Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2025 N Ф03-5978/2024 по делу N А04-3447/2024
Требование: О взыскании долга за выполненные работы по тушению лесного пожара.
Обстоятельства: Ответчиком не оплачены оказанные истцом услуги по тушению лесного пожара, возникшего на принадлежащей ему территории. Претензия о погашении долга оставлена без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено, так как утвержденным государственным заданием на ответчика возложена обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе с привлечением сторонних организаций, факт выполнения истцом работ по тушению пожара доказан.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2025 N Ф03-5978/2024 по делу N А04-3447/2024
Требование: О взыскании долга за выполненные работы по тушению лесного пожара.
Обстоятельства: Ответчиком не оплачены оказанные истцом услуги по тушению лесного пожара, возникшего на принадлежащей ему территории. Претензия о погашении долга оставлена без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено, так как утвержденным государственным заданием на ответчика возложена обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе с привлечением сторонних организаций, факт выполнения истцом работ по тушению пожара доказан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2025 г. N Ф03-5978/2024
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2025 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Гребенщиковой В.А.
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз"
на решение от 25.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024
по делу N А04-3447/2024 Арбитражного суда Амурской области
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" (ОГРН 1072801001129, ИНН 2801118992; адрес: 675002, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 20)
к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (ОГРН 1132807000040, ИНН 2809017530; адрес: 676306, Амурская обл., г. Шимановск, ул. Взлетная, д. 7)
о взыскании 61 526,58 руб.
третье лицо: министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780; адрес: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 173)
установил:
Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - ГАУ Амурской области "Авиабаза", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз", ответчик) о взыскании задолженности в размере 61 526,58 руб. за выполненные в 2022 году работы по тушению лесного пожара.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Амурской области, оформленным в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ в виде резолютивной части от 11.07.2024, и впоследствии по заявлению стороны в виде мотивированного судебного акта от 25.07.2024, иск удовлетворен.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" указывает на недоказанность направления в адрес лесхоза и получения им письма от 15.04.2022 N 463 с приложенным проектом договора, счета на оплату, акта об оказании услуг, счета-фактуры; полагает недоказанным наличие сложившихся между сторонами договорных отношений; отмечает, что стороны обязаны были заключить договор, необходимый для оплаты услуг, в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); в отсутствие подписанного сторонами договора ответчик не имел возможности принять к учету и оплатить задолженность в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 06.12.20211 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; по мнению заявителя, у него не возникло правопреемство ГАУ "Свободненский лесхоз" по не возникшему обязательству.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил предусмотренных статьей 288, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, правительством Амурской области принято постановление от 31.03.2022 N 309 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Амурской области", которым с 01.04.2022 на территориях Благовещенского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Тамбовского районов, Белогорского, Ивановского муниципальных округов, городов Белогорск, Благовещенск, Свободный Амурской области установлен особый противопожарный режим.
Согласно пожарной радиограмме от 01.04.2022 и справке по тушению пожара N 1 в 14 час. 37 мин. на арендованных землях сельскохозяйственного назначения обнаружен пожар (способ обнаружения - космомониторинг), начало тушения которого осуществлялось 01.04.2022 в 15 час. 20 мин. на территории Свободненского лесничества (н.п. Голубая), на лесной площади 1 га и на нелесной - 11 га, причина возникновения пожара: предположительно местное население; на основании выданного задания N 001 01 произведено совместное тушение пожара силами и средствами Свободненского лесхоза, с участием ГАУ Амурской области "Авиабаза" (Свободненское авиаотделение); пожар локализован (кромка пожара локализована) 01.04.2022 в 19 час. 00 мин, ликвидирован 01.04.2022 в 20 час. 00 мин.
ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" составлен акт о лесном пожаре от 04.04.2022 N 1.
ГАУ Амурской области "Авиабаза" нарочно сопроводительным письмом от 15.04.2022 N 463 в адрес ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" направлены проект договора N 198/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара, счет на оплату от 08.04.2022 N 00000038 на сумму 61 526,58 руб., счет-фактура от 08.04.2022 N 00000061, акт об оказании услуг от 08.04.2022 N 00000040.
Распоряжением правительства Амурской области от 19.10.2022 N 579-р "О реорганизации государственных, автономных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области" ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" реорганизовано в форме присоединения к ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз".
Поскольку оплата за оказанные услуги по тушению лесного пожара не произведена, ГАУ Амурской области "Авиабаза" направило в адрес ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" претензию от 23.10.2023 N 1227, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для предъявления в арбитражный суд настоящего иска.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска с учетом следующего.
В соответствии с положениями статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров (часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке (статья 42).
Согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в установленном порядке возлагаются на государственные (муниципальные) учреждения.
В статье 53.4 ЛК РФ определено, тушение лесного пожара включает в себя следующие этапы: обследование лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение процесса возобновления лесного пожара.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
На основании части 7 статьи 2 этого Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Частью 6 данной статьи закреплено, кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (часть 7).
В пункте 4 статьи 69.2 БК РФ указано, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 1.4 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (с учетом изменений, внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 28.02.2022 N 381-ОД) учреждение находилось в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Согласно пункту 3.1 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Амурской области полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на территории земель лесного фонда, в том числе тушение лесных пожаров - ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований: тушение пожаров в лесах; тушение пожаров в лесах (на иных категориях земель); привлечение и использование лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; проведение мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; создание групп пожаротушения и проведение технической учебы по технологии тушения лесных пожаров; обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава).
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области; учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Пунктом 3.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" (с учетом изменений, внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 22.02.2022 N 559-ОД) предусмотрено, что учреждение создано для достижения следующих целей: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, а также перевозки воздушным транспортом пассажиров на местных воздушных линиях в труднодоступные районы области, районы, приравненные к районам Крайнего Севера, выполнения полетов воздушным транспортом в интересах области и осуществляет следующие основные виды деятельности - предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок: предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ: организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами; обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; тушение лесных пожаров: тушение пожаров в лесах.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава).
Согласно пункту 3.7 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не указанные в пункте 3.1 устава, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям: деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом; ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические; транспортная обработка грузов; лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность; лесозаготовки; торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием; торговля оптовая прочими пищевыми продуктами; торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов; торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин; торговля оптовая отходами и ломом; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков; торговля оптовая сельскохозяйственными и лесохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая тракторы; торговля оптовая неспециализированная; производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; аренда воздушного судна с экипажем с целью перевозки пассажиров.
В этой связи, проведя анализ учредительных документов сторон, суды заключили, что ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" обязано и могло тушить лесные пожары на землях иных категорий как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, в свою очередь, ГАУ Амурской области "Авиабаза" имело право осуществлять тушение лесных пожаров на землях иных категорий как соответствующую услугу (коммерческая деятельность).
01.03.2022 Министром лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области утверждено государственное задание N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разделами 6, 7 которого на ответчика возложена обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по тушению пожаров в лесах и на иных категориях земель. При этом, в государственном задании отражено, что тушение лесного пожара производится при необходимости с привлечением сторонних организаций; локализация и тушение лесных пожаров, окарауливание (контроль и дотушивание) локализованных пожаров осуществляется при необходимости с привлечением сторонних организаций, а также с помощью специальной техники.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 309, нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и каждое в отдельности, в частности, сведения пожарной радиограммы от 01.04.2022, производственное задание N 001 01 (Свободненское авиаотделение), докладную записку руководителя тушения пожара Свободненского лесхоза, адресованной начальнику ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз", табель учета рабочего времени Свободненского авиаотделения при выполнении задания по тушению лесного пожара, сводный реестр работы транспортных средств на тушении лесного пожара N 1 Свободненского лесничества, путевой лист работы легкового автомобиля, акт от 04.04.2022 N 1 о лесном пожаре N 1с/х, справку по тушению лесного пожара от 02.04.2022 N 1, установили, что тушение лесного пожара 01.04.2022 производилось силами Свободненского лесхоза с привлечением иных лиц и техники, а именно, ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза", которым была сформирована группа в составе: старший группы Гонтарь И.А. (должность ИППГ), Кашуба А.В. (должность ИППГ), Гордейко М.Н. (должность ППС), Близневский Д.Г. (должность ППС), Пабат А.А. (должность ППС), Левченко Ю.Ф. (должность водитель); автомобилем (марка УАЗ-390995, государственный регистрационный знак А483УС28) пройден маршрут от авиаотряда до места лесного пожара (204 км).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта оказания истцом услуг ответчику по локализации лесного пожара, в результате чего удовлетворили заявленное требование.
Доводы кассатора, сводящиеся к тому, что у него отсутствовали правовые основания для оплаты спорных услуг, которые должны были быть оказаны посредством заключенного в рамках Закона N 44-ФЗ договора; о недоказанности наличия сложившихся между сторонами договорных отношений; о недоказанности направления в его адрес и получения им письма от 15.04.2022 N 463 с приложенным проектом договора, счета на оплату, акта об оказании услуг, счета-фактуры, подлежат отклонению.
В силу действующего законодательства, возлагающего на истца обязанность по выполнению государственного задания по тушению лесных пожаров и допускающего случаи выполнения работ и услуг, когда указанное является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения и при условии того, что в рассматриваемой ситуации локализация пожара необходима была в целях незамедлительного принятия мер пожарной безопасности, у него возникло право требования вознаграждения от ответчика, который в таком случае не может быть освобожден от уплаты взыскиваемой суммы.
Ссылка в жалобе ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" на то, у него не возникло правопреемство ГАУ "Свободненский лесхоз" по не возникшему обязательству, не принимается, поскольку правопреемство в силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ относится к числу универсальных, и при реорганизации юридического лица в форме присоединения вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу, в том числе и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены.
Доводы заявителя кассационной жалобы представляют собой сформированную позицию, высказанную в ходе судебного разбирательства по делу, которая являлась предметом анализа судов обеих инстанций, ей дана надлежащая мотивированная оценка, касаются фактической стороны спора и сводятся к необходимости иной оценки представленных доказательств по делу, что не может служить основанием для отмены принятых судебных актов в кассационном порядке в силу положений статей 286, 287 АПК РФ.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, нежели были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 по делу N А04-3447/2024 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА