Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2025 N Ф06-918/2025 по делу N А65-6712/2024
Требование: О признании незаконными действий, выразившихся во внесении изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), недействительным ГПЗУ, об обязании подготовить и выдать ГПЗУ.
Обстоятельства: Собственник земельного участка полагал, что действия по выдаче нового ГПЗУ с изменениями в части определения места допустимого размещения здания и его площади незаконны и нарушают его права и законные интересы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что недостоверность сведений, содержащихся в чертеже спорного ГПЗУ, привела к неправильному определению места допустимого размещения объекта капитального строительства на спорном земельном участке.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2025 N Ф06-918/2025 по делу N А65-6712/2024
Требование: О признании незаконными действий, выразившихся во внесении изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), недействительным ГПЗУ, об обязании подготовить и выдать ГПЗУ.
Обстоятельства: Собственник земельного участка полагал, что действия по выдаче нового ГПЗУ с изменениями в части определения места допустимого размещения здания и его площади незаконны и нарушают его права и законные интересы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что недостоверность сведений, содержащихся в чертеже спорного ГПЗУ, привела к неправильному определению места допустимого размещения объекта капитального строительства на спорном земельном участке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2025 г. N Ф06-918/2025
Дело N А65-6712/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2025 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Нестеровой И.А. (доверенность от 07.08.2024),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024
по делу N А65-6712/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берег", г. Казань (ОГРН 1091690046887, ИНН 1658111223) к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г. Набережные Челны (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия города Набережные Челны "Служба градостроительного развития", г. Набережные Челны, о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Берег" (далее - ООО "Берег", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполнительный комитет):
- о признании незаконными действий Исполнительного комитета, выразившихся во внесении изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с кадастровым номером 16:52:040301:6401 в части места допустимого размещения зданий и сооружений на чертеже градостроительного плана указанного земельного участка;
- о признании недействительным градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 N RU16302000-2023-000000000325 в части места допустимого размещения зданий и сооружений на чертеже градостроительного плана указанного земельного участка;
- об обязании Исполнительного комитета подготовить и выдать ООО "Берег" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 с указанием места допустимого размещения зданий и сооружений на чертеже градостроительного плана указанного земельного участка согласно ГПЗУ N RU16302000-2015-00000000154, утвержденного постановлением Исполнительного комитета от 23.11.2015 N 6689.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2024, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024, заявление удовлетворено. Суд признал незаконными действия Исполнительного комитета по выдаче ООО "Берег" градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 NRU16302000-2023-000000000325 от 07.12.2023 в части места допустимого размещения зданий и сооружений на чертеже градостроительного плана указанного земельного участка. Суд обязал Исполнительный комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Берег" путем подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 с указанием места допустимого размещения зданий и сооружений на чертеже градостроительного плана указанного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Набережные Челны.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что ранее выданный ГПЗУ NRU16302000-2015-000000000154 не мог использоваться для разработки проектной документации. В 2015 году на территории АЗС надземные резервуары не использовались. Согласно таблице 15 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" утвержденных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, противопожарное расстояние от автозаправочных станций до граничащих с ними объектов при наличии надземных резервуаров до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 40 метров. Учитывая, что на момент обращения ООО "Берег" (и на сегодняшний день) на территории АЗС, расположенной на смежном земельном участке с кадастровым номером 16:52:040301:194, были размещены надземные резервуары для заправки транспортных средств, на чертеже градостроительного плана отображен 40 метровый противопожарный разрыв от границ АЗС до места допустимого размещения здания на земельном участке, принадлежащем ООО "Берег".
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ООО "Берег" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401, площадью 1150 +/- 11,9 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения объектов общественного питания (ресторан эконом-класса), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Республика Татарстан, городской округ город Набережные Челны, г. Набережные Челны, ул. Ахметшина, з/у 134, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации права собственности 16:52:040301:6401-16/136/2023-8 от 26.09.2023 (л.д. 13-19).
На указанном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 16:52:040301:9128, общей площадью 757 кв. м, адрес: Российская Федерация, Республика Татарстан, городской округ город Набережные Челны, г. Набережные Челны, ул. Ахметшина, здание 134, также принадлежащее заявителю на праве собственности.
Разрешение на строительство от 24.06.2019 NRU16302000-109-2019, на основании которого ООО "Берег" осуществлялось строительство здания, было выдано Исполнительным комитетом в соответствии с ГПЗУ N RU16302000-2015-00000000154. Указанный градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 был утвержден постановлением Исполнительного комитета от 23.11.2015 N 6689.
В соответствии с указанным ГПЗУ Исполнительным комитетом утвержден чертеж проекта планировки земельного участка, а также определена и утверждена площадь здания, спроецированная на поверхность земельного участка (определено так называемое "пятно застройки"), на основании которого Обществом было получено разрешение на строительство, построено здание и введено в эксплуатацию.
В 2023 году ООО "Берег" вновь обратилось с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401.
Общество полагает, что новый ГПЗУ N RU16302000-2023-000000000325 не соответствует ранее полученному ГПЗУ N RU16302000-2015-00000000154 (утвержденному в 2015 году) в части чертежа градостроительного плана, в соответствии с которым площадь и место застройки земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 (место допустимого размещения здания и сооружений) уменьшена практически на 30% по сравнению с ранее полученным ГПЗУ 2015 года. При этом, документы, подтверждающие необходимость и обоснованность выдачи нового ГПЗУ с указанными изменениями в части определения места допустимого размещения здания и его площади уже после завершения строительства и введения здания в эксплуатацию, обществу представлены не были, в отношении земельного участка заявителя изменения в Правила землепользования и застройки не вносились.
Заявитель, полагая действия заинтересованного лица по выдаче нового ГПЗУ земельного участка с изменениями в части уменьшения места допустимого размещения здания и его площади, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что недостоверность сведений, содержащихся в чертеже спорного ГПЗУ привело к неправильному определению места допустимого размещения объекта капитального строительства на спорном земельном участке, а именно к уменьшению площади такого места, что является недопустимым, прежде всего, в отношении построенного и введенного в эксплуатацию здания. Созданы необоснованные препятствия в использовании заявителем земельного участка, связанные с уменьшением площади, которая может использоваться им для целей построенного и введенного в эксплуатацию здания.
Судами учтено, что в соответствии с информацией, представленной МУП г. Набережные Челны "Служба градостроительного развития", в отношении земельного участка заявителя с кадастровым номером 16:52:040301:6401 в Правила землепользования и застройки города Набережные Челны изменения не вносились (л.д. 146).
При этом, согласно градостроительному плану от 07.12.2023 N RU16302000-2023-000000000325 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401, границы места допустимого размещения зданий, строений, сооружений определены иначе, чем на чертеже ранее выданного градостроительного плана N RU16302000-2015-00000000154, принимая во внимание, что никаких изменений в документы территориального планирования органами местного самоуправления не принимались.
В целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка выдается градостроительный план земельного участка (пункт 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ).
Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. При этом в градостроительном плане не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства. В нем отмечаются места возможного и допустимого размещения таких объектов (с учетом нормативных технических документов в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.). Фактически градостроительный план земельного участка является информационным документом, который содержит в себе все необходимые данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства.
По своей сути, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Он представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Судами установлено, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU16302000-2015-00000000154, выданным Исполнительным комитетом, и утвержденным соответствующим постановлением Исполнительного комитета от 23.11.2015 N 6689, обществом было получено разрешение на строительство от 24.06.2019 N RU16302000-109-2019, на основании которого последним осуществлено строительство здания с кадастровым номером 16:52:040301:9128, в установленном порядке введенного в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.03.2021 N RU16302000-27-2021).
Вместе с тем, 07.12.2023 Исполнительным комитетом по соответствующему обращению заявителя подготовлен и выдан ГПЗУ NRU16302000-2023-000000000325, согласно которому площадь и место застройки земельного участка с кадастровым номером 16:52:040301:6401 уменьшена с учетом требований норм противопожарной безопасности, которые, как указал Исполнительный комитет, не подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, но обязательны к применению при размещении зданий и сооружений.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет указывает, что согласно таблицы 15 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" утвержденных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, противопожарное расстояние от автозаправочных станций до граничащих с ними объектов при наличии надземных резервуаров до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 40 метров, учитывая, что на момент обращения ООО "Берег" (и на сегодняшний день) на территории АЗС расположенной на смежном земельном участке с кадастровым номером 16:52:040301:194 были размещены надземные резервуары для заправки транспортных средств, на чертеже градостроительного плана отображен 40 метровый противопожарный разрыв от границ АЗС до места допустимого размещения здания на земельном участке, принадлежащем ООО "Берег".
В силу статьи 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий и сооружений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары, до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).
Согласно таблице 15 "Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов" противопожарное расстояние от автозаправочных станций с надземными резервуарами общей вместимостью не более 20 кубических метров до жилых и общественных зданий составляет 40 метров.
На чертеже ГПЗУ от 07.12.2023 N RU16302000-2023-000000000325 указано минимальное противопожарное расстояние, которое в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности должно составлять не менее 40 м. Из указанного чертежа ГПЗУ (л.д. 112) следует, что данное минимальное расстояние замерено и нанесено от границы земельного участка, на котором расположена АГЗС, до здания заявителя.
Учитывая, что согласно статье 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаре в (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, тогда как из ГПЗУ от 07.12.2023 N RU16302000-2023-000000000325 следует, что данное минимальное расстояние замерено и нанесено от границы земельного участка, на котором расположена АГЗС, до здания заявителя, что противоречит названным положениям федерального закона.
Кроме того, в соответствии с информацией, представленной Приволжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, расстояние между зданием заявителя с кадастровым номером 16:52:040301:9128 и расположенной АГЗС составляет 45,56 м, что соответствует проектной документации N 1-49/2021 и заключению N 447-21 экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта "Техническое перевооружение АЗС. Установка двух сосудов СУГ V-20 куб. м с ТРК на раме по адресу: РТ, г. Набережные Челны, 60 мкр. На пересечении пр. Дружбы народов и ул. Ахметшина" (л.д. 118).
Исполнительный комитет данные факты не опроверг, документальные доказательства того, что спорное расстояние от здания заявителя до резервуаров составляет менее установленных законом 40 метров, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно при установлении гражданских прав, в том числе при заключении договора и определении его условий, и не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. В случае несоблюдения данного запрета суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункты 3 - 4 статьи 1, пункты 1 - 2 статьи 10 ГК РФ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заинтересованным лицом при разработке чертежа ГПЗУ минимальное противопожарное расстояние от размещенных на территории АГЗС резервуаров до здания заявителя определено неверно, что послужило основанием для отражения в градостроительном плане от 07.12.2023 N RU16302000-2023-000000000325 недостоверных сведений относительно определения границ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, обозначенного на чертеже спорного ГПЗУ, чем созданы необоснованные препятствия в использовании заявителем земельного участка, связанные с уменьшением площади, которая может использоваться им для целей построенного и введенного в эксплуатацию здания.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела надлежащим доказательствам.
В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу N А65-6712/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА