Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2025 по делу N 88-4132/2025 (УИД 43RS0031-01-2024-000409-65)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Обстоятельства: Период службы истца не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, при этом законодательством не предусмотрено включение в стаж службы в органах принудительного исполнения для определения права иных периодов, в том числе тех, которые могут быть учтены при определении права для назначения пенсии по выслуге лет в календарном или льготном исчислении, у истца право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение на льготных условиях отсутствует.
Решение: Отказано.


Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2025 по делу N 88-4132/2025 (УИД 43RS0031-01-2024-000409-65)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Обстоятельства: Период службы истца не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, при этом законодательством не предусмотрено включение в стаж службы в органах принудительного исполнения для определения права иных периодов, в том числе тех, которые могут быть учтены при определении права для назначения пенсии по выслуге лет в календарном или льготном исчислении, у истца право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение на льготных условиях отсутствует.
Решение: Отказано.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2025 г. по делу N 88-4132/2025
УИД 43RS0031-01-2024-000409-65
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.,
Судей Кириченко А.Д., Штырлиной М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Г. на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 7 октября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 декабря 2024 года по гражданскому делу N 2-257/2024 по иску Г. к Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконными действий об отказе в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию и признании права на их приобретение,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации с иском о признании незаконными действий об отказе в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию и признании права на их приобретение. В обоснование заявленных требований указал, что приказом ФССП России от 10 апреля 2024 года N-лс с 14 мая 2024 года он уволен со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 15 мая 2024 года получает пенсию по выслуге лет. Данным приказом определена выслуга лет в календарном исчислении - 21 год 1 месяц 6 дней, в льготном исчислении - 22 года 3 дня. Через интернет-приемную истец направил обращение директору ФССП России о разъяснении причин непредставления ему права на приобретение один раз в год за плату путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию. 22 июля 2024 года поступил ответ ФССП России, в котором указано, что стаж службы истца в качестве сотрудника органов принудительного исполнения РФ, имеющего специальное звание, исчисляется со дня заключения контракта о прохождении службы 01 июня 2020 года по дату увольнения 14 мая 2024 года, что составляет менее 20 лет - 3 года 11 месяцев 14 дней, в связи с чем право на приобретение один раз в год за плату путевок на санаторно-курортное лечение на льготных условиях, предусмотренных ст. 10 ФЗ N 283 от 30 декабря 2012 года, отсутствует. С таким ответом истец не согласен. Полагая, что при исчислении стажа службы, дающего право на льготы, связанные с предоставлением пенсионного обеспечения по выслуге лет, применяется соответствующий порядок для исчисления выслуги лет при назначении данного вида пенсионного обеспечения, истец просит признать незаконным отказ в приобретении один раз в год за плату путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (оздоровительный отдых) и признать право на приобретение ему и членам семьи один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию ФССП России в соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определением суда от 02 сентября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - привлечено Главное Управление Федеральной службы судебных приставов России по Кировской области.
Решением Подосиновского районного суда Кировской области от 7 октября 2024 года исковые требования Г. к Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконными действий об отказе в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию и признании права на их приобретение, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 декабря 2024 года решение Подосиновского районного суда Кировской области от 7 октября 2024 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Г., ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, что приказом ФССП России от 10 апреля 2024 года N-лс Г. уволен со службы в органах принудительного исполнения с 14 мая 2024 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 15 мая 2024 года является пенсионером ФССП России и получает пенсию по выслуге лет.
Выслуга лет по состоянию на день увольнения - 14 мая 2024 года составляет в календарном исчислении - 21 год 1 месяц 6 дней, в льготном исчислении - 22 года 3 дня.
Согласно представленному расчету в выслугу лет для назначения пенсии истцу включены периоды: учеба в Орлово-Вятском сельскохозяйственном колледже с 01 сентября 1997 года по 24 июня 1999 года, служба по призыву в ВС РФ с 10 декабря 1999 года по 24 октября 2001 года, замещение должностей гражданской службы в УФССП России по Кировской области с 22 февраля 2005 года по 31 мая 2020 года, служба в органах принудительного исполнения с 01 июня 2020 года по 14 мая 2024 года.
До 01 июня 2020 года Г. проходил федеральную государственную гражданскую службу судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, начальника отдела судебных приставов по Подосиновскому району в периоды с 22 февраля 2005 года по 05 июля 2016 года, с 06 июля 2016 года по 31 мая 2020 года. В указанный период правоотношения, связанные со службой, регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с 01 января 2020 года наименование Закона изменено). Указанный закон не распространял на социальные гарантии сотрудников положения Федерального закона N 283-ФЗ.
Получив справку от 05 июня 2024 года N 00088/24/114409 с отсутствием информации о праве на санаторно-курортное лечение, истец через интернет - приемную обратился в ФССП России за разъяснением причин непредоставления права на санаторно-курортное лечение. 22 июля 2024 года Федеральной службой судебных приставов России дан ответ, что стаж службы истца в качестве сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющего специальное звание, исчисляется со дня заключения контракта о прохождении службы 01 июня 2020 года по дату увольнения 14 мая 2023 года, что составляет менее 20 лет - 3 года 11 месяцев 14 дней, в связи с чем право на приобретение один раз в год за плату путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий на льготных условиях отсутствует, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение на условиях, предусмотренных ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ, не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку период службы истца до 01 июня 2020 года не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ, при этом Федеральным законом N 328-ФЗ не предусмотрено включение в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для определения права, предусмотренного ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ, иных периодов, в том числе тех, которые могут быть учтены при определении права для назначения пенсии по выслуге лет в календарном или льготном исчислении, у истца право на приобретение один раз в год за плату путевок на санаторно-курортное лечение на льготных условиях отсутствует.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации заключен с Г. 01 июня 2020 года, поэтому именно с указанной даты на него распространяются положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ. До этого момента Г. проходил федеральную государственную гражданскую службу. В указанный период правоотношения, связанные со службой, регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", а с 01 января 2020 года наименование изменено - ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". Указанный закон не распространял на социальные гарантии сотрудников положения Федерального закона N 283-ФЗ, в связи с чем период службы истца до 01 июня 2020 года не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 283-ФЗ.
В связи с тем, что стаж службы истца в органах ФССП России на день увольнения составил менее 20 лет, право на приобретение на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение у истца не возникло, поскольку для целей предоставления путевок законодатель предусмотрел правовое регулирование, отличное от регулирования права на назначение пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации заключен с истцом 1 июня 2020 года, поэтому именно с указанной даты на него распространяются положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Периоды, включаемые в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, перечислены в части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До этого момента истец проходил федеральную государственную гражданскую службу судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, начальника отдела судебных приставов по Подосиновскому району в периоды с 22 февраля 2005 года по 5 июля 2016 года, с 6 июля 2016 года по 31 мая 2020 года. В указанный период правоотношения, связанные со службой, регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", а с 1 января 2020 года наименование изменено ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". Указанный закон не распространял на социальные гарантии сотрудников положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем период службы истца с 22 февраля 2005 года по 31 мая 2020 года не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) для определения права на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Так, пункт 6 части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ предусматривает включение в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Из анализа приведенных положений Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ следует, что Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ различает стаж службы (выслуги лет) для назначения пенсии за выслугу лет и стаж службы (выслуги лет) для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится, в том числе, право на льготное приобретение путевок на санаторно-курортное лечение.
Норма части 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусматривает, что право на соответствующую гарантию, меру поддержки за счет средств ФССП России (право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки) имеет гражданин Российской Федерации, не только уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, но и также имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), т.е. такое право предусмотрено не в отношении всех лиц, уволенных из органов ФССП России с правом на пенсию, а для тех лиц, чей стаж службы в учреждениях и органах ФССП составил 20 лет и более.
С учетом приведенных норм права, период государственной гражданской службы засчитывается в выслугу лет в органах принудительного исполнения для назначения пенсии, о чем прямо указано в пункте 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не для определения права на приобретение на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение, предусмотренного частью 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Должности государственной гражданской службы в структурных подразделениях ФССП не включены в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32, и не относятся к государственной должности Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о том, что Федеральным законом не предусмотрено включение в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для определения права, предусмотренного частью 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, периодов замещения должностей государственной гражданской службы, судебная коллегия признает обоснованным, соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что он является получателем пенсии по выслуге лет, а также о том, что приказом N-лс от 10 апреля 2024 года установлено, что выслуга лет истца составляет 22 года 0 месяцев 3 дня, подлежат отклонению, поскольку, как было указано выше, Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ различает стаж службы (выслуги лет) для назначения пенсии за выслугу лет и стаж службы (выслуги лет) для предоставления иных социальных гарантий. При этом периоды замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам засчитываются для назначения пенсии за выслугу лет. Включение указанных периодов в стаж службы (выслугу лет) для предоставления права на льготное приобретение путевок на санаторно-курортное лечение законом не предусмотрено.
В связи с тем, что стаж службы истца в органах ФССП России на день увольнения составил менее 20 лет, право на приобретение на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение у нее не возникло, поскольку для целей предоставления путевок законодатель предусмотрел правовое регулирование, отличное от регулирования права на назначение пенсии по выслуге лет.
Приведенные истцом в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Подосиновского районного суда Кировской области от 7 октября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 18 декабря 2024 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.БРОСОВА
Судьи
А.Д.КИРИЧЕНКО
М.Ю.ШТЫРЛИНА
Мотивированное определение изготовлено 19 марта 2025 года