Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 13АП-19410/2024 по делу N А56-16932/2024
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о присвоении категории риска объекту надзора; 2) О признании незаконными действий должностного лица при обосновании решения; 3) Об обязании принять решение об отнесении объекта защиты к категории пожарного риска "низкий".
Обстоятельства: Встроенное помещение, правообладателем которого является заявитель, расположено в здании многоквартирного дома, отнесенного к категории высокого риска, в связи с чем применены критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 13АП-19410/2024 по делу N А56-16932/2024
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о присвоении категории риска объекту надзора; 2) О признании незаконными действий должностного лица при обосновании решения; 3) Об обязании принять решение об отнесении объекта защиты к категории пожарного риска "низкий".
Обстоятельства: Встроенное помещение, правообладателем которого является заявитель, расположено в здании многоквартирного дома, отнесенного к категории высокого риска, в связи с чем применены критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2024 г. N 13АП-19410/2024
Дело N А56-16932/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретари Казакова К.Е. (до перерыва), Риваненков А.И. (после перерыва),
при участии:
от заявителя: Демин И.Б. (директор, решение Общества от 01.04.2024),
от заинтересованных лиц: Абакаров М.А. по доверенности от 17.04.2024, Прохорович Д.В. по доверенности от 26.12.2023,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19410/2024) ООО "Ателье-17" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2024 по делу N А56-16932/2024, принятое
по заявлению ООО "Ателье-17"
к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
3-е лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ателье-17" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Главное управление МЧС) о признании незаконными решения N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023, действий инспектора отдела НДиПР Кировского района Управления по Кировскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Абакарова Марата Абакаровича при обосновании решения N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023; об обязании принять решение об отнесении объекта защиты по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, дом 87, лит. А, часть нежилого помещения 12-Н (частные помещения N 8-13, 15-19, 42 и часть помещения 3) к категории пожарного риска "низкий".
В порядке
статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге.
Решением суда от 07.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 07.05.2024 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители МЧС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений
части 1 статьи 121 АПК РФ и
пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу
статей 156 и
266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.11.2023 в управление по Кировскому району поступило ходатайство (вх. N 130-32745 от 29.11.2023) от ООО "Ателье-17" об изменении категории риска объекта надзора.
30.11.2023 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023) на обращение ООО "Ателье-17" (вх. N 130-32745 от 29.11.2023), в котором заявителю были разъяснены основания принятия решения о присвоении соответствующей категории риска (высокий риск) и отказано в удовлетворении ходатайства об изменении категории риска объекта надзора. 01.12.2023 в управление по Кировскому району поступило обращение (вх. N 130-30-32919 от 01.12.2023) от ООО "Ателье-17" с просьбой предоставить заявителю расчетное обоснование принятого решения о присвоении соответствующей категории риска.
05.12.2023 в управление по Кировскому району поступило обращение (вх. N 130-30-33196 от 05.12.2023) от ООО "Ателье-17", в котором заявитель высказал возражения в отношении проведенной плановой выездной проверки и приложил расчетное обоснование категории пожарного риска объекта надзора в отношении части помещения многоквартирного жилого дома 12-Н по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А.
06.12.2023 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) на обращение ООО "Ателье-17" (вх. N 130-30-32919 от 01.12.2023) и направлено решение о присвоении объекту надзора по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А категории риска с результатами расчета категории риска от 06.12.2023.
13.12.2023 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-471 от 13.12.2023) на обращение ООО "Ателье-17" (вх. N 130-30-33196 от 05.12.2023) с разъяснением о правилах подачи жалоб в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия и ответом о том, что по указанному в обращении вопросу ранее заявителю были направлены ответы (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023 и исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) с приложением копий вышеупомянутых ответов.
15.12.2023 в управление по Кировскому району поступило обращение (вх. N 130-30-34286 от 15.12.2023) от ООО "Ателье-17", в котором заявитель высказал возражения в отношении Решения о присвоении объекту надзора по адресу 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А категории риска с результатами расчета категории риска от 06.12.2023.
20.12.2023 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-484 от 20.12.2023) на обращение ООО "Ателье-17" (вх. N 130-30-34286 от 15.12.2023) о том, что по указанному в обращении вопросу ранее заявителю были направлены ответы (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023 и исх. N ИВ-130-30-462 от 06.12.2023) с приложением копий вышеупомянутых ответов.
06.02.2024 в управление по Кировскому району в рамках досудебного обжалования поступило обращение от ООО "Ателье-17" "на неправомерное отнесение объекта защиты к категории пожарного риска "высокой", в котором было указано, что многоквартирный жилой дом, в который встроено помещение ООО "Ателье-17", не является объектом вещных прав (имуществом), а отнесение его к какой-либо категории пожарного риска является противозаконным.
07.02.2024 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ на обращение ООО "Ателье-17", поданное в рамках досудебного обжалования.
Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 07.05.2024 в связи со следующим.
В соответствии с
пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123), объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии с
пунктом 20 статьи 2 ФЗ N 123, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии со
статьей 6.1 ФЗ N 123, идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:
1) класс функциональной пожарной опасности;
2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;
3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).
Таким образом, здание многоквартирного жилого дома по адресу 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А является объектом защиты.
Порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований утвержден
ст. 24 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с
п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление), при осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании
Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению к Постановлению.
Встроенное помещение по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, литера А, пом. 12-Н, правообладателем которого является Общество, расположено в здании многоквартирного жилого дома, отнесенного к категории высокого риска, в связи с чем МЧС не усмотрело оснований для изменения категории риска объекта надзора.
В соответствии с
п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", отнесение объектов надзора к категориям риска в органах государственного пожарного надзора осуществляется соответствующими должностными лицами, закрепленными за объектами надзора, или с помощью автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора.
Одновременно с этим, в соответствии с п. 37 Раздела 7 Приказа N 1148 МЧС России от 02.11.2023 г. "Об утверждении Регламента работы в информационной системе "Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России", раздел "ФГПН" содержит сведения об объектах, подлежащих надзору при осуществлении ФГПН и формируемые с учетом присвоенной объектам надзора категории риска.
Раздел "Основные сведения" содержит общую информацию об объекте надзора и заполняется в обязательном порядке. В паспорте объекта указывается количество пожарных отсеков, каждый из отсеков представляет собой характеристика здания. В поле "Функциональное назначение" реализован множественный выбор значений для внесения сведений обо всех помещениях различного функционального назначения, расположенных в пределах одного пожарного отсека.
На основании изложенного, учитывая вышеизложенные нормы права и принимая во внимание тот факт, что встроенное помещение, расположенное по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, пом. 12-Н правообладателем которого является ООО "Ателье-17", размещено в общем объеме многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и не выделено в отдельный пожарный отсек, категория риска была рассчитана в отношении многоквартирного жилого дома, который в соответствии с расчетами был отнесен к категории высокого риска, является обоснованным применение критерия, относящего объект защиты к более высокой категории риска.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 248), объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Таким образом, требования
п. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ N 248 распространяются только при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении объекта защиты.
При проведении контрольного-надзорного мероприятия на основании
пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в соответствии с Решением о проведении плановой выездной проверки, принятым заместителем начальника управления - начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу Ефремовым Кириллом Викторовичем от 24 октября 2023 года N 2310/003-78/305-П/РВП в период с 20.11.2023 по 01.12.2023 в виде плановой выездной проверка в отношении объекта надзора - встроенное помещение магазина одежды в многоквартирный жилой дом по адресу: 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, правообладателем которого является Общество, были предъявлены требования в отношении соблюдения пожарной безопасности касаемо только встроенного помещения (пом. 12-Н).
Кроме того, как следует из пояснений МЧС, в едином реестре видов контроля содержится информация о категорированном объекте, правообладателем которого является общество с ограниченной ответственностью "Ателье-17", ИНН 7805023042, который расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 87, литера А (встроенное помещение в многоквартирный жилой дом, управляющей организацией которого является акционерное общество "Строитель"). Категория риска в соответствии с единым реестром видов контроля установлена как "высокий риск". Категорированному объекту (объекту надзора) по вышеуказанному адресу присвоен уникальный номер единого реестра видов контроля: N 11662308 (далее - уникальный N ЕРВК).
В
пункте 5(1) Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" не содержится информации об обязанности должностных лиц вносить уникальный N ЕРВК в решение о присвоении объекту категории риска.
В соответствии с
п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление), при осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании
Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению к Постановлению.
Как следует из позиции проверяющего органа, которая поддержана судом первой инстанции, встроенное помещение по адресу 198260, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, литера А, пом. 12-Н, правообладателем которого является Общество с ограниченной ответственностью "Ателье-17", расположено в здании многоквартирного жилого дома, отнесенному к категории высокого риска, таким образом, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
Вместе с этим, в соответствии с
п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", отнесение объектов надзора к категориям риска в органах государственного пожарного надзора осуществляется соответствующими должностными лицами, закрепленными за объектами надзора, или с помощью автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора.
Одновременно с этим, в соответствии с п. 37 Раздела 7 Приказа N 1148 МЧС России от 02.11.2023 г. "Об утверждении Регламента работы в информационной системе "Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России", раздел "ФГПН" содержит сведения об объектах, подлежащих надзору при осуществлении ФГПН и формируемые с учетом присвоенной объектам надзора категории риска.
Раздел "Основные сведения" содержит общую информацию об объекте надзора и заполняется в обязательном порядке.
В паспорте объекта указывается количество пожарных отсеков, каждый из отсеков представляет собой характеристика здания.
В поле "Функциональное назначение" реализован множественный выбор значений для внесения сведений обо всех помещениях различного функционального назначения, расположенных в пределах одного пожарного отсека.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и принимая во внимание тот факт, что встроенное помещение, расположенное по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 87, лит. А, пом. 12-Н, правообладателем которого является ООО "Ателье-17", размещено в общем объеме многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и не выделено в отдельный пожарный отсек, категория риска была рассчитана в отношении многоквартирного жилого дома, который в соответствии с расчетами был отнесен к категории высокого риска, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В решении о присвоении объекту надзора категории риска от 06.12.2023 года не содержится информации о том, что расчет выполнен в ручном режиме. Расчет выполнен с помощью автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утвержден решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора.
29.11.2023 в управление по Кировскому району поступило ходатайство (вх. N 130-32745 от 29.11.2023 г.) от ООО "Ателье-17" об изменении категории риска объекта надзора.
30.11.2023 управлением по Кировскому району был подготовлен ответ (исх. N ИВ-130-30-455 от 30.11.2023 г.) на обращение ООО "Ателье-17" (вх. N 130-32745 от 29.11.2023 г.), в котором заявителю были разъяснены основания принятия решения о присвоении соответствующей категории риска (высокий риск) и отказано в удовлетворении ходатайства об изменении категории риска объекта надзора.
В ответе на обращение было указано, что в соответствии с
п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление), при осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании
Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению к Постановлению.
Согласно
п. 11 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска, индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора. При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В соответствии с
п. 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", отнесение объектов надзора к категориям риска в органах государственного пожарного надзора осуществляется соответствующими должностными лицами, закрепленными за объектами надзора, или с помощью автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора.
МЧС пояснила, что заявителю неоднократно направлялись ответы на обращения, в которых содержалась информация о присвоении объекту надзора высокой категории риска, а также неоднократно было отказано в удовлетворении ходатайств о понижении присвоенной категории риска, следовательно, нет необходимости дополнительно "отклонять или опровергать контррасчет".
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта. Выводы суда являются верными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 мая 2024 года по делу N А56-16932/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ателье-17" из федерального бюджета 1500 руб. (платежное поручение от 27.05.2024 N 79).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.МИЛЬГЕВСКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
О.В.ФУРКАЛО