Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024 N 06АП-4832/2024 по делу N А04-3448/2024
Требование: О взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2024 N 06АП-4832/2024 по делу N А04-3448/2024
Требование: О взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара.
Решение: Требование удовлетворено.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2024 г. N 06АП-4832/2024
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иноземцева И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз"
на решение от 25.07.2024
по делу N А04-3448/2024
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" (ОГРН 1072801001129, ИНН 2801118992, адрес: 675002, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 20)
к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (ОГРН 1132807000040, ИНН 2809017530, адрес: 676306, Амурская область, г. Шимановск, ул. Взлетная, д. 7)
третьи лица Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (ОГРН 1082801011413, ИНН 2801138780, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 173); государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" (ОГРН 1052800040644, ИНН 2801102671675000, адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 160); Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289, адрес: 125993, г. Москва, ул. Большая Грузинская, 4/6)
о взыскании 47 295,63 руб.
установил:
государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - ГАУ Амурской области "Авиабаза", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз", ответчик) с иском о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по тушению лесного пожара в размере 47 295,63 руб.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 26.04.2024 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с
главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее по тексту - Минлесхоз Амурской области, ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", Минприроды России, третьи лица).
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Амурской области в соответствии с
частью 1 статьи 229 АПК РФ 11.07.2024 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований.
По заявлению Минлесхоза Амурской области Арбитражным судом Амурской области изготовлено мотивированное решение от 25.07.2024
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Вместе с жалобой ответчиком также заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание, что досудебная претензия направлена в связи с требованием об оплате задолженности вследствие неосновательного обогащения, а не по требованию, возникшему из договора об оказании услуг. Нарушение истцом установленного гражданским законодательством порядка заключения договора не позволило ответчику урегулировать разногласия до подачи искового заявления в суд.
В отсутствие подписанного сторонами договора ответчик также не имел возможности принять к учету и оплатить задолженность в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.20211 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласие по вопросу заключения договора и по всем существенным условиям договора об оказании услуг сторонами не достигнуто, Учреждением сотрудники ГАУ Амурской области "Авиабаза" к тушению пожара не привлекались, документы, которые представлены в подтверждение проведенных мероприятий по тушению лесного пожара, подписаны ГАУ Амурской области "Авиабаза" в одностороннем порядке. При этом, акт N 10 о лесном пожаре N 4 с/х только подтверждает сам факт произошедшего, а не согласование на привлечение к тушению пожара работников истца.
Приводит доводы об отсутствии правопреемства ГАУ "Свободненский лесхоз" по спорным обязательствам.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2024, удовлетворено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с
пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Истцу, третьим лицам, предложено не позднее 08.10.2024 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва заявителю жалобы.
В установленный срок в материалы дела отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
На основании
статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.04.2022 ГАУ Амурской области "Авиабаза" проведены мероприятия по тушению лесного пожара на территории Свободненского лесничества в 3,0 км н.п. Желтоярово.
В соответствии с пожарной радиограммой от 27.04.2022, в 15 час. 18 мин. на территории Свободненского лесничества обнаружен лесной пожар (номер лесного пожара 4с/х; координаты пожара: широта 51*31*55*, долгота 128*23*59*); время начала тушения пожара 15 час. 30 мин. Пожар локализован 27.04.2022 в 20 час. 00 мин., ликвидирован 27.04.2022 в 21 час. 00 мин., следующими силами и средствами:
- люди: 7 ЛО ст. Фомин А.В., 2 ППС, 3 ДПС, 1 водитель - РТП Козицкий Г.Г., 5 чел. моб.гр ПЧ-5, 5 ПСГ ст. Никиенко, 2 чел. п/п с.Желтоярово, 2 ДПД с.Желтоярово, 3 чел. моб.гр. с.Н-Бузули.
- техника: 1 УАЗ, 1 Ац ЛО; 1 УЛЗ ПДПС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово; 1 Ац с. Н-Бузули.
27.04.2022 в 15 час. 20 мин. старшим летчиком-наблюдателем Крюковым К.А. выдано производственное задание N 004 01 старшему группы Козицкому Г.Г. на тушение лесного пожара до ликвидации (район выполнения работ: Амурская область, Свободненское лесничество, широта 51*31*55*, долгота 128*23*59*); в задании отражено, что: к выполнению задания приступили 27.04.2022 в 15 час. 35 мин. помимо старшего группы группа в составе 5 человек (Близнецкий Д.Г., Сверщук А.С., Семенов А.М., Лесник Д.О., Левченко Ю.Ф.), пожар локализован 27.04.2022 в 20 час. 00 мин, ликвидирован 27.04.2022 в 21 час. 00 мин., работа техсредств: Рло 4 шт.; Спутниковый т - н; р-ст ICOME 1 шт.; р/ст. Kenwood 3 шт.; Воздуходувка Ангара 2 шт.; б/п Husgvarna/STIHL 1 шт.; г-р Корвер; АЗ-3 1 шт.; м/п Спрут.
28.04.2022 руководителем ГАУ Амурской области "Свободненское лесничество" Фоминой Т.А. составлен акт N 10 о лесном пожаре N 4с/х, в котором отражено, что:
- в 15 час. 18 мин. 27.04.2022 при авиационном патрулировании был обнаружен лесной пожар в 3,0 км н.п. Желтоярово 295 градусов, на сельхоз землях Свободненского района;
- причина возникновения пожара: предположительно местное население;
- площадь пожара в момент обнаружения 0/1/4 га;
- тушение пожара начато 27.04.2022 15 час. 30 мин.;
- площадь, пройденная огнем 0/1/79 га;
- пожар локализован (в 20 час. 00 мин) и ликвидирован (в 21 час. 00 мин) силами и техникой привлеченных организаций: 2 ППС, 3 ДПС, 1 водитель - РТП Козицкий Г.Г., 5 человек моб.гр. ПЧ-5, 5 ПСГ ст. Никиенко, 2 чел. п/п с. Желтоярово, 3 чел. Моб.гр. с. НБузули;
- примененные способы и средства по тушению пожара: с помощью воздуходувок, водой из РЛО, пожарных автоцистерн.
Согласно доводам истца, со стороны ГАУ Амурской области "Авиабаза" подготовлен и направлен в ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" проект договора N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х, по условиям которого ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (заказчик) поручило, а ГАУ Амурской области "Авиабаза" (исполнитель) приняло на себя обязательства по выполнению работ, на платной основе, по тушению лесных пожаров на территории Свободненского лесхоза. Цена договора 47 295,63 руб.
Для оплаты выполненных работ по тушению пожара N 4/сх оформлен счет на оплату N 00000072 от 13.05.2022, счет-фактура N 000000104 от 13.05.2022 и акт об оказании услуг N 00000072 от 13.05.2022 на сумму 47 295,63 руб., из них:
- выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами десантников- (парашютистов) пожарных Архаринского авиаотдепения на сумму 14 271,71 руб.;
- выполнение работ по тушению лесного пожара УАЗ-390995 на сумму 25 164 руб.;
- выполнение работ по тушению лесного пожара. Воздуходувочный аппарат на сумму 1 286,04 руб.;
- выполнение работ по тушению лесного пожара. Зажигательный аппарат на сумму 648,38 руб.;
- выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами инструкторского состава ПДПС Архаринского авиаотделения на сумму 5 706,59 руб.;
- выполнение работ по тушению лесного пожара, Бензопила на сумму 218,91 руб.
Подписанные со стороны ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" договор N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х и акт об оказании услуг N 00000072 от 13.05.2022 на сумму 47 295,63 руб. в адрес ГАУ Амурской области "Авиабаза" не возвращены, оплата за оказанные услуги по тушению лесного пожара на землях сельскохозяйственного назначения 27.04.2022 N 4с/х не произведена.
В соответствии с Распоряжением Правительства Амурской области N 579-р от 19.10.2022 "О реорганизации государственных, автономных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области" ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" присоединен к ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз".
Согласно пункту 2 данного распоряжения ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" стал правопреемником присоединяемого к нему ГАУ Амурской области "Свободненского лесхоза" с объемом прав и обязанностей, установленных законодательством.
23.10.2023 в адрес ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" как правопреемника "Свободненского лесхоза" истцом направлена претензия (исх. N 1227) с требованием погасить задолженность.
ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз" долг не оплатило, ответ на претензию не направило, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (
часть 4 статьи 51 ЛК РФ).
Как определено в
статье 53.4 ЛК РФ, тушение лесного пожара включает в себя следующие этапы: обследование лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение процесса возобновления лесного пожара.
Согласно
части 2 статьи 19 ЛК РФ осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в установленном порядке возлагаются на государственные (муниципальные) учреждения.
В силу
части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно
части 7 статьи 2 этого Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в
части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (
части 1,
2,
2.1,
4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
При этом согласно части 7 данной статьи автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
Установленный порядок возложения на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения выполнения государственных работ на основании государственного задания регламентирован требованиями
статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу
пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 1.4 (с учетом изменений внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 28.02.2022 N 381-ОД) устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение находилось в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Согласно пункту 3.1 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Амурской области полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства на территории земель лесного фонда, в том числе тушение лесных пожаров - ликвидация лесного пожара силами наземных пожарных формирований:
- тушение пожаров в лесах;
- тушение пожаров в лесах (на иных категориях земель);
- привлечение и использование лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
- проведение мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
- создание групп пожаротушения и проведение технической учебы по технологии тушения лесных пожаров;
- обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз").
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области; учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Пунктом 3.1 (с учетом изменений внесенных приказом Минлесхоза Амурской области от 22.02.2022 N 559-ОД) устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" предусмотрено, что учреждение создано для достижения следующих целей: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, а также перевозки воздушным транспортом пассажиров на местных воздушных линиях в труднодоступные районы области, районы, приравненные к районам Крайнего Севера, выполнения полетов воздушным транспортом в интересах области и осуществляет следующие основные виды деятельности:
- предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок:
- предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ: организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами; обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
- тушение лесных пожаров: тушение пожаров в лесах.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (пункт 3.3 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза").
Согласно пункту 3.7 устава ГАУ Амурской области "Авиабаза" учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не указанные в пункте 3.1 устава, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям: деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом; ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические; транспортная обработка грузов; лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность; лесозаготовки; торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарнотехническим оборудованием; торговля оптовая прочими пищевыми продуктами; торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов; торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин; торговля оптовая отходами и ломом; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков; торговля оптовая сельскохозяйственными и лесохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая тракторы; торговля оптовая неспециализированная; производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; аренда воздушного судна с экипажем с целью перевозки пассажиров.
01.03.2022 Министром лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области утверждено государственное задание N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разделами 6,7 которого на ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" возложена обязанность по выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по тушению пожаров в лесах и на иных категориях земель.
При этом, в государственном задании N 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов отражено, что тушение лесного пожара производится при необходимости с привлечением сторонних организаций; локализация и тушение лесных пожаров, окарауливание (контроль и дотушивание) локализованных пожаров осуществляется при необходимости с привлечением сторонних организаций, а также с помощью специальной техники.
Постановлением Правительства Амурской области от 31.03.2022 N 309 на территориях Благовещенского, Октябрьского, Свободненского, Серышевского, Тамбовского районов, Белогорского, Ивановского муниципальных округов, городов Белогорск, Благовещенск, Свободный Амурской области установлен особый противопожарный режим с 01.04.2022.
Как следует из материалов дела, 27.04.2022 на сельхоз землях Свободненского района (3,0 км н.п. Желтоярово) обнаружен лесной пожар, что подтверждается пожарной радиограммой от 27.04.2022, справкой по тушению лесного пожара от 27.04.2022 N 3, актом N 10 о лесном пожаре N 4с/х.
Во исполнение возложенных на ГАУ Амурской области "Авиабаза" функций по тушению пожаров, последним проведены мероприятия по локализации пожара, в том, числе сформирована группа: 7 человек Свободненского лесхоза на технике: УАЗ - 1 ед, Ац - 1 ед, а также привлеченные организации: 2 чел. ППС, 3 чел. ДПС, 1 водитель РТП. Козицкий Г.Г., 5 чел. моб.гр ПЧ-5, 5 чел. ПСГ ст. Никиенко А.В., 4 чел. п/п с.Желтоярово, 2 чел ДПД с.Желтоярово на технике: 1 УАЗ ПДНС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово.
В связи с произведенными затратами на тушение пожара со стороны ГАУ Амурской области "Авиабаза" подготовлен и направлен в ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" проект договора N 287/22 на выполнение работ по тушению лесного пожара N 4с/х, по условиям которого ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" (заказчик) поручило, а ГАУ Амурской области "Авиабаза" (исполнитель) приняло на себя обязательства по выполнению работ, на платной основе, по тушению лесных пожаров на территории Свободненского лесхоза. Цена договора 47 295,63 руб.
Для оплаты выполненных работ по тушению пожара N 4/сх оформлен счет на оплату N 00000072 от 13.05.2022, счет-фактура N 000000104 от 13.05.2022 и акт об оказании услуг N 00000072 от 13.05.2022 на сумму 47 295,63 руб., из них: выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами десантников- (парашютистов) пожарных Архаринского авиаотдепения на сумму 14 271,71 руб.; выполнение работ по тушению лесного пожара УАЗ-390995 на сумму 25 164 руб.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Воздуходувочный аппарат на сумму 1 286,04 руб. выполнение работ по тушению лесного пожара. Зажигательный аппарат на сумму 648,38 руб.; выполнение работ по тушению лесного пожара. Тушение пожара силами инструкторского состава ПДПС Архаринского авиаотделения на сумму 5 706,59 руб.; выполнение работ по тушению лесного пожара, Бензопила на сумму 218,91 руб.
С учетом фактических обстоятельств дела правоотношения, связанные с тушением лесных пожаров и несением затрат на заявленную истцом сумму верно классифицированы судом первой инстанции, как отношения по оказанию услуг, подлежащие регулированию нормами
главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу
части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно
статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Материалами дела подтверждается, что истец понес расходы, связанные с тушением пожара, доказательств обратного не представлено. Надлежащих доказательств, опровергающих произведенный расчет затрат на тушение лесного пожара, ответчиком не представлено.
Таким образом, требования о взыскании задолженности в размере 47 295,63 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с
пунктом 5 статьи 4 АПК РФ спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
В подтверждение соблюдения досудебного порядка в материалы дела истцом представлена претензия от 23.10.2022 N 1277 с требованием об оплате задолженности за оказанные услуги по тушению пожара.
Ответчик, не возражая против самого факта направления претензии, указывает, что претензия направлена по основанию, возникшему из договорных отношений, в то время, как исковые требования заявлены вследствие неосновательного обогащения, что не позволило ответчику урегулировать спор во внесудебном порядке.
Указанные возражения не принимаются по следующим основаниям.
Согласно
пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле. Изменение правовой квалификации требования (например, со взыскания убытков на взыскание неосновательного обогащения) или правового обоснования требования (например, взыскания на основании норм о поставке на взыскание на основании норм об обязательствах вследствие причинения вреда) не является изменением предмета или основания иска.
Таким образом, арбитражный суд не связан правовой квалификацией заявленных сторонами требований, а рассматривает иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств дела), определяя круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию и проверке, с учетом доводов и возражений сторон.
Из поведения ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.
Заявленные истцом требования по существу сводятся к взысканию с ответчика задолженности за оказанные услуги по тушению пожара, что соответствует требованиям направленной в адрес ответчика претензии от 23.10.2022 N 1277, на основании чего, суд апелляционной инстанции считает, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Возражая против взыскания задолженности, заявитель указывает, что акт N 10 о лесном пожаре не является подтверждением привлечения истца для тушения пожара, иные документы, представленные истцом, подписаны в одностороннем порядке, ответчику направлены не были, также не доказывают наличие между сторонами договорных правоотношений.
Между тем, акт N 10 подписан уполномоченным лицом и по своему содержанию соответствует
пункту 70 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 (действовавшие на момент составления акта, утратили силу, в связи с изданием
Приказа Минприроды России от 01.04.2022 N 244 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров"). Акт позволяет установить когда и какими силами ликвидирован пожар.
В совокупности с иными представленными доказательствами, указанный акт подтверждает проведение мероприятий по тушению пожара в том, числе силами ГАУ Амурской области "Авиабаза".
Согласно докладной записке, адресованной начальнику ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз", и производственному заданию N 004 01 для локализации пожара от 27.04.2022 N 4с/х истцом была сформирована группа: 7 человек Свободненского лесхоза на технике: УАЗ - 1 ед, Ац - 1 ед, а также привлеченные организации: 2 чел. ППС, 3 чел. ДПС, 1 водитель РТП. Козицкий Г.Г., 5 чел. моб.гр ПЧ-5, 5 чел. ПСГ ст. Никиенко А.В., 4 чел. п/п с.Желтоярово, 2 чел ДПД с.Желтоярово на технике: 1 УАЗ ПДНС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово.
Ведомостью по Свободненскому авиаотделению на выплату премии за выполнение задания по тушению лесного пожара производственного задания N 004 01, табелем учета рабочего времени, ведомостью на выдачу компенсации выплаты за лечебно-профилактическое молоко установлено, что привлеченные к тушению пожара Козицкий Г.Г., Близнецкий Д.Г., Лесник Д.О., Сверщук А.С., Семенов А.М., Левченко Ю.Ф. являются работниками ГАУ АО "Амурская авиабаза".
При этом, из путевого листа работы легкового автомобиля следует, что водителем Левченко Ю.Ф. на автомобиле марки УАЗ-390995 (государственный регистрационный знак А483УС28) пройден маршрут от авиаотряда до места лесного пожара с/х N 4 (пройдено 233 км).
Справкой по тушению лесного пожара от 27.04.2022 N 4 также подтверждается работа автотранспорта марки УАЗ-390995 в объеме 233 км, работа спецтехники: воздуходувка Ангара в объеме 7 часов, б/п STIHL 1 час, Аз-4 2 часа.
Кроме того, в составленным ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз" на следующий день после пожара актом от 28.04.2022 N 10 о лесном пожаре N 4с/х указано, что пожар ликвидирован 27.04.2022 силами лесхоза: 7 ст. Фомин А.В., техникой лесхоза: 1 УАЗ, 1 Ац ЛО, а также силами привлеченной организации: 2 ППС, 1 водитель РТП Козицкий Г.Г., 5 чел. моб.гр ПЧ-5, 5 чел. ПСГ ст. Никиенко А.В., 4 чел. п/п с.Желтоярово, 2 ДПД с.Желтоярово, 3 чел моб гр. с. Н-Бузули, техникой привлеченной организации: 1 УАЗ ПДНС; 1 УАЗ ПСГ; 1 УАЗ ПЧ-5; 1 УАЗ ДПД; 1 Ац п/п Желтоярово, 1 Ац с. Н-Бузули.
В силу действующего законодательства, возлагающего на истца обязанность по выполнению государственного задания по тушению лесных пожаров и допускающего случаи выполнения работ и услуг, когда указанное является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, у исполнителя возникает право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке.
Таким образом, отсутствие подписанного договора, подписанные в одностороннем порядке документы, не освобождают, в данном случае, ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз", от выплаты взыскиваемой суммы.
С учетом изложенного, не принимаются доводы заявителя о том, что погашение задолженности приведет к нарушению бюджетного законодательства.
Как следует из
статьи 71 АПК РФ оценка представленных по делу доказательств производится судом в их совокупности и взаимосвязи, в связи с чем не принимаются доводы заявителя об отсутствии в Справке по тушению пожара от 27.04.2022 N 4 регистрационного номера автомобиля УАЗ-390995, поскольку указанная справка, а также Сводный реестр работы транспортных средств Формы N 5-аб содержат данные путевого листа от 27.04.2022 N 266.
Также не принимаются доводы жалобы о несоответствии времени работы воздуховки Ангара в количестве 7 часов, поскольку представленные Отчет о выполнении задания, Справка о тушении лесного пожара N 4, в установленном порядке не признаны ненадлежащими доказательствами, иных сведений, достоверно опровергающих указанные данные, ответчиком также не представлено.
Наличие описки в отношении наименования ГАУ Амурской области "Свободненский лесхоз", вместо ГАУ Амурской области "Свободненское лесничество" который указан в акте не влияет на правильность принятого решения.
Несостоятелен довод жалобы о том, что у ответчика не возникло обязательство и правопреемство, поскольку ГАУ "Свободненский лесхоз" не имело права передавать права и обязанности, вытекающие из незаключенного договора.
Правопреемство в силу
пункта 2 статьи 58 ГК РФ относится к числу универсальных, при реорганизации юридического лица в форме присоединения вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику - вновь созданному юридическому лицу. Переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те которые на момент реорганизации не выявлены.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в силу положений
статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25.07.2024 по делу N А04-3448/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным
частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ