Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2025 N Ф10-52/2025 по делу N А08-2713/2024
Требование: О признании недействительным в части предписания административного органа.
Обстоятельства: В соответствии с оспариваемым актом обществу предписано устранить нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии на объекте защиты (многоквартирном доме) второго эвакуационного выхода.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, в управлении которого находится многоквартирный дом, построенный до введения в действие соответствующих правил, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в таких правилах требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.


Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2025 N Ф10-52/2025 по делу N А08-2713/2024
Требование: О признании недействительным в части предписания административного органа.
Обстоятельства: В соответствии с оспариваемым актом обществу предписано устранить нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии на объекте защиты (многоквартирном доме) второго эвакуационного выхода.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, в управлении которого находится многоквартирный дом, построенный до введения в действие соответствующих правил, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в таких правилах требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2025 г. по делу N А08-2713/2024
Резолютивная часть изготовлена 13 марта 2025 года
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2025 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Леоновой Л.В., Масенковой О.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Жилсервис" (ИНН 3123338444, ОГРН 1143123002076) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области (ИНН 3123112398, ОГРН 1043107040448) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 по делу N А08-2713/2024,
установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилсервис" (далее - ООО УК "Жилсервис", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным подпункта 2 пункта 8 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области (далее - МЧС, Управление, административный орган) от 16.02.2024 N 2401/001-31/10-В/ПВП.
Решением суда от 06.09.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2024 решение суда от 06.09.2024 отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно техническому паспорту многоквартирный дом, расположенный по адресу: Белгородская обл., г. Белгород, ул. Чичерина, д. 1 (далее - МКД), представляет собой пятиэтажное здание 1974 года постройки; МКД находится в управлении ООО УК "Жилсервис".
На основании решения зам. начальника Управления от 31.01.2024 административным органом проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Жилсервис" по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 16.02.2024 и Обществу выдано предписание от 16.02.2024 N 2401/001-31/10-В/ПВП об устранении нарушений обязательных требований, подпунктом 2 пункта 8 которого ООО УК "Жилсервис" предписано в срок до 30.08.2024 устранить нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.1.1 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, выразившееся в отсутствии на объекте защиты (МКД) второго эвакуационного выхода.
Полагая, что подпункт 2 пункта 8 данного предписания незаконен, ООО УК "Жилсервис" оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый пункт предписания соответствует требованиям в области пожарной безопасности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ, статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В статье 37 Закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты (под которыми понимаются и здания), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в степени, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Требования к организации эвакуационных выходов на этапах проектирования и строительства были установлены, в частности, пунктами 4.5, 4.9 "СНиП II-А.5-70*. Часть II. Раздел А. Глава 5. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 N 126, действовавших в период постройки МКД.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений, в том числе на этапе эксплуатации, были установлены "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), пунктом 6.13 которых было установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 м2.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 01.10.2003.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Согласно поэтажному плану МКД в нем был предусмотрен один эвакуационный выход, а также имеется выход (с лестницей) с 4 и 5 этажей на неэксплуатируемую кровлю.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Учитывая, что в данном случае доказательств того, что ранее действовавшими нормами к МКД 1974 года постройки предъявлялись аналогичные требования (предусмотренные СП 1.13130.2009, а также СНиП 21-01-97), суду не представлено, равно как и доказательств того, что здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению.
При этом нарушение требования пожарной безопасности, невыполнение которых вменено ООО УК "Жилсервис", связано с конструктивным изменением здания.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ООО УК "Жилсервис", в управлении которого находится МКД, построенном до введения в действие СНиП 21-01.-97, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания, является верным.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2018 N 44-АД 18-5.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 по делу N А08-2713/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
О.А.МАСЕНКОВА