Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 N 88-3201/2025 (УИД 22RS0066-01-2024-002092-88)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец с составом семьи три человека снят с учета для получения выплаты в связи с улучшением жилищных условий, в результате чего утрачены основания для получения выплаты. С решением истец не согласен по мотиву необоснованного учета площади жилого помещения, принадлежащего его матери, притом что его супруга и сын не являются членами семьи собственника помещения, их регистрация по месту жительства носит вынужденный характер, необходима для посещения дошкольных учреждений.
Решение: Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 N 88-3201/2025 (УИД 22RS0066-01-2024-002092-88)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец с составом семьи три человека снят с учета для получения выплаты в связи с улучшением жилищных условий, в результате чего утрачены основания для получения выплаты. С решением истец не согласен по мотиву необоснованного учета площади жилого помещения, принадлежащего его матери, притом что его супруга и сын не являются членами семьи собственника помещения, их регистрация по месту жительства носит вынужденный характер, необходима для посещения дошкольных учреждений.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2025 г. N 88-3201/2025
Дело N 2-1870/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.,
судей: Кожевниковой Л.П., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1870/2024 (УИД 22RS0066-01-2024-002092-88) по иску П. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании решения незаконным
по кассационной жалобе П. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. (далее - П., истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю, ответчик) о признании решения незаконным.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является капитаном внутренней службы в отставке, пенсионером уголовно-исполнительной системы. П. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 февраля 2015 г.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 23 сентября 2019 г. состав семьи П. изменен до трех человек.
8 ноября 2022 г. П. обратился с заявлением о приобщении документов о смене регистрации по месту пребывания и постоянной регистрации членами семьи заявителя.
На заседании территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 18 ноября 2022 г. при рассмотрении представленных заявителем документов принято решение произвести проверку жилищных условий заявителя и членов его семьи по месту жительства по адресу: <адрес>.
В результате проверки жилищных условий истца установлено, что члены семьи улучшили свои жилищные условия для проживания, общая площадь жилых помещений, предоставленных истцу и членам его семьи, составляет (12,25 кв. м + 132,4) / 3 = 48,21 кв. м, на одного человека.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 27 января 2023 г. П. с составом семьи три человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
С данным решением истец не согласен по мотиву необоснованного учета ответчиком площади жилого помещения, принадлежащего матери истца, принимая во внимание, что его супруга и сын не являются членами семьи собственника жилого помещения, их регистрация по месту жительства носит вынужденный характер, необходима для посещения дошкольных учреждений.
П. просил суд признать незаконным решение территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 27 января 2023 г., восстановить П. и его семью на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 июля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
П. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
П. заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, капитан внутренней службы в отставке, пенсионер уголовно-исполнительной системы, решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю, оформленным протоколом N от 16 апреля 2015 г., с составом семьи один человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 февраля 2015 г.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю, оформленным протоколом N от 23 сентября 2019 г., состав семьи П. увеличен до трех человек: П., П.И.В. (супруга), П.М.А. (сын).
8 ноября 2022 г. П. обратился к заместителю начальника УФСИН России по Алтайскому краю с заявлением о приобщении документов о смене заявителем регистрации по месту пребывания и постоянной регистрации членами семьи заявителя.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю, оформленным протоколом N от 18 ноября 2022 г., постановлено провести проверку жилищных условий П. и членов его семьи по месту жительства: <адрес>
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю, оформленным протоколом N от 27 января 2023 г., П. с составом семьи 3 человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N, в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Судом установлено, что П. с 12 марта 1999 г. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Общая площадь указанного жилого помещения составляет 49 кв. м, и принадлежит на праве собственности П., П.С.А., П.Л.В., П.О.С., что подтверждается справкой ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю. Таким образом, на долю П. приходится 12,25 кв. м.
П. также зарегистрирован по месту пребывания с 23 июня 2022 г. по 22 июня 2027 г. по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение площадью 132,4 кв. м, принадлежит на праве собственности матери истца - П.Л.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Супруга истца П.И.В. и сын П.М.А. с 23 июня 2022 г. по настоящее время также зарегистрированы постоянно по месту жительства по адресу: <адрес>.
Ранее супруга истца П.И.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес> Общая площадь указанного помещения составляет 33,8 кв. м. Указанное жилое помещение на основании договора о передачи жилья в собственность принадлежит М.В.Ф. и М.С.В. П.И.В. от участия в приватизации отказалась.
Мать П. - П.Л.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что истец и члены его семьи постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, что подтверждается адресными справками. Указанный адрес указан истцом в исковом заявлении в качестве адреса для направления корреспонденции как ему самому, так и третьим лицам П.И.В. и П.М.А. Кроме того, председателем СНТ Ракета предоставлена информация о лицах, проживающих на территории СНТ круглогодично, участок N так же поименован в указанном списке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, П. ссылается на незаконность решения территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 27 января 2023 г. по мотиву необоснованности учета при определении нуждаемости истца площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности матери истца П.- П.Л.В.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, исходя из обоснованности и правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью истца с семьей общей площадью более установленной нормы на одного члена семьи, принимая во внимание площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в которое истец и члены его семьи вселены в установленном порядке собственником объекта недвижимого имущества П.Л.В., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда указала на то, что, установив, что на момент принятия решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (27 января 2023 г.) П. и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства (истец по месту пребывания) и фактически проживали в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери истца П.Л.В., какого-либо соглашения с собственником, определяющего права истца и членов его семьи на указанное жилое помещение в ином порядке, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, не заключалось, истец П. и члены его семьи вселены в жилой дом на законном основании собственником жилого помещения и приобрели право пользования жилым помещением наряду с его собственником, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для учета с целью определения обеспеченности истца и членов его семьи площади занимаемого ими на праве пользования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и снятия истца с учета по мотиву утраты оснований для получения единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи составила более 15 кв. м, на одного человека.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация супруги и сына истца в жилом помещении его матери носила вынужденный характер, необходима для посещения дошкольных учреждений, несостоятельны, поскольку указанные обстоятельства в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены допустимыми доказательствами.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила), которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а именно сотрудникам, имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении и принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где в том числе в пункте "и" указано, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на момент принятия решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (27 января 2023 г.) П. и члены его семьи были зарегистрированы по месту жительства (истец по месту пребывания) в качестве членов семьи собственника и фактически проживали в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери истца П.Л.В., какого-либо соглашения с собственником, определяющего права истца и членов его семьи на указанное жилое помещение в ином порядке, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, не заключалось, истец П. и члены его семьи вселены в жилой дом на законном основании собственником жилого помещения и приобрели право пользования жилым помещением наряду с его собственником, обеспеченность жилым помещением для проживания на одного члена семьи истца составляет более 15 кв. м, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для учета с целью определения обеспеченности истца и членов его семьи площади занимаемого ими на праве пользования жилого помещения и снятия истца с учета по мотиву утраты оснований для получения единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не были установлены по делу юридически значимые обстоятельства, не определены основания вселения супруги и сына истца в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку судами первой и апелляционной инстанции дана оценка правовым основаниям пользования жилыми помещениями истцом и членами его семьи с учетом вышеприведенного правового регулирования и определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи П. произведено, исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют позицию стороны истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, выводов суда не опровергают, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда, являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций, были отклонены по мотивам подробно приведенным в обжалуемых судебных актах, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Поскольку судом первой инстанции материальный закон применен и истолкован и применен правильно, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, нарушений процессуального права влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 марта 2025 г.