 1, 2, 4 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в рамках осуществления публичной функции проводят мероприятия, направленные на проверку совершенных субъектом предпринимательской деятельности комплекса необходимых работ по исполнению возложенных на него законом обязанностей по подготовке и согласованию проектно-сметной документации. Соответствующее (надлежащее) выполнение этой обязанности в результате позволит лицу, намеревающемуся создать (построить) объект недвижимости, получить разрешение на строительство и начать строительство (реконструкцию).
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О, положение статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Судом первой инстанции установлено, что предшествующее реконструкции разрешение на строительство от 13.06.2012 RU 66318000-645, выданное Администрацией города Нижняя Салда отменено постановлением Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2020 N 678, в связи с отсутствием необходимых документов (проектной, рабочей документаций) для его получения.
Следует отметить, что постановление Администрации городского округа Нижняя Салда от 25.12.2020 N 678 не было обжаловано.
Учитывая, что ответчиками не представлено доказательств наличия необходимых разрешений на реконструкцию, разрешение на реконструкцию в настоящее время отсутствует, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что реконструкция здания пожарного депо произведена в отсутствие получения разрешения на реконструкцию.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объект был включен в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в отношении него принято управленческое решение о завершении строительства и вводе его в эксплуатацию не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, так как не свидетельствуют о том, что объект незавершенного строительства не является самовольной постройкой, указанные обстоятельства не являются основанием для изменения статуса спорного объекта как самовольного.
Приобщенные судом апелляционной инстанции к материалам настоящего дела письма МЧС России в подведомственные и иные государственные учреждения относительно принятия мер по реконструкции объектов капитального строительства, а также принятия мер по регистрации вещных прав (права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 49 МЧС России") так же не опровергают факт возведения самовольной постройки, учитывая, что при отсутствии необходимого разрешения на строительство и реконструкцию объекты приобретают статус самовольных построек.
Ссылка заявителя жалобы на то, что МЧС России не является надлежащим ответчиком по делу, признается необоснованной в силу следующего.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, осуществившее самовольное строительство. При возведении (создании) самовольной постройки с привлечением подрядчика ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной (например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; наследник, принявший наследство в виде земельного участка, на котором расположена такая постройка).
Учитывая, что спорная реконструкция производилась за счет федеральных средств учредителем ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 49 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - МЧС России, которое как указано ранее, осуществляет полномочия собственника имущества данного Учреждения, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное лицо является надлежащим ответчиком по иску.
Как следует из выводов технического заключения, для приведения объекта капитального строительства в соответствие с действующими требованиями норм и правил, в том числе с СП 380.1325800.2018 "Здания пожарных депо. Правила проектирования" следует предусмотреть дополнительные служебные помещения (в том числе дополнительные площади для хранения 4 единиц пожарной техники) при размещении 7 автомобилей в соответствии со штатным расписанием, указанным в письме от 16.06.2020 исх. N 533-1-10, также следует произвести строительно-монтажные работы по объекту, включая полный монтаж систем инженерно-технического обеспечения, систем безопасности, отделочные работы.
В силу пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 при установлении возможности устранения нарушений, допущенных при возведении (создании) самовольной постройки, суд принимает решение, предусматривающее оба возможных способа его исполнения, о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями, на что указывается в резолютивной части решения.
В таком решении должны содержаться выводы суда о допущенных при возведении (создании) постройки нарушениях, вместе с тем указание в резолютивной части конкретного перечня строительных работ, которые должен произвести ответчик для приведения постройки в соответствие с установленными требованиями, не является обязательным, поскольку исполнение решения суда в части приведения постройки в соответствие с установленными требованиями производится по правилам, предусмотренным главой 6 ГрК РФ.
Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 установлено, что принимая решение о сносе самовольной постройки либо о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, суд указывает срок для его исполнения.
Срок, в течение которого ответчик обязан произвести снос самовольной постройки, а также срок, в течение которого он вправе привести ее в соответствие с установленными требованиями, определяется судом с учетом характеристик самовольной постройки, а также положений пунктов 2, 3 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ.
В течение срока, установленного решением суда для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, должник вправе произвести необходимые работы по реконструкции и обратиться в уполномоченный орган публичной власти за выдачей разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (части 1, 2 статьи 55 ГрК РФ).
Решение суда о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, по общему правилу, считается исполненным с момента получения должником разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С учетом изложенного, суд, учитывая возможности МЧС России по исполнению судебного акта, пришел к выводу, что возложенная судом на ответчика 3 обязанность подлежит исполнению в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, признав указанный срок разумным.
Вопреки доводам жалобы, указанный срок признается судом апелляционной инстанции разумным и соответствующим статье 55.32 ГрК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о возложении на МЧС России обязанности произвести мероприятия по приведению спорного объекта в соответствие установленным требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе со сводом правил СП 380.1325800.2018, требованиям пожарной безопасности, в порядке, предусмотренном статьей 55.32 ГрК РФ и главой 6 ГрК РФ с целью возможности его дальнейшей эксплуатации.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, вместе с тем, оснований для такой переоценки судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 октября 2024 года по делу N А60-71631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
О.Г.ДРУЖИНИНА
Судьи
С.В.КОНЬШИНА
О.Н.МАРКЕЕВА