Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 N 06АП-4852/2024 по делу N А04-3447/2024
Требование: О взыскании задолженности за работы по тушению лесного пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 N 06АП-4852/2024 по делу N А04-3447/2024
Требование: О взыскании задолженности за работы по тушению лесного пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2024 г. N 06АП-4852/2024
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Н.Л. Коваленко,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз"
на решение от 25.07.2024
Арбитражного суда Амурской области
по делу N А04-3447/2024,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" (ОГРН 1072801001129, ИНН 2801118992)
к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (ОГРН 1132807000040, ИНН 2809017530)
о взыскании 61 526,58 руб.
третье лицо: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780)
установил:
Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - истец, ГАУ Амурской области "Авиабаза") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ответчик, ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз") о взыскании задолженности за выполненные в 2022 году работы по тушению лесного пожара N 1с/х в размере 61 526,58 руб.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 25.04.2024 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам
главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - третье лицо).
Суд первой инстанции признал необходимым провести судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в деле, без перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил судебное заседание на 11.07.2023.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.07.2024, принятым в соответствии с
частью 1 статьи 229 АПК РФ в форме резолютивной части, иск удовлетворен.
На основании
части 2 статьи 229 АПК РФ судом 25.07.2024 изготовлено мотивированное решение.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что судом дана неверная оценка квалификации соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку претензия направлялась с требованием об оплате долга по договору, а не о неосновательном обогащении.
Судом не дана надлежащая оценка доводам об отсутствии оснований принятия задолженности в условиях отсутствия подписанного между сторонами договора.
Считает ошибочным вывод суда о том, что между сторонами фактически сложились договорные отношения в силу
пункта 3 статьи 438 ГК РФ; судом не учтено, что между сторонами не достигнуто согласие о заключении договора, о порядке определения цены; заявка на тушение лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения истцу не давалась.
Полагает, что у ответчика не возникло обязательство и правопреемство, поскольку ГАУ "Свободненский лесхоз" не имело права передавать права и обязанности, вытекающие из незаключенного договора.
Указывает, что в Лесном
кодексе Российской Федерации, Федеральном
законе N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилах N 244 отсутствуют условия о тушении лесных пожарах исключительно на возмездной основе.
Согласно части 5 статьи 228 Кодекса, с учетом разъяснения, содержащемся в
постановлении Пленума Верховного суда от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее по тексту - постановлении Пленума Верховного суда от 18.04.2017 N 10), дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления документов, при этом протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Для представления отзыва и возражений в обоснование своей правовой позиции участвующим в деле лицам определением суда установлен срок - не позднее 02.10.2024, указанный в определении о принятии апелляционной жалобы к производству.
Истцом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле и без проведения судебного разбирательства в порядке
ст. 272.1 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно пожарной радиограмме от 01.04.2022 с помощью ИСДМ-Космомониторинг (старшим летчиком-наблюдателем Крюковым К.А.) обнаружен лесной пожар (номер лесного пожара 1с/х; широта 51*47*29*, долгота 127*56*09*) в 14 час. 37 мин., на территории Свободненского лесничества, от ближайшего населенного пункта п. Голубая 276 градусов в 1,9 км. Начало тушения пожара осуществлялось 01.04.2022 в 15 час. 20 мин. следующими силами и средствами: люди 6 ЛО РТП-Наседкин В.С., 5 ППС ст. Гонтарь И.А.; техника 1 УАЗ ЛО, 1 УАЗ ППС.
01.04.2022 в 15 час. 00 мин. старшим летчиком-наблюдателем Крюковым К.А. выдано производственное задание N 001 01 старшему группы Гонтарь И.А. на тушение лесного пожара до ликвидации (район выполнения работ: Амурская область, Свободненское лесничество); в задании отражено, что к выполнению задания приступили 01.04.2022 в 15 час. 15 мин. группа в составе 6 человек, пожар локализован (кромка пожара локализована) 01.04.2022 в 19 час. 00 мин, ликвидирован 01.04.2022 в 20 час. 00 мин.
Из справки Свободненского авиаотделения Свободненского лесничества по тушению лесного пожара от 02.04.2022 N 1 следует, что тушение пожара на лесной площади 1 га. и на нелесной 11 га. осуществлялось совместно.
04.04.2022 руководителем ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" Фоминой Т.А. составлен акт N 1 о лесном пожаре N 1с/х, в котором указано:
- в 14 час. 37 мин. 01.04.2022 патрульной авиацией донесено сообщении об обнаружении лесного пожара в 1,9 км н.п. Голубая 276 градусов, на сельхоз. землях Свободненского района;
- на основании донесения от патрульной авиации площадь пожара в момент обнаружения составляла 3 га. (1 лесная не покрытая, 2 не лесная);
- причина возникновения пожара: предположительно местное население;
- площадь пройденная огнем 1 лесная не покрытая, 11 не лесная, всего 12 га.;
- пожар локализован (в 19 час. 00 мин) и ликвидирован (в 20 час. 00 мин) силами лесхоза - 10 ЛО (Свободненский лесхоз) ст. РТП-Наседкин В.С.; силами привлеченных организаций - 6 ППС ст. Гонтарь И.А.; техникой лесхоза: УАЗ - 1 ед., Ац ЛО - 1 ед.; техникой привлеченной организации: УАЗ ППС - 1 ед.;
- примененные способы и средства по тушению пожара: с помощью воздуходувок, водой из РЛО, пожарных автоцистерн.
ГАУ Амурской области "Авиабаза" подготовило и направило в ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" проект договора N 198/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 1с/х, по условиям которого ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (заказчик) поручило, а ГАУ Амурской области "Авиабаза" (исполнитель) приняло на себя обязательства по выполнению работ, на платной основе, по тушению лесных пожаров на территории Свободненского лесхоза. Цена договора составила 61 526,58 руб.
ГАУ Амурской области "Авиабаза" выставлен счет на оплату от 08.04.2022 N 00000038 на сумму 61 526,58 руб., счет-фактура от 08.04.2022 N 00000061 на сумму 61 526,58 руб., составлен акт об оказании услуг от 08.04.2022 N 00000040 на сумму 61 526,58 руб., с указанием следующих услуг: тушение пожара силами инструкторского состава ПДПС Свободненское авиаотделение на сумму 20 380,68 руб., тушение пожара силами десантников-(парашютистов) пожарных Свободненского авиаотделения на сумму 19 113,90 руб., выполнение работ по тушению лесного пожара техникой - УАЗ-390995 на сумму 22 032 руб.
Подписанные со стороны ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" договор N 198/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 1с/х и акт об оказании услуг от 08.04.2022 N 00000040 на сумму 61 526,58 руб. в адрес ГАУ Амурской области "Авиабаза" не возвращены, оплата за оказанные услуги по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х не произведена.
Распоряжением Правительства Амурской области от 19.10.2022 N 579-р "О реорганизации государственных, автономных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области" ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" реорганизовано в форме присоединения к ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз".
Ответчик является правопреемником ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз".
ГАУ Амурской области "Авиабаза" направило в адрес ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" претензию от 23.10.2023 с требованием оплатить основной долг в срок до 23.11.2023.
Оставление ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы ответчика о том, что судом дана неверная оценка квалификации соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку претензия направлялась с требованием об оплате долга по договору, а не о неосновательном обогащении.
В соответствии с
частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров Федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Досудебный претензионный порядок считается специальным условием реализации права на иск в гражданском судопроизводстве.
Правовая природа досудебного урегулирования споров - это средство разрешения конфликта, направленного на избежание судебного разбирательства, путем урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми сторонами по обязательству до передачи дела в арбитражный суд.
Досудебный претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых санкций без участия специальных государственных органов. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего не возникает необходимости в судебном разрешении данного спора.
В
Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015), разъяснено, что претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (п. 4 подраздела 2 раздела "Судебная коллегия по экономическим спорам").
По настоящему делу из поведения ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.
Указание ответчика на разные юридические квалификации спорных правоотношений не свидетельствует о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора.
Согласно разъяснениям, приведенным в
пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", и в
пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле; по смыслу
части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам, и указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле; в связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, суд не связан правовой квалификацией заявленных истцом требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Указание в претензии на требование об оплате долга по договору, не является основанием для признания претензионного порядка урегулирования спора несоблюденным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с
частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса.
Земельным
кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) также предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке (
абзацы 4,
10 статьи 42 ЗК).
Частью 1 статьи 51 ЛК РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (
часть 4 статьи 51 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2022 N 309 на территориях Благовещенского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Тамбовского районов, Белогорского, Ивановского муниципальных округов, городов Белогорск, Благовещенск, Свободный Амурской области установлен особый противопожарный режим с 01.04.2022.
Согласно материалам дела 01.04.2022 на сельхозземлях Свободненского района (п.н. Голубая 276 градус - район, привязка) обнаружен лесной пожар (объем: площадь лесная 1 га, площадь не лесная 11 га), что подтверждается пожарной радиограммой от 01.04.2022, справкой по тушению лесного пожара от 02.04.2022 N 1, актом N 1 о лесном пожаре N 1с/х.
Для тушения лесного пожара привлекались сторонняя организация - ГАУ Амурской области "Авиабаза", что подтверждается подписанным руководителем ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" актом N 1 о лесном пожаре N 1с/х.
Истцом в подтверждение факта оказания услуг ответчику по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х, в материалы дела представлены:
- пожарная радиограмма от 01.04.2022, производственное задание N 001 01 (Свободненское авиаотделение), докладная записка адресованная начальнику ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз", табель учета рабочего времени Свободненского авиаотделения при выполнении задания по тушению лесного пожара, сводный реестр работы транспортных средств на тушении лесного пожара N 1 Свободненского лесничества, путевой лист работы легкового автомобиля (марка автомобиля УАЗ-390995, государственный регистрационный знак А483УС28);
- подписанный в одностороннем порядке договор N 198/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 1с/х, счет на оплату от 08.04.2022 N 00000038 на сумму 61 526,58 руб., подписанный в одностороннем порядке акт от 08.04.2022 N 00000040 на сумму 61 526,58 руб., счет-фактура от 08.04.2022 N 00000061 на сумму 61 526,58 руб., расчет стоимости тушения лесных пожаров на землях сельско-хозяйственного назначения N 1, справка по тушению лесного пожара от 02.04.2022 N 1.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с положениями
статей 309,
310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно материалам дела между ГАУ Амурской области "Авиабаза" и ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" фактически сложились договорные отношения в силу
пункта 3 статьи 438 ГК РФ, подлежащие регулированию нормами
главы 39 ГК РФ.
Согласно
пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При исследовании представленных доказательств, а именно пожарной радиограммы от 01.04.2022, производственного задания N 001 01 (Свободненское авиаотделение), докладной записки мастера леса Наседкина В.С. (руководитель тушения пожара Свободненского лесхоза) адресованной начальнику ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз", табеля учета рабочего времени Свободненского авиаотделения при выполнении задания по тушению лесного пожара, сводного реестра работы транспортных средств на тушении лесного пожара N 1 Свободненского лесничества, путевого листа работы легкового автомобиля (марка автомобиля УАЗ-390995, государственный регистрационный знак А483УС28), судом установлено, что тушение лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х, производилась силами в том числе ГАУ Амурской области "Авиабаза".
Тушение пожара производилось силами Свободненского лесхоза с привлечением иных лиц - 5 ППС, ст. Гонтарь И.А.; на технике: УАЗ - 1 ед. ППС.
Согласно докладной записки руководителя тушения лесного пожара Наседкина В.С. (мастер леса ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз") адресованной начальнику ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" и производственному заданию N 001 01 для локализации пожара от 01.04.2022 N 1с/х истцом была сформирована группа: старший группы Гонтарь И.А. (должность ИППГ), состав группы Кашуба А.В. (должность ИППГ), Гордейко М.Н. (должность ППС), Близневский Д.Г. (должность ППС), Пабат А.А. (должность ППС), Левченко Ю.Ф. (должность водитель).
Ведомостью по Свободненскому авиаотделению на выплату премии за выполнение задания по тушению лесного пожара, табелем учета рабочего времени, ведомостью на выдачу компенсации выплаты за лечебно-профилактическое молоко установлено, что привлеченные к тушению пожара Гонтарь И.А., Кашуба А.В., Гордейко М.Н., Близневский Д.Г., Пабат А.А., Левченко Ю.Ф. являются работниками ГАУ АО "Амурская авиабаза".
Из путевого листа работы легкового автомобиля следует, что водителем Левченко Ю.Ф. на автомобиле марки УАЗ-390995 (государственный регистрационный знак А483УС28) пройден маршрут от авиаотряда до места лесного пожара с/х N 1 (пройдено 204 км).
Справкой по тушению лесного пожара от 02.04.2022 N 1 также подтверждается работа автотранспорта марки УАЗ-390995 в объеме 204 км.
Также в составленном ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" через три дня после пожара акте от 04.04.2022 N 1 о лесном пожаре N 1с/х указано, что пожар ликвидирован 01.04.2022 силами лесхоза: 10 ЛО (Свободненский лесхоз) ст. РТП-Наседкин В.С., техникой лесхоза: УАЗ - 1 ед., Ац ЛО - 1 ед., а также силами привлеченной организации: 6 ППС ст. Гонтарь И.А.; техникой привлеченной организации: УАЗ ППС - 1 ед.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности с учетом положений
статей 67,
68,
71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта оказания ГАУ АО "Амурская авиабаза" услуг ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" по локализации лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х.
В связи с установленным фактом оказания истцом ответчику услуг по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы ответчика об ошибочном выводе суда о том, что между сторонами фактически сложились договорные отношения в силу
пункта 3 статьи 438 ГК РФ.
Также несостоятелен довод жалобы о том, что судом не дана надлежащая оценка доводам об отсутствии оснований принятия задолженности в условиях отсутствия подписанного между сторонами договора.
Материалами дела подтверждается факт оказания ГАУ АО "Амурская авиабаза" услуг ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод жалобы ответчика о том, что в Лесном
кодексе Российской Федерации, Федеральном
законе N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилах N 244 отсутствуют условия о тушении лесных пожарах исключительно на возмездной основе.
Перечень мероприятий по осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, включающий в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (
статье 53.2 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 57 ЛК РФ установлено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Согласно
части 1 статьи 53.8 ЛК РФ работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 названного Кодекса.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (
пункт 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (
часть 1 и
2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Согласно
части 2.1. статьи 4 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
В силу
частей 3 и
4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение указанной в
частях 1 и
2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что кроме указанных в
части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
При этом согласно
части 7 данной статьи автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 1.4 (с учетом изменений внесенных приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 28.02.2022 N 381-ОД) устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение находилось в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Согласно пункту 3.1 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение было создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Амурской области полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на территории земель лесного фонда, в том числе тушение лесных пожаров - ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований:
тушение пожаров в лесах;
тушение пожаров в лесах (на иных категориях земель);
привлечение и использование лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
проведение мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
создание групп пожаротушения и проведение технической учебы по технологии тушения лесных пожаров;
обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Учреждение не вправе было отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз").
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области; учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Пунктом 3.1 (с учетом изменений внесенных приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 22.02.2022 N 559-ОД) устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" предусмотрено, что учреждение создано для достижения следующих целей: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, а также перевозки воздушным транспортом пассажиров на местных воздушных линиях в труднодоступные районы области, районы, приравненные к районам Крайнего Севера, выполнения полетов воздушным транспортом в интересах области и осуществляет следующие основные виды деятельности:
предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок:
- предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ: организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами; обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
- тушение лесных пожаров: тушение пожаров в лесах.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза").
Согласно пункту 3.7 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не указанные в пункте 3.1 устава, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям:
деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом;
ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические;
транспортная обработка грузов;
лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
лесозаготовки;
торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
торговля оптовая прочими пищевыми продуктами;
торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов;
торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин;
торговля оптовая отходами и ломом;
торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков;
торговля оптовая сельскохозяйственными и лесохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая тракторы;
торговля оптовая неспециализированная;
производство, передача и распределение пара и горячей воды;
кондиционирование воздуха;
аренда воздушного судна с экипажем с целью перевозки пассажиров.
Таким образом, ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" обязано было тушить лесные пожары, в том числе могло тушить лесные пожары на землях иных категорий как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций; а ГАУ Амурской области "Авиабаза" согласно положениям устава имеет право осуществлять тушение лесных пожаров на землях иных категорий, как соответствующую услугу (коммерческая деятельность).
По смыслу правового регулирования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться без передачи обязательств третьим лицам, либо в случае если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти в соответствии с Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с использованием конкурентных способов заключения договора.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по тушению пожаров в лесах и на иных категориях земель было возложено на ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" государственным заданием N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (разделы 6,7).
При этом, в государственном задании N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов отражено, что тушение лесного пожара производится при необходимости с привлечением сторонних организаций; локализация и тушение лесных пожаров, окарауливание (контроль и дотушивание) локализованных пожаров осуществляется при необходимости с привлечением сторонних организаций, а также с помощью специальной техники.
Согласно
статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
В силу
пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Таким образом, выполнение государственного задания осуществляется автономным учреждением за счет средств соответствующего бюджета, посредством выделения финансовых средств учредителем.
Несостоятелен довод жалобы ответчика о том, что у ответчика не возникло обязательство и правопреемство, поскольку ГАУ "Свободненский лесхоз" не имело права передавать права и обязанности, вытекающие из незаключенного договора.
Распоряжением Правительства Амурской области от 19.10.2022 N 579-р "О реорганизации государственных, автономных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области" ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" реорганизовано в форме присоединения к ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз".
Ответчик является правопреемником ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз".
Материалами дела подтверждается факт оказания ГАУ АО "Амурская авиабаза" услуг ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х.
Правопреемство в порядке
пункта 2 статьи 58 ГК РФ относится к числу универсальных; при реорганизации юридического лица в форме присоединения вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те которые на момент реорганизации не выявлены.
В соответствии с расчетом истца размер исковых требований составил 61526,58 руб., исходя из следующих услуг:
выполнение работ по тушению лесного пожара - тушение пожара силами инструкторского состава ПДПС Свободненское авиаотделение на сумму 20 380,68 руб.;
выполнение работ по тушению лесного пожара - тушение пожара силами десантников-(парашютистов)пожарных Свободненского авиаотделения на сумму 19 113,90 руб.;
выполнение работ по тушению лесного пожара - УАЗ-390995 на сумму 22 032 руб.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании с государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз" в пользу государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" задолженности за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 01.04.2022 N 1с/х в размере 61 526,58 руб.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в силу положений
статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25.07.2024 по делу N А04-3447/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным
частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.Л.КОВАЛЕНКО