Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2024 по делу N 88а-32044/2024 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Ярославля (Ярославская область).
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 15.10.2024 N 33а-7442/2024 (УИД 76RS0014-01-2024-000703-35)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое решение нарушает его имущественные и жилищные права, поскольку он лишен возможности приобрести либо построить жилое помещение, на учете на предоставление жилого помещения не состоит.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Ярославского областного суда от 15.10.2024 N 33а-7442/2024 (УИД 76RS0014-01-2024-000703-35)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое решение нарушает его имущественные и жилищные права, поскольку он лишен возможности приобрести либо построить жилое помещение, на учете на предоставление жилого помещения не состоит.
Решение: Отказано.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2024 г. N 33а-7442/2024
Судья Жаварцова Ю.Г.
УИД 76RS0014-01-2024-000703-35
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
судей Сингатулиной И.Г., Бисеровой О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
15 октября 2024 года
апелляционную жалобу С.З. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 1 августа 2024 года по административному делу N 2а-1814/2024 по административному исковому заявлению С.З. к Главному управлению МЧС России по Ярославской области о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Сингатулиной И.Г., судебная коллегия
установила:
С.З. - начальник караула пожарной части N 23 ФГКУ "1 ОФПС по Ярославской области" капитан внутренней службы состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 06.05.2014 в составе семьи из 4 человек (он, супруга С.С., сын ФИО8, дочь ФИО9), на основании решения комиссии Главного управления МЧС России по Ярославской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) от 25.09.2014 (протокол N 7).
20.10.2023 С.З. направил в Комиссию заявление о внесении изменений в учетное дело N 7 от 26.07.2014 на получение единовременной социальной выплаты в связи с рождением 04.07.2023 дочери С.А. и приобретением квартиры, площадью 41,8 кв. м, по адресу: <адрес>, приложив подтверждающие документы.
Решением Комиссии от 05.02.2024 (протокол N 2), на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 11, подпункта "б" пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", С.З. был снят с учета для получения единой социальной выплаты в связи с утратой оснований, так как обеспеченность его и членов его семьи составляет 48,18 кв. м общей площади на каждого члена семьи, что превышает установленную законом учетную норму 15 кв. м на одного человека.
19.02.2024 С.З. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить вышеуказанное решение Комиссии от 05.02.2024 (протокол N 2); обязать поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование требований указано, что в настоящее время С.З. вместе с членами семьи проживает по договору найма N 3 от 20.03.2014 в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 247,3 кв. м, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО8 По данному адресу зарегистрировано 6 человек: С.З. - по месту пребывания; его супруга, несовершеннолетние дети, отец ФИО8 - по месту жительства. Постоянная регистрация по месту жительства у С.З. в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 68,1 кв. м, находящейся в собственности ФИО8 Также С.З., его супруга, дети ФИО8 и ФИО9 имеют в долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,8 кв. м, дочь ФИО10 в собственности жилых помещений не имеет. По мнению административного истца, с момента постановки на учет обстоятельства нуждаемости не изменились, за исключением рождения третьего ребенка и приобретения однокомнатной квартиры, общей площадью 41,8 кв. м, поэтому законных оснований для снятия ФИО1 с учета у Комиссии не имелось. Оспариваемое решение нарушает его имущественные и жилищные права, поскольку он лишен возможности приобрести либо построить жилое помещение, на учете на предоставление жилого помещения не состоит.
В ходе рассмотрения дела судом привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц С.С., несовершеннолетние ФИО8, ФИО9, ФИО10, в лице законных представителей С.З. и С.С.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 01.08.2024 в удовлетворении административного иска отказано.
С указанным решением не согласен административный истец. В апелляционной жалобе им ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм материального права и норм процессуального права.
От административного ответчика Главного управления МЧС России по Ярославской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, указано на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 КАС РФ, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав объяснения представителя административного истца Д., действующего на основании доверенности, заинтересованное лицо С.С., которые апелляционную жалобу поддержали, возражения представителя административного ответчика по доверенности Г. относительно доводов жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о законности оспариваемого решения комиссии Главного управления МЧС России по Ярославской области от 05.02.2024, оформленного протоколом N 2.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, они подтверждаются материалами административного дела, соответствуют фактическим обстоятельствам и законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
Условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрены статьей 4 Закона N 283-ФЗ.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 данных Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
На основании подпункта "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что в собственности отца административного истца С.Ф. находились следующие объекты: 7-комнатная квартира, общей площадью 247,3 кв. м, по адресу: <адрес>; 3-комнатная квартира, общей площадью 68,1 кв. м, по адресу: <адрес>.
01.07.2006 С.Ф. (наймодатель) и ФИО1 (наймодатель) заключили договор найма жилого помещения N 1 по адресу: <адрес>. По данному адресу ФИО1 зарегистрирован по месту жительства.
20.03.2014 между теми же лицами был заключен договор найма жилого помещения N 3 по адресу: <адрес>, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и постоянно проживающим с ним лицам: С.С. и несовершеннолетним ФИО8, ФИО9, свободное изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, состоящее из двух комнат общей площадью 32 кв. м, кухня 6 кв. м. Срок коммерческого найма с 20.03.2014 по 19.01.2015 (до 5 лет).
Судом установлено, что в ходе рассмотрения заявления С.З. от 20.10.2023 о внесении изменений в учетное дело N 7 от 26.07.2014 на получение единовременной социальной выплаты в связи с рождением дочери ФИО10 и приобретением квартиры, площадью 41,8 кв. м, по адресу: <адрес>, Комиссией установлено, что заявитель, его супруга и дети, проживают в 7-комнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 247,3 кв. м, зарегистрированы совместно с отцом заявителя - ФИО8, Кроме того, С.З., С.С. и несовершеннолетние ФИО8 и ФИО9 имеют в долевой собственности квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 41,8 кв. м. ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения в собственности жилых помещений не имеет. При расчете обеспеченности общей площади жилого помещения на 1 человека семьи ФИО1, Комиссией учтены жилые помещения членов его семьи (41,8 кв. м), а также его отца ФИО8 (247,3 кв. м), членом семьи которого является заявитель. Поскольку обеспеченность составила 48,18 кв. м, то есть более 15 кв. м, решением Комиссии от 05.02.2024 (протокол N 2), административный истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил.
Признавая правомерным оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из установленных обстоятельств дела, руководствовался, в том числе разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 11), согласно которым вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, на основании оценки и исследования представленных доказательств, достоверно установлено, что в жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 247,3 кв. м, С.З., его супруга и несовершеннолетние дети вселены собственником ФИО8 в качестве членов семьи. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии у административного истца в пользовании указанного жилого помещения, как члена семьи собственника этого жилого помещения, обеспеченность жилой площадью на момент принятия Комиссией оспариваемого решения, превышает 15 кв. м, что свидетельствует об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Закона N 283-ФЗ, в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктом 2 части 3 данной нормы.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы о нуждаемости в улучшении жилищных условий, подтвержденную представленным договором найма жилого помещения N 3 от 20.03.2014, судебная коллегия полагает, что заключение указанного договора не опровергает факт проживания С.З. в квартире по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи собственника.
В связи с этим, судом была дана критическая оценка названным выше договорам найма жилого помещения.
С данной оценкой судебная коллегия не находит оснований не согласиться. Существо договора найма жилого помещения N 3 от 20.03.2014 противоречит установленным обстоятельствам, подтвержденным, в том числе пояснениями стороны административного истца, заинтересованного лица, которые не отрицали, что отец административного истца является членом их семьи. Кроме того, и после регистрации права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 41,8 кв. м, С.З. и его семья продолжили проживать в принадлежащей отцу квартире.
С учетом приведенных обстоятельств, имеющих значение для дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный ответчик правомерно снял С.З. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы основанием для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты явилось установление факта нуждаемости в жилом помещении, в связи с отсутствием в собственности семьи административного истца и на праве социального найма жилых помещений. В связи с чем, по результатам рассмотрения представленных административным истцом документов, в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 18 Правил Комиссия приняла решение: данной семье положено 72 кв. м (4 х 18 кв. м), поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того судебная коллегия принимает во внимание, что Комиссия наделена правом ежегодно проводить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете, в ходе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику по иным делам отклоняются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а приведенные административным истцом в обоснование своей позиции судебные акты, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, вынесенное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 1 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.З. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.