Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2025 N Ф03-5792/2024 по делу N А04-3448/2024
Требование: О взыскании долга за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара.
Обстоятельства: Исполнитель потушил лесной пожар на территории лесничества, заказчик договор на выполнение работ по тушению лесного пожара не подписал, тушение пожара не оплатил, претензию с требованием погасить долг не удовлетворил.
Решение: Требование удовлетворено, так как исполнитель имел право осуществлять тушение лесных пожаров в рамках коммерческой деятельности; срочность, оперативная необходимость тушения пожара и размер затрат подтверждены; отсутствие между сторонами заключенного договора не освобождает заказчика от оплаты оказанных услуг.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2025 N Ф03-5792/2024 по делу N А04-3448/2024
Требование: О взыскании долга за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара.
Обстоятельства: Исполнитель потушил лесной пожар на территории лесничества, заказчик договор на выполнение работ по тушению лесного пожара не подписал, тушение пожара не оплатил, претензию с требованием погасить долг не удовлетворил.
Решение: Требование удовлетворено, так как исполнитель имел право осуществлять тушение лесных пожаров в рамках коммерческой деятельности; срочность, оперативная необходимость тушения пожара и размер затрат подтверждены; отсутствие между сторонами заключенного договора не освобождает заказчика от оплаты оказанных услуг.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2025 г. N Ф03-5792/2024
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2025 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз"
на решение от 25.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024
по делу N А04-3448/2024
Арбитражного суда Амурской области
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" (ОГРН 1072801001129, ИНН 2801118992, адрес: 675002, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 20)
к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (ОГРН 1132807000040, ИНН 2809017530, адрес: 676306, Амурская область, г. Шимановск, ул. Взлетная, д. 7)
третьи лица: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 173), государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" (ОГРН 1052800040644, ИНН 2801102671, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 160), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289, адрес: 123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, к. 1)
о взыскании 47 295 руб. 63 коп.
Государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - ГАУ Амурской области "Авиабаза") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз") о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара в размере 47 295 руб. 63 коп.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Амурской области, оформленным в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ в виде резолютивной части от 11.07.2024, и впоследствии по заявлению стороны в виде мотивированного судебного акта от 25.07.2024, иск удовлетворен.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024 данное решение оставлено без изменения.
ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о недоказанности истцом следующих обстоятельств: направления в адрес ответчика и получения им письма от 16.05.2022 N 567 с приложенным проектом договора, счетом на оплату и актом об оказании услуг; стоимости, времени и объема проведенных работ, связанных с тушением лесного пожара N 4 с/х работниками ГАУ Амурской области "Авиабаза". Кассатор отмечает, что стороны обязаны были заключить договор, необходимый для оплаты спорных услуг, в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ); в отсутствие подписанного сторонами договора ответчик не имел возможности принять к учету и оплатить задолженность в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 06.12.20211 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Также, заявитель приводит доводы об отсутствии правопреемства ГАУ "Свободненский лесхоз" по спорным обязательствам.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил предусмотренных статьей 288, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что 27.04.2022 ГАУ Амурской области "Авиабаза" проведены мероприятия по тушению лесного пожара на территории Свободненского лесничества в 3,0 км н.п. Желтоярово.
В соответствии с пожарной радиограммой от 27.04.2022 в 15 час. 18 мин. на территории Свободненского лесничества обнаружен лесной пожар (номер лесного пожара 4с/х; координаты пожара: широта 51*31*55*, долгота 128*23*59*); время начала тушения пожара 15 час. 30 мин. Пожар локализован 27.04.2022 в 20 час. 00 мин., ликвидирован 27.04.2022 в 21 час. 00 мин., следующими силами и средствами:
- люди: 7 ЛО ст. Фомин А.В., 2 ППС, 3 ДПС, 1 водитель - РТП Козицкий Г.Г., 5 чел. моб. гр ПЧ-5, 5 ПСГ ст. Никиенко, 2 чел. п/п с. Желтоярово, 2 ДПД с. Желтоярово, 3 чел. моб. гр. с. Н-Бузули.
- техника: 1 УАЗ, 1 Ац ЛО; 1 УЛЗ ПДПС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово; 1 Ац с. Н-Бузули.
Старшим летчиком-наблюдателем Крюковым К.А. 27.04.2022 в 15 час. 20 мин. выдано производственное задание N 004 01 старшему группы Козицкому Г.Г. на тушение лесного пожара до ликвидации (район выполнения работ: Амурская область, Свободненское лесничество, широта 51*31*55*, долгота 128*23*59*); в задании отражено, что: к выполнению задания приступили 27.04.2022 в 15 час. 35 мин. помимо старшего группы группа в составе 5 человек (Близнецкий Д.Г., Сверщук А.С., Семенов А.М., Лесник Д.О., Левченко Ю.Ф.), пожар локализован 27.04.2022 в 20 час. 00 мин, ликвидирован 27.04.2022 в 21 час. 00 мин., работа техсредств: Рло 4 шт.; Спутниковый т - н; р-ст ICOME 1 шт.; р/ст. Kenwood 3 шт.; Воздуходувка Ангара 2 шт.; б/п Husgvarna/STIHL 1 шт.; г-р Корвер; АЗ-3 1 шт.; м/п Спрут.
Руководителем ГАУ Амурской области "Свободненское лесничество" Фоминой Т.А. 28.04.2022 составлен акт N 10 о лесном пожаре N 4с/х, в котором отражено следующее:
- в 15 час. 18 мин. 27.04.2022 при авиационном патрулировании был обнаружен лесной пожар в 3,0 км н.п. Желтоярово 295 градусов, на сельхозземлях Свободненского района;
- причина возникновения пожара: предположительно - местное население;
- площадь пожара в момент обнаружения 0/1/4 га;
- тушение пожара начато 27.04.2022 15 час. 30 мин.;
- площадь, пройденная огнем 0/1/79 га;
- пожар локализован (в 20 час. 00 мин) и ликвидирован (в 21 час. 00 мин) силами и техникой привлеченных организаций: 2 ППС, 3 ДПС, 1 водитель - РТП Козицкий Г.Г., 5 человек моб. гр. ПЧ-5, 5 ПСГ ст. Никиенко, 2 чел. п/п с. Желтоярово, 3 чел. Моб. гр. с. НБузули;
- примененные способы и средства по тушению пожара: с помощью воздуходувок, водой из РЛО, пожарных автоцистерн.
Согласно позиции истца, со стороны ГАУ Амурской области "Авиабаза" подготовлен и направлен в ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" проект договора N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х, по условиям которого ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (заказчик) поручило, а ГАУ Амурской области "Авиабаза" (исполнитель) приняло на себя обязательства по выполнению работ на платной основе по тушению лесных пожаров на территории Свободненского лесхоза. Цена договора 47 295 руб. 63 коп.
Для оплаты выполненных работ по тушению пожара N 4/сх оформлен счет на оплату от 13.05.2022 N 00000072, от 13.05.2022 счет-фактура N 000000104 и акт об оказании услуг от 13.05.2022 N 00000072 на сумму 47 295 руб. 63 коп., из которых: выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами десантников (парашютистов) пожарных Архаринского авиаотделения на сумму 14 271 руб. 71 коп.; выполнение работ по тушению лесного пожара УАЗ-390995 на сумму 25 164 руб.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Воздуходувочный аппарат на сумму 1 286 руб. 04 коп.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Зажигательный аппарат на сумму 648 руб. 38 коп.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами инструкторского состава ПДПС Архаринского авиаотделения на сумму 5 706 руб. 59 коп.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Бензопила на сумму 218 руб. 91 коп.
Подписанные со стороны ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" договор N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х и акт об оказании услуг от 13.05.2022 N 00000072 на сумму 47 295 руб. 63 коп. в адрес ГАУ Амурской области "Авиабаза" не возвращены, оплата за оказанные услуги по тушению лесного пожара не произведена.
В соответствии с Распоряжением Правительства Амурской области от 19.10.2022 N 579-р "О реорганизации государственных, автономных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области" ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" присоединен к ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз".
Согласно пункту 2 данного распоряжения ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" является правопреемником присоединяемого к нему ГАУ Амурской области "Свободненского лесхоза".
В адрес ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" как правопреемника "Свободненского лесхоза" 23.10.2023 истцом направлена претензия с требованием погасить задолженность, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГАУ Амурской области "Авиабаза" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, удовлетворяя которое суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров (часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке (статья 42).
Согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в установленном порядке возлагаются на государственные (муниципальные) учреждения.
В статье 53.4 ЛК РФ определено, тушение лесного пожара включает в себя следующие этапы: обследование лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение процесса возобновления лесного пожара.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
На основании части 7 статьи 2 этого Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Частью 6 данной статьи закреплено, кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (часть 7).
В пункте 4 статьи 69.2 БК РФ указано, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 1.4 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (с учетом изменений, внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 28.02.2022 N 381-ОД) учреждение находилось в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Согласно пункту 3.1 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Амурской области полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на территории земель лесного фонда, в том числе тушение лесных пожаров - ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований: тушение пожаров в лесах; тушение пожаров в лесах (на иных категориях земель); привлечение и использование лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; проведение мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; создание групп пожаротушения и проведение технической учебы по технологии тушения лесных пожаров; обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава).
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области; учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Пунктом 3.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" (с учетом изменений, внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 22.02.2022 N 559-ОД) предусмотрено, что учреждение создано для достижения следующих целей: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, а также перевозки воздушным транспортом пассажиров на местных воздушных линиях в труднодоступные районы области, районы, приравненные к районам Крайнего Севера, выполнения полетов воздушным транспортом в интересах области и осуществляет следующие основные виды деятельности - предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок: предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ: организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами; обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; тушение лесных пожаров: тушение пожаров в лесах.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава).
Согласно пункту 3.7 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не указанные в пункте 3.1 устава, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям: деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом; ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические; транспортная обработка грузов; лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность; лесозаготовки; торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием; торговля оптовая прочими пищевыми продуктами; торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов; торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин; торговля оптовая отходами и ломом; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков; торговля оптовая сельскохозяйственными и лесохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая тракторы; торговля оптовая неспециализированная; производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; аренда воздушного судна с экипажем с целью перевозки пассажиров.
Проанализировав содержание учредительных документов сторон, суды установили, что ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" обязано и могло тушить лесные пожары на землях иных категорий как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, в свою очередь, ГАУ Амурской области "Авиабаза" имело право осуществлять тушение лесных пожаров на землях иных категорий как соответствующую услугу (коммерческая деятельность).
Министром лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области 01.03.2022 утверждено государственное задание N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разделами 6, 7 которого на ответчика возложена обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по тушению пожаров в лесах и на иных категориях земель. При этом в государственном задании отражено, что тушение лесного пожара производится при необходимости с привлечением сторонних организаций; локализация и тушение лесных пожаров, окарауливание (контроль и дотушивание) локализованных пожаров осуществляется при необходимости с привлечением сторонних организаций, а также с помощью специальной техники.
Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2022 N 309 на территориях Благовещенского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Тамбовского районов, Белогорского, Ивановского муниципальных округов, городов Белогорск, Благовещенск, Свободный Амурской области установлен особый противопожарный режим с 01.04.2022.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что ГАУ Амурской области "Авиабаза" во исполнение возложенных на него функций по тушению пожаров проведены мероприятия по локализации лесного пожара N 4 с/х (сформирована группа: 7 человек Свободненского лесхоза на технике: УАЗ - 1 ед, Ац - 1 ед,; привлечены организации: 2 чел. ППС, 3 чел. ДПС, 1 водитель РТП. Козицкий Г.Г., 5 чел. моб. гр ПЧ-5, 5 чел. ПСГ ст. Никиенко А.В., 4 чел. п/п с. Желтоярово, 2 чел ДПД с. Желтоярово на технике: 1 УАЗ ПДНС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово). В связи затратами, произведенными на тушение пожара, ГАУ Амурской области "Авиабаза" подготовлен и направлен в ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" проект договора N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х, по условиям которого ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (заказчик) поручило, а ГАУ Амурской области "Авиабаза" (исполнитель) приняло на себя обязательства по выполнению работ, на платной основе, по тушению лесных пожаров на территории Свободненского лесхоза. Цена договора 47 295 руб. 63 коп.
Материалами дела подтверждается, что истец понес заявленные им расходы, связанные с тушением лесного пожара N 4 с/х, доказательств обратного, как и доказательств, опровергающих произведенный расчет затрат на тушение лесного пожара, ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Установив факт оказания ГАУ Амурской области "Авиабаза" услуг по тушению лесного пожара N 4 с/х, учитывая срочность и оперативную необходимость осуществления произведенных мероприятий, суды, руководствуясь положениями статей 309, 779, 781 ГК РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отсутствие между сторонами настоящего спора заключенного договора на оказание соответствующих услуг в рассматриваемом случае не влияет на сам факт их выполнения истцом и возникновения у ответчика корреспондирующей обязанности по их оплате. Значимой в данном случае является незамедлительность принятых истцом мер в целях предотвращения пожароопасной ситуации.
Ошибочными, не соответствующими положениям пункта 2 статьи 58 ГК РФ являются утверждения кассатора об отсутствии на стороне ответчика правопреемства ГАУ "Свободненский лесхоз" по спорному обязательству.
Отклоняя иные доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом апелляционной инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения и апелляционного постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 25.07.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024 по делу N А04-3448/2024 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
М.Ю.БУРЛОВА-УЛЬЯНОВА