Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2025 N Ф07-17753/2024 по делу N А56-16932/2024
Требование: Об оспаривании решения, действий инспектора отдела МЧС РФ; об обязании принять решение об отнесении объекта защиты к категории пожарного риска "низкий".
Обстоятельства: Общество ссылается на неправомерное отнесение помещения к категории пожарного риска "высокий".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку здание многоквартирного жилого дома является объектом защиты, встроенное помещение общества расположено в здании и не выделено в отдельный пожарный отсек, категория риска рассчитана в отношении жилого дома, отнесенного к категории высокого риска.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2025 N Ф07-17753/2024 по делу N А56-16932/2024
Требование: Об оспаривании решения, действий инспектора отдела МЧС РФ; об обязании принять решение об отнесении объекта защиты к категории пожарного риска "низкий".
Обстоятельства: Общество ссылается на неправомерное отнесение помещения к категории пожарного риска "высокий".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку здание многоквартирного жилого дома является объектом защиты, встроенное помещение общества расположено в здании и не выделено в отдельный пожарный отсек, категория риска рассчитана в отношении жилого дома, отнесенного к категории высокого риска.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. по делу N А56-16932/2024
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б., при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу Лознева С.А. (доверенность от 24.12.2024 N 161-11-14), от Управления по Кировскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу Абакарова М.А. (доверенность от 20.02.2024), Василевской Н.В. (доверенность от 20.02.2024), от общества с ограниченной ответственностью "Ателье-17" Варламова А.Г. (доверенность от 09.01.2025), Демина И.Б. (решение единственного участника от 27.01.2025, паспорт), рассмотрев 25.02.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ателье-17" на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу N А56-16932/2024,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ателье-17", адрес: 198255, Санкт-Петербург, улица Лени Голикова, дом 82, ОГРН 1037811011116, ИНН 7805023042 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании незаконными решения N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023, действий инспектора отдела НДиПР Кировского района Управления по Кировскому району ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу Абакарова Марата Абакаровича при обосновании решения N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023; об обязании принять решение об отнесении объекта защиты по адресу: Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 87, литера "А", часть нежилого помещения 12-Н (частные помещения N 8-13, 15-19, 42 и часть помещения 3) к категории пожарного риска "низкий".
В порядке
статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге.
Решением суда первой инстанции от 07.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.09.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и
постановление отменить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представители Управлений, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 29.11.2023 в Управление по Кировскому району поступило ходатайство (вх. N 130-32745 от 29.11.2023) от Общества об изменении категории риска объекта надзора.
Управлением по Кировскому району 30.11.2023 был подготовлен ответ (исх. от 30.11.2023 N ИВ-130-30-455) на обращение Общества (от 29.11.2023 вх. N 130-32745), в котором заявителю были разъяснены основания принятия решения о присвоении соответствующей категории риска (высокий риск) и отказано в удовлетворении ходатайства об изменении категории риска объекта надзора. 01.12.2023 в Управление по Кировскому району поступило обращение (вх. N 130-30-32919 от 01.12.2023) от Общества с просьбой предоставить заявителю расчетное обоснование принятого решения о присвоении соответствующей категории риска.
В управление по Кировскому району 05.12.2023 поступило обращение (вх. N 130-30-33196 от 05.12.2023) от Общества, в котором заявитель высказал возражения в отношении проведенной плановой выездной проверки и приложил расчетное обоснование категории пожарного риска объекта надзора в отношении части помещения многоквартирного жилого дома 12-Н по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А.
Управлением по Кировскому району 06.12.2023 был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) на обращение Общества (вх. N 130-30-32919 от 01.12.2023) и направлено решение о присвоении объекту надзора по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, категории риска с результатами расчета категории риска от 06.12.2023.
Управлением по Кировскому району 13.12.2023 был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-471 от 13.12.2023) на обращение Общества (вх. N 130-30-33196 от 05.12.2023) с разъяснением о правилах подачи жалоб в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия и ответом о том, что по указанному в обращении вопросу ранее заявителю были направлены ответы (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023 и исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) с приложением копий вышеупомянутых ответов.
В управление по Кировскому району 15.12.2023 поступило обращение (вх. N 130-30-34286 от 15.12.2023) от Общества, в котором заявитель высказал возражения в отношении Решения о присвоении объекту надзора по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, категории риска с результатами расчета категории риска от 06.12.2023.
Управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-484 от 20.12.2023) 20.12.2023 на обращение Общества (вх. N 130-30-34286 от 15.12.2023) о том, что по указанному в обращении вопросу ранее заявителю были направлены ответы (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023 и исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) с приложением копий вышеупомянутых ответов.
В рамках досудебного обжалования в Управление по Кировскому району 06.02.2024 поступило обращение от Общества "на неправомерное отнесение объекта защиты к категории пожарного риска "высокий", в котором было указано, что многоквартирный жилой дом, в который встроено помещение Общества, не является объектом вещных прав (имуществом), а отнесение его к какой-либо категории пожарного риска является противозаконным.
Управлением по Кировскому району 07.02.2024 был подготовлен ответ на обращение Общества, поданное в рамках досудебного обжалования.
Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с
пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123), объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (
пункт 20 статьи 2 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со
статьей 6.1 Закона N 123-ФЗ, идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам: класс функциональной пожарной опасности; степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности; категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).
Порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований утвержден в
статье 24 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
При осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно
приложению N 2 к Постановлению (
пункт 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"; далее - Постановление N 290).
Согласно этому же
пункту названного Постановления N 290 при размещении в многоквартирных жилых домах высотой до 28 метров помещений, не являющихся помещениями жилищного фонда, а также нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект к более высокой категории риска.
Отнесение объектов надзора к категориям риска в органах государственного пожарного надзора осуществляется соответствующими должностными лицами, закрепленными за объектами надзора, или с помощью автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора (
пункт 49 Постановления N 290).
Определение понятия нежилого помещения в многоквартирном доме, к которому относятся, в том числе встроенные и пристроенные помещения, содержится в
абзаце двенадцатом пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Под ним понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с
пунктом 1 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска при отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
В соответствии с
пунктом 10 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска в целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
Пунктом 11 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В соответствии с пунктом 37 Раздела 7 Приказа N 1148 МЧС России от 02.11.2023 "Об утверждении Регламента работы в информационной системе "Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России", раздел "ФГПН" содержит сведения об объектах, подлежащих надзору при осуществлении ФГПН и формируемые с учетом присвоенной объектам надзора категории риска.
Раздел "Основные сведения" содержит общую информацию об объекте надзора и заполняется в обязательном порядке. В паспорте объекта указывается количество пожарных отсеков, каждый из отсеков представляет собой характеристика здания. В поле "Функциональное назначение" реализован множественный выбор значений для внесения сведений обо всех помещениях различного функционального назначения, расположенных в пределах одного пожарного отсека.
В рассматриваемом деле суды установили, что здание многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, является объектом защиты. Встроенное помещение 12-Н, правообладателем которого является Общество, расположено в здании вышеуказанного многоквартирного жилого дома. Помещение 12-Н размещено в общем объеме многоквартирного жилого дома и не выделено в отдельный пожарный отсек, категория риска была рассчитана в отношении многоквартирного жилого дома, который в соответствии с расчетами был отнесен к категории высокого риска, что зафиксировано в оспариваемом решении.
Оснований для вывода о возможности применения
пункта 49 Постановления N 290, согласно которому при отсутствии решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска, суд кассационной инстанции не усматривает.
Ввиду изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами, имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 по делу N А56-16932/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ателье-17" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Е.А.АНИКИНА
Л.Б.МУНТЯН