Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2025 N Ф07-999/2025 по делу N А21-8626/2023
Требование: О признании недействительными акта выездной проверки, подпунктов предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: Выявлены непроведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируемых сверх срока службы; непроведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли; необеспечение безопасной эвакуации людей; непредставление уточненной декларации пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства дела по отдельным эпизодам нарушений не исследованы в полном объеме.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2025 N Ф07-999/2025 по делу N А21-8626/2023
Требование: О признании недействительными акта выездной проверки, подпунктов предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: Выявлены непроведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируемых сверх срока службы; непроведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли; необеспечение безопасной эвакуации людей; непредставление уточненной декларации пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства дела по отдельным эпизодам нарушений не исследованы в полном объеме.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2025 г. по делу N А21-8626/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от закрытого акционерного общества "Содружество-Соя" Асеева А.А. (доверенность от 31.01.2024 N 502-01-01141), рассмотрев 17.03.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Содружество-Соя" на
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 по делу N А21-8626/2023,
установил:
Закрытое акционерное общество "Содружество-Соя", адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, ОГРН 1053909026830, ИНН 3913009793 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, 1 - 6 этажи, пом. III из лит. А, ОГРН 1043902848835, ИНН 3906129263 (далее - Управление), о признании недействительными акта выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/АВП, подпунктов 1, 2 пункта 8 предписания от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-/П/ПВП.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2024, прекращено производство по делу в части требования об оспаривании акта от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/АВП ввиду принятия отказа Общества от указанного требования; удовлетворены требования об оспаривании предписания - подпункты 1 и 2 пункта 8 предписания Управления признаны недействительными.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2024 решение суда от 04.06.2024 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение,
постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество выразило несогласие с выводами апелляционного суда относительно существа вменяемых оспариваемым предписанием нарушений.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В соответствии с положениями
статей 156,
284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора Управлением на основании решения от 31.03.2023 N 2303/039-39/20-П/РВП проведена плановая выездная проверка в отношении принадлежащего Обществу объекта защиты: строения 12 дома 65 по ул. Гагарина в г. Светлом Калининградской обл., по результатам которой Обществу выдано предписание от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-/П/ПВП (далее - Предписание).
Согласно пункту 8 Предписания на Общество возложена обязанность по устранению следующих нарушений требований
статей 53,
64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); пунктов 4.3.3, 4.3.4
свода правил 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 12.03.2020 N 151 (далее - СП 2.13130.2020),
пунктов 13,
54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479):
- непроведение ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируемых сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации указанных систем до их замены в установленном порядке (подпункт 1);
- непроведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли (подпункт 2);
- необеспечение безопасной эвакуации людей (подпункт 3);
- непредоставление уточненной декларации пожарной безопасности (подпункт 4).
Не согласившись с перечисленными нарушениями, Общество оспорило подпункты 1 и 2 пункта 8 Предписания.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, придя к выводу об отсутствии у Управления оснований для проведения оспариваемой проверки.
Апелляционный суд согласился с выводами Управления о наличии вменяемых оспариваемым предписанием нарушений и отказал Обществу в удовлетворении заявления, отменив решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Апелляционным судом не установлено нарушений Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и обоснованно указано, что на момент принятия Управлением решения о проведении проверки и ее проведения зданию была присвоена высокая категория риска, что Обществом не опровергнуто, в связи с чем у Управления имелись полномочия на проведение плановой выездной проверки по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности в здании.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с
частью 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Правила N 1479 устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности
(пункт 1).
Согласно
абзацу четвертому пункта 54 Правил N 1479 при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Основанием для выдачи Предписания в части подпункта 1 пункта 8 послужил вывод Управления о непроведении Обществом ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности, эксплуатируемых сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации указанных систем до их замены в установленном порядке.
Апелляционный суд, признавая законным Предписание в указанной части, указал на неисполнение Обществом требования о предоставлении документации, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности проверяемого объекта защиты.
При этом суд, признавая наличие в требовании о предоставлении необходимых документов, размещенном Управлением в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", а также в решении Управления от 31.03.2023 N 2303/039-39/20-П/РВП о проведении выездной проверки, уклонился от оценки довода Общества о наличии спорной документации: программы и акта испытания на работоспособность средств обеспечения пожарной безопасности проверяемого объекта защиты, которая не была представлена в ходе проверки по причине отсутствия соответствующего требования со стороны Управления.
Соглашаясь с указанными в подпункте 2 пункта 8 Предписания нарушениями требований
пункта 13 Правил N 1479, выраженных в непредставлении документации (проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных металлических конструкции кровли), а также технической документации изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ; непроведении проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли, суд ограничился только обстоятельством непредставления Обществом в ходе проверки запрашиваемых документов.
Пунктом 13 Правил N 1479 установлено, что при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты
(абзац первый).
При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год
(абзац второй).
По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты
(абзац третий).
В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности
(абзац четвертый).
СП 2.13130.2020 установлены общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Согласно
абзацу девятому пункта 5.4.3 СП 2.13130.2020, если требуемый предел огнестойкости конструкций установлен R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные (металлические) конструкции при условии, если их приведенная толщина металла составляет не менее 4,0 мм.
Общество в опровержение нарушения, вменяемого подпунктом 2 пункта 8 Предписания, приводило довод о том, что приведенная толщина металлических конструкций несущих балок покрытия кровли объекта защиты составляет более 4 мм, следовательно в силу приведенных выше нормативных положений отсутствует необходимость применения средств огнезащиты и проектирования огнезащиты с последующей проверкой ее качества и хранения документации изготовителя средств огнезащиты и производителя огнезащитных работ, и представляло соответствующие документы.
Вопреки требованиям
статьи 71 АПК РФ, обжалуемый судебный акт не содержит мотивов, по которым суд отклонил данный довод Общества.
С учетом изложенного выводы апелляционного суда по данным эпизодам вменяемого нарушения нельзя признать обоснованными.
Поскольку обстоятельства дела по отдельным эпизодам нарушений, вменяемых оспариваемым предписанием, не исследованы в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, суд кассационной инстанции считает судебные акты в этой части подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу
пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт, по результатам распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.06.2024 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 по делу N А21-8626/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий
Е.А.АНИКИНА
Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ