Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 N 88а-25959/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 16.07.2024 по делу N 33а-7798/2024 (УИД 63RS0038-01-2024-000077-93)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что административный ответчик не имел законных оснований для снятия его с учета по мотиву предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о постановке на учет.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 16.07.2024 по делу N 33а-7798/2024 (УИД 63RS0038-01-2024-000077-93)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что административный ответчик не имел законных оснований для снятия его с учета по мотиву предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о постановке на учет.
Решение: Удовлетворено.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2024 г. по делу N 33а-7798/2024
Судья: Башмакова Т.Ю. Дело N 2а-1428/2024
| УИД: 63RS0038-01-2024-000077-93 Дело N 2а-1428/2024 |
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Чирковой Е.А., Горькова Д.В.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Л. в лице представителя Р. на решение Кировского районного суда г. Самара от 21 февраля 2024 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой Е.А., объяснения представителя Л. - Р. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Самарской таможни, Поволжского таможенного управления - К. (по доверенности) против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным решения.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ г. Л., как сотрудник Самарской таможни, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из трех человек в связи с обеспеченностью жильем его и членов его семьи менее учетной нормы - <данные изъяты> кв. м на члена его семьи. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец временно зарегистрирован и постоянно проживал с семьей из трех человек по адресу: <данные изъяты> доли квартиры принадлежат на праве собственности супруге и дочери. При этом административный истец имеет постоянную регистрацию в квартире, принадлежащей его родителям по адресу: <адрес> Поскольку временная регистрация административного истца по месту фактического проживания, по адресу: <адрес> квартира <данные изъяты> г., административный истец забыл ее продлить, и продлил лишь с ДД.ММ.ГГГГ г. административный ответчик ошибочно посчитал, что административный истец изменил место жительства с адреса: <адрес> что привело к увеличению обеспеченности административного истца жильем в размере <данные изъяты> кв. м на одного человека, в связи, с чем Л. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты. Решением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу, указанное решение комиссии признано незаконным, он восстановлен в очереди на получение единовременной социальной выплаты для него и членов его семьи. Однако, решением комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец повторно снят (исключен) с учета по
пункту "г" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты. По мнению административного истца, указанное решение административного ответчика является незаконным, поскольку с даты постановки его на учет и до настоящего времени каких-либо новых документов им не предоставлялось, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают право быть поставленным на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и на нарушение своих прав, Л. просил суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать ответчика восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки его не учет, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Л. в лице представителя Р. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указав, что на дату постановки на учет, каких-либо действий по ухудшению жилищных условий ни он, ни его члены семьи не совершали, кроме того, обстоятельства постановки на учет уже являлись предметом судебных разбирательств, которым дана правовая оценка судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со
статьями 14 и
16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель Самарской таможни, Поволжского таможенного управления К. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Л. - Р. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования
статей 96,
150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с
пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), нормы которого имеют приоритетное значение при разрешении споров о социальных гарантиях названной категории граждан.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата, ЕСВ) регламентированы
статьей 4 поименованного закона, согласно
части 1 которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на указанную выплату один раз за весь период государственной службы.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3,
часть 5 статьи 4 Федеральный закон N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 указанного Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (
пункт 5 Правил).
В соответствии с
частями 1,
2 и
4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Приказом ФТС России от 18 июня 2013 г. N 1111 утвержден
порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно
пункту 20 Порядка решение Комиссии оформляется протоколом.
Комиссия в течение 1 месяца со дня принятия решения о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на соответствующий учет либо отказе в постановке на такой учет уведомляет его (их) в письменном виде о принятом решении
В случае несогласия с принятым Комиссией решением сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, вправе обжаловать его в установленном порядке (
пункты 25,
26 Порядка).
Судом установлено, что Л. проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 144).
ДД.ММ.ГГГГ г. на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещена N N от, младший инспектор - старший стрелок оперативно-боевого отделения N 1 специального отряда быстрого реагирования Самарской таможни Л. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для получения ЕСВ по основанию, предусмотренному
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ (л.д. 14-17).
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. Л. временно зарегистрирован и постоянно проживал с семьей из трех человек, по адресу: <адрес> в которой по <данные изъяты> доли квартиры принадлежат на праве собственности супруге и дочери административного истца. Общая площадь квартиры составляла <данные изъяты> кв. м, в ней зарегистрировано и фактически проживало пять человек (л.д. 112).
Поскольку временная регистрация Л. закончилась ДД.ММ.ГГГГ г., а продлена она лишь ДД.ММ.ГГГГ г., административный ответчик посчитал, что административный истец изменил место жительства с адреса: <адрес> на адрес квартиры, принадлежащей его родителям: <адрес>, что привело к увеличению обеспеченности административного истца жильем в размере <данные изъяты> кв. м, на одного человека, в связи, с чем Л. сняли с учета на получение единовременной социальной выплаты (л.д. 18-20).
Не согласившись с указанным решением Л. обратился в Ккировский районный суд г. Самары с административным иском к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным решения об исключении из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. административные исковые требования Л. к Самарской таможне, Приволжскому таможенному управлению удовлетворены частично. Решение Самарской таможни об исключении Л. из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. признано незаконным. Л. восстановлен в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 21-24).
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решением Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. оставлено без изменения (л.д. 25-29).
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ г. решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения, кассационные жалобы Самарской таможни, Приволжского Таможенного управления - без удовлетворения (л.д. 30-31).
Во исполнение вышеуказанных судебных актов на основании протокола N <данные изъяты> г. Л. восстановлен в очереди на основании заявления с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ г. на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и членам их семей, ЕСВ, Л. повторно исключен из списка очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по
пункту "г" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, а именно - выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судом также установлено, что согласно выписке из ЕГРН от <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г. у Л. в собственности находилась квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> г. между Л. и Ф. заключен договор купли-продажи указанной квартиры. В уведомлении об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от <данные изъяты> данные сведения отсутствовали (л.д. 80,78).
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд, приняв во внимание сведения о продаже квартиры принадлежащей Л. ДД.ММ.ГГГГ г., исходил из того, что Л. до постановки его на учет в ДД.ММ.ГГГГ г., совершены действия по ухудшению жилищных условий и он скрыл этот факт при представлении документов на учет, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение Самарской таможни от <данные изъяты> о снятии административного истца с учета для получения выплаты, вынесенное на основании новых документов, по иным обстоятельствам, является законным и обоснованным, принято в соответствии с законом, в пределах компетенции таможенного органа.
Отклоняя доводы представителя административного истца о том, что обстоятельства, послужившие основанием для очередного снятия его с учета, оценены в рамках предыдущего судебного дела, суд исходил из того, что факт сокрытия продажи квартиры с целью ухудшения жилищных условий для получения социальной выплаты не являлся предметом судебного разбирательства состоявшегося в ДД.ММ.ГГГГ г.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с
пунктом 1 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В
пункте 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ указано, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу
статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с
пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Однако административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств поведения Л., что, осуществляя продажу квартиры в ДД.ММ.ГГГГ г., он действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Более того, следует отметить, что обстоятельства постановки на учет административного истца ДД.ММ.ГГГГ г. являлись предметом судебного разбирательства в рамках административного дела N 2а-616/2023, при рассмотрении которого судами первой, апелляционной и кассационной инстанций не установлен факт незаконности постановки его ДД.ММ.ГГГГ г. на учет по предоставлению единовременной выплаты. Кроме того, и таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ не проводилось должной проверки по всем обстоятельствам постановки на учет Л. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Более того, решения органов государственной власти в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем отмечено в
пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П о проверке конституционности
части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.
Однако, принимаемые с ДД.ММ.ГГГГ год административным ответчиком решения, связанные с постановкой и снятием Л. с учета для получения социальной выплаты, не только не являются предсказуемыми и порождают правовую неопределенность, но и подрывают доверие граждан к органам власти, поскольку одни и те же обстоятельства толкуются таможенным органом прямо противоположно, что противоречит требованиям закона.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что на момент подачи заявления административный истец имел право на получение единовременной социальной выплаты и после постановки на учет, каких либо действий с целью ухудшения жилищных условий административным истцом, либо его членами семьи не совершалось.
При таком положении вывод Комиссии о совершении в ДД.ММ.ГГГГ г. Л. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не соответствует фактическим обстоятельствам и положениям
пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Исходя из изложенного, выводы суда о том, что Л. до постановки его на учет в ДД.ММ.ГГГГ совершены действия по ухудшению жилищных условий и он скрыл этот факт при представлении документов на учет являются ошибочными.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований Л. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда от 21 февраля 2024 г. отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Решение Самарской таможни, оформленное протоколом N <данные изъяты> г. о снятии Л. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать Самарскую таможню восстановить Л. на вышеуказанный учет с даты постановки - ДД.ММ.ГГГГ г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ