Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.12.02-2025.01.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 N 13АП-23466/2024 по делу N А21-8626/2023
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Уполномоченным органом проведена плановая выездная проверка объекта заявителя, по результатам которой установлено, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), заявителем не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем до их замены и не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли объекта.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2024 N 13АП-23466/2024 по делу N А21-8626/2023
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Уполномоченным органом проведена плановая выездная проверка объекта заявителя, по результатам которой установлено, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), заявителем не обеспечено ежегодное проведение испытаний систем до их замены и не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли объекта.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2024 г. N 13АП-23466/2024
Дело N А21-8626/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Харина И.С.
при участии:
стороны извещены, представителей не направили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23466/2024) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-8626/2023 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Содружество-Соя"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области
об оспаривании
установил:
Закрытое акционерное общество "Содружество-Соя" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области (далее - Управление) о признании недействительными акта выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/АВП, предписания от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/ПВП, взыскании расходов по уплате государственной пошлины
Решением суда от 04.06.2024 принят отказ ЗАО "Содружество-Соя" от требования об оспаривании акта выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/АВП, прекращено производство по делу в указанной части;
Подпункты 1 и 2 пункта 8 предписания Главного управления МЧС России по Калининградской области от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/ПВП признаны недействительными;
С Главного управления МЧС России по Калининградской области в пользу ЗАО "Содружество-Соя" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением суда от 21.10.2024 произведена замена в составе суда, в порядке
ст. 18 АПК РФ судьи Титова М.Г. и Фуркало О.В. заменены на судей Трощенко Е.И. и Семенову А.Б.
В судебных заседаниях стороны изложили свои позиции, в судебное заседание 11.11.2024 суд оказал Обществу и Управлению в согласовании онлайн заседания, поскольку соответствующие ходатайства были поданы не своевременно сторонами.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании решения заместителя начальника Управления от 31.03.2023 N 2303/039-39/20-П/РВП проведена плановая выездная проверка в отношении объекта надзора, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, стр. 12, принадлежащего Заявителю.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в Акте выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/АВП (далее - Акт).
По итогам проверки Обществу выдано Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14.04.2023 N 2303/039-39/20-П/ПВП (далее - Предписание) со сроком устранения выявленных нарушений до 01.12.2023. В Предписании административным органом в качестве нарушений указано:
- при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных систем до их замены в установленном порядке (подпункт 1 пункта 8 Предписания);
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли (подпункт 2 пункта 8 Предписания);
- ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор административно-бытовой части) при двери, открывающихся из помещений в коридоры, составляет менее 1 м (0,92 м) (подпункт 3 пункта 8 Предписания);
- не предоставлено уточненная декларация пожарной безопасности (подпункт 4 пункта 8 Предписания).
Решением заместителя директора Департамента - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору М.Ю.Бабушкиным от 25.06.2023 N ДОК-3881 подпункты 3 и 4 пункта 8 Предписания отменены. В отмене подпунктов 1 и 2 пункта 8 Предписания Обществу отказано.
Не согласившись с требованиями подпунктов 1 и 2 пункта 8 Предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил, придя к выводу об отсутствии у Управления оснований для проведения оспариваемой проверки.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 248-ФЗ,
пп. "а" п. 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, объектом федерального государственного пожарного надзора являются здания (сооружения), а не юридические лица, следовательно, контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в отношении каждого здания (сооружения) с периодичностью в соответствии с присвоенной категорией риска.
В соответствии с
п. 29 Положения о ФГПН учет объектов надзора в органах ГПН МЧС России осуществляется посредством сбора сведений об объектах надзора, включения указанных сведений в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России в течение 10 рабочих дней с даты поступления (установления) таких сведений.
Отнесение объектов надзора к категориям риска в органах ГПН осуществляется с помощью ААС КНД (
п. 49 Положения о ФГПН).
В соответствии с п. 44 Регламента работы в ААС КНД, утвержденного приказом МЧС России от 02.11.2023 N 1148, присвоение категорий осуществляется в автоматическом режиме, путем заполнения полей паспорта здания реестра поднадзорных объектов.
Согласно
п. 40 Положения о ФГПН отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению.
В соответствии с
п. 1 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска при отнесении объектов защиты к определенной категории риска причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров используются сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий, а также сведения статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики.
В соответствии с
пунктом 10 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска в целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица.
Пунктом 11 Порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.
На основании вышеуказанной информации, имеющейся в распоряжении Административного органа, и внесенных в соответствующие поля паспорта здания реестра поднадзорных объектов в ААС КНД, объекту, расположенному по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, стр. 12, в автоматическом режиме ААС КНД была автоматически присвоена категория риска "высокий".
При этом отнесение объекта к определенной категории риска не было оспорено заявителем и не является предметом настоящего спора.
В связи с тем, что 03.04.2023 по 14.04.2023 в отношении объекта надзора было проведено контрольное (надзорное) мероприятие, в соответствии с
ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 248-ФЗ Административным органом были получены дополнительные сведения об объекте надзора, которые в установленном порядке были внесены в ААС КНД 25.05.2023.
На основании полученных сведений ААС КНД была пересчитана категория риска также в автоматическом режиме.
Как пояснило Управление, несмотря на то, что функционал ААС КНД не позволят извлечь сведения, внесенные в ААС КНД до 25.05.2023, в истории изменений категорий риска в ААС КНД сохранились сведения о перерасчете категорий риска (на момент планирования категория риска - Высокий), кроме того решение об отнесении объекта надзора к категории высокого риска отсутствует в связи с тем, что после проведения контрольного (надзорного) мероприятия было вынесено новое Решение об отнесении объекта надзора к категории риска "значительный".
Материалами дела подтверждено, что проведенная в период с 03 по 14 апреля 2023 г. Главным управлением выездная проверка Заявителя в отношении объекта надзора, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, стр. 12, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являлась плановой, включенной в План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год Главного управления МЧС России по Калининградской области под N 2023056810.
В соответствии с
ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 248-ФЗ указанный План подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном
ч. 5 указанной статьи.
Порядок рассмотрения органами прокуратуры РФ проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования утвержден приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с
пп. 1 п. 5 Приказа Генеральной прокуратуры N 294 прокурорам субъектов РФ дается указание регулярно анализировать внесенные в информационную систему государственного контроля (надзора), муниципального контроля "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" сведения о проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях с целью выявления и пресечения фактов проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, противоречащих законодательству, в том числе - незаконного включения в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий при отсутствии оснований для их проведения с учетом категорий риска объектов контроля.
В соответствии с
п. 1.6 Порядка рассмотрения органами прокуратуры РФ проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ N 294, органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий, размещенных в ЕРКНМ, в порядке, предусмотренном
ч. 5 ст. 61 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе на предмет законности включения или невключения в них плановых контрольных (надзорных) мероприятий по объектам контроля, с учетом категорий риска, наличия оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия и полномочий у органа контроля (надзора) и их должностных лиц.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год Главного управления МЧС России по Калининградской области N 2023056810 размещен в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (proverki.gov.ru) и на официальном сайте Главного управления (39.mchs.gov.ru), где, согласно требованиям
подпункта "е" п. 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2428, указано, что категория риска у объекта надзора - Высокий.
Заявитель мер по обжалованию принятого Административным органом решения о включении и исключению соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия из Плана Административного органа на 2023 год не принимал.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Управления правовых оснований для проведения спорной проверки.
Как следует из материалов дела, в Предписании административным органом в качестве нарушений указано:
- при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных систем до их замены в установленном порядке (подпункт 1 пункта 8 Предписания);
- не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли (подпункт 2 пункта 8 Предписания).
В соответствии со
статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно
пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Состояние общего имущества в жилых зданиях должно соответствовать требованиям
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, (далее - Правила N 1479) обязательных для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Как следует из оспариваемого предписания, административным органом в качестве нарушения указано, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указан
п. 54 Правил N 1479 (подпункт 1 пункта 8 Предписания).
Управлением было вынесено требование о предоставлении необходимых и (или) имеющих значения документов, сведений, из которого следует, что в целях проведения выездной проверки (плановой) контролируемому лицу закрытому акционерному обществу "Содружество-Соя" необходимо представить следующие документы:
1) проектная документация в части обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
2) документы распорядительного характера, наличие которых регламентировано требованиями нормативных документов по пожарной безопасности;
3) техническая документация на имеющиеся системы противопожарной защиты;
4) документы по результатам проверки работоспособности систем противопожарной защиты;
5) документация, наличие и ведение которой регламентируется техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, правилами противопожарного режима, иными нормативными документами в области пожарной безопасности в зависимости от специфики деятельности объекта защиты;
6) документы приемки, проверки качества, выполненных огнезащитных и иных работ в области пожарной безопасности.
7) декларацию пожарной безопасности на объект защиты;
8) отчеты о результатах расчета пожарного риска, специальные технические условия (при наличии);
9) иные документы, подтверждающие выполнение обязательных требований пожарной безопасности.
О проведении проверки Общество заблаговременно было уведомлено решением, с решением Общество так же было ознакомлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности подпункт 1 пункта 8 Предписания.
Подпунктом 2 пункта 8 Предписания установлено не проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций (
п. 13 Постановления Правительства РФ N 1479).
Согласно требованиям
пункта 13 Правил противопожарного режима при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Представленный Обществом Рабочий проект (корпус ремонтных служб 029.07-12.6-ОГЗ), не содержит информацию (выводы) о пределе огнестойкости, приведенной толщине металла, примененных строительных конструкций кровли, а лишь содержит требования ранее действовавшего
СНиП 21-01-97, о том, что предел огнестойкости металлических конструкций бесчердачного покрытия (кровли) для зданий IV степени огнестойкости должен составлять R 15.
Согласно
пункту 3.10 ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности" приведенная толщина металла - это отношение площади поперечного сечения металлической конструкции к периметру ее обогреваемой поверхности, в связи с чем представленные Обществом фотоотчеты и сведения из "онлайн-калькулятора приведенной толщины металла" также не являются информативными.
Для достижения целей проверки, в соответствии с названным решением Обществу необходимо было предоставить документацию наличие и ведение, которой, регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности проверяемого объекта защиты (пункт 13 решения).
В соответствии с
пунктом 13 Правил противопожарного режима при проведении контрольного (надзорного) мероприятия Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкции кровли или документы, подтверждающие фактический предел огнестойкости строительных металлических конструкции кровли.
Таким образом, спорный пункт Предписания является законным и обоснованным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для признания недействительным предписания у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем суд апелляционной инстанции отменят решение суда первой инстанции, отказывает в удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 июля 2024 года по делу N А21-8626/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.МИЛЬГЕВСКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Е.И.ТРОЩЕНКО