Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-3839/2025 (УИД 72RS0025-01-2024-004464-06)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик неверно произвел расчет при назначении ему пенсии по выслуге лет.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.


Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-3839/2025 (УИД 72RS0025-01-2024-004464-06)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик неверно произвел расчет при назначении ему пенсии по выслуге лет.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2025 г. N 88-3839/2025
УИД 72RS0025-01-2024-004464-06
мотивированное определение составлено 02 апреля 2025 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В., Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5717/2024 по иску Е. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о перерасчете назначенной пенсии,
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Е. обратился с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту - УМВД России по Тюменской области) о возложении обязанности выплачивать пенсию по выслуге лет с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22 905 руб. с 01 апреля 2021 года с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством; взыскании разницы между подлежащей выплате пенсии по выслуге лет, рассчитанной с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22 905 руб. и фактически выплаченной пенсией по выслуге лет за период с 01 апреля 2021 года по день вынесения решения суда; взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оплате юридических услуг в размере 10 000 руб.
В обоснование иска указал на то, что 31 марта 2021 года был уволен с должности начальника отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Ему была назначена пенсия за выслугу (20 лет) с 01 апреля 2021 года в размере 18 934 руб. 43 коп. в месяц. Не согласившись с размером назначенной пенсии, обратился к ответчику с заявлением, на что письмом ему сообщили, что для исчисления пенсии применен должностной оклад согласно предоставленному ГУ МЧС России по Тюменской области денежному аттестату. Согласно денежному аттестату N 16, выданному ГУ МЧС России по Тюменской области в связи с его увольнением из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ, по приказу ГУ МЧС России по Тюменской области от 26 марта 2021 года N 108-НС указан должностной оклад по штатной должности в размере 22 905 руб. При этом при назначении пенсии за выслугу лет были использованы данные о размере должностного оклада по штатной должности в размере 22 346 руб. согласно денежному аттестату N 16, который был направлен ГУ МЧС России по Тюменской области в адрес Центра финансового обеспечения (отдел пенсионного обслуживания) УМВД России по Тюменской области повторно. В ответе на его запрос о причине повторного направления денежного аттестата N 16 получен ответ, что размер должностного оклада в последнем денежном аттестате N 16 указан в соответствии с действующей на дату увольнения редакцией Постановления Правительства Российской Федерации N 128 от 16 февраля 2013 года и составляет 22 346 руб. с учетом увеличения в 1,03 раза. Считает, что при назначении пенсии по выслуге лет ответчиком не учтен пункт 3 Постановления, в котором указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 года. Считает, что ответчик неверно произвел расчет при назначении пенсии по выслуге лет.
В судебном заседании 11 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Тюменской области.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года исковые требования Е. удовлетворены частично. На УМВД России по Тюменской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет Е. с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22 905 руб., начиная с 01 апреля 2021 года с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также выплатить Е. недоплаченную пенсию в виде разницы между подлежащей выплате пенсией по выслуге лет, рассчитанной с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22 905 руб., и фактически выплаченной пенсией по выслуге лет за период с 01 апреля 2021 года по день вынесения решения суда. В удовлетворении остальной части исковых требований Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2024 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба УМВД России по Тюменской области без удовлетворения.
В кассационной жалобе УМВД России по Тюменской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности. Указывает на то, что примененный при назначении Е. при назначении пенсии размер оклада пенсии соответствует размеру установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 N 1524 оклада по занимаемой им должности. Ссылаясь на нормы Федерального закона N 4468-1 и постановления N 941, полагает, что не имелось оснований для применения сохраненного оклада. Считает, что сохраненный сотруднику оклад учитывается при выплате денежного довольствия только в период службы. При прекращении службы и назначении пенсии учитывается должностной оклад по последней штатной должности сотрудника. Кроме того, Е. в УМВД и органах внутренних дел службу не проходил, сведения о размере его должностного оклада представлены ГУ МЧС России по Тюменской области.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец Е. просит судебные постановления оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец Е., представитель ответчика УМВД России по Тюменской области, представитель третьего лица ГУ МЧС России по Тюменской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании приказа ГУ МЧС России по Тюменской области N 108-НС от 26 марта 2021 года Е. уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 31 марта 2021 года.
Согласно денежному аттестату N 16 в отношении Е., направленному ГУ МЧС России по Тюменской области в УМВД России по Тюменской области, должностной оклад по штатной должности истца составил 22 905 руб.
12 апреля 2021 года Центр финансового обеспечения УМВД России по Тюменской области возвратил в адрес ГУ МЧС России по Тюменской области материалы для назначения пенсии Е., в том числе денежный аттестат N 16 для приведения их в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 128 от 16 февраля 2013 года.
Согласно вновь представленному денежному аттестату N 16 Е. получал должностной оклад по штатной должности в размере 22 346 руб. Из указанного оклада ответчиком произведен расчет размера пенсии Е.
Не согласившись с расчетом пенсии, 24 апреля 2021 года Е. обратился в Центр финансового обеспечения УМВД России по Тюменской области с заявлением о перерасчете пенсии по выслуге лет, поскольку при назначении пенсии не был учтен пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1524 от 23 сентября 2020 года "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128", где указано, что документ распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 года.
13 мая 2021 года на обращение истца дан ответ, что для исчисления пенсии применен должностной оклад согласно представленному ГУ МЧС России по Тюменской области денежного аттестата.
После указанного ответа Е. подано заявление о направлении денежного аттестата в отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Тюменской области для перерасчета пенсии.
28 мая 2021 года ГУ МЧС России по Тюменской области сообщило, что размер должностного оклада в денежном аттестате N 16, направленном в Центр финансового обеспечения (отдел пенсионного обслуживания) УМВД России по Тюменской области, указан в соответствии с действующей на дату увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России 31 марта 2021 года в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 128 от 16 февраля 2013 года и составляет 22 346 руб.
Согласно ответу ГУ МЧС России по Тюменской области от 06 июня 2024 года на судебный запрос суда первой инстанции, размер должностного оклада по замещаемой при увольнении Е. должности составляет 22 905 руб., период замещения должности с 01 января 2020 года по 31 марта 2021 года.
Согласно выписке из приказа N 362-НС от 23 декабря 2019 года Е. был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01 января 2020 года с должностным окладов 22 237 руб., то есть до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации N 1524 от 23 сентября 2020 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее Федеральный закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1), Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1524 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128", исходил из того, что Е. был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01 января 2020 года, то есть до внесения изменений размеров окладов Постановлением Правительства Российской Федерации N 1524 от 23 сентября 2020 года, оклад истца после вступления в силу данного Постановления в сторону уменьшения не изменился, на момент увольнения истцу выплачивался оклад 22 905 руб., дополнительное соглашение к контракту, касающееся изменения должностного оклада, с истцом заключено не было, автоматически оклад Е. после вступления в силу данного Постановления в сторону уменьшения не изменился, в связи с чем пришел к выводу о том, что размер пенсии истцу должен быть пересчитан исходя из установленного ему на момент увольнения со службы оклада в размере 22 905 руб. с последующей индексацией и с выплатой недоплаченной пенсии, начиная с 01 апреля 2021 года.
Оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда суд первой инстанции не усмотрел, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом, положения Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 446801 не содержат положений о возможности взыскания компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом, проанализировав положения статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, пунктов 8, 9 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (далее - Порядок от 22 сентября 1993 года N 941), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1524 "О внесении изменений в Приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128", суд апелляционной инстанции указал, что Е. был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01 января 2020 года с должностным окладов 22 237 руб. (приказ от 23 декабря 2019 года N 362-НС), то есть до внесения изменений размеров окладом Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1524, который распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 года, сделав вывод о том, что положения указанного выше Постановления в части изменения (уменьшения) оклада на Е. не распространяются, в связи с чем уменьшение оклада до 22 346 руб. в денежном аттестате N 16 является неправомерным, поскольку согласно вышеуказанным положениям закона при исчислении пенсии учитывается оклад по последней штатной должности, то есть 22 905 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда считает возможным согласиться с окончательными выводами судебных инстанций с учетом следующего.
По состоянию на 01 января 2020 года, когда Е. был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с должностным окладом 22 237 руб., размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы были установлены Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128.
В соответствии с указанным Постановлением в первоначальной редакции должностной оклад начальника отдела в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек был установлен в размере 21 500 руб., начальника отдела в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек - 20 500 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1524 в Постановление от 16 февраля 2013 года N 128 внесены изменения, согласно которым в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн. человек предусмотрена должность начальника отдела в управлении с окладом 22 237 руб., в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек с окладом 21 695 руб., оклады начальников отделов в указанных ГУ МЧС России остались на прежнем уровне (соответственно 21 500 руб. и 20 000 руб.).
Пунктом 3 Постановления от 23 сентября 2020 года N 1524 было определено, что указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 26 июня 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 года N 939 предусмотрено повышение окладов с 01 октября 2020 года в 1,03 раза.
Следовательно, оклад по должности начальника отдела в управлении в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек с окладом 22 237 руб., проиндексированный в 1,03 раза с 01 октября 2020 года, должен составлять 22 905 руб., который и был установлен истцу на момент его увольнения со службы, что подтверждается также ответом ГУ МЧС России по Тюменской области на запрос суда первой инстанции от 06 июня 2024 года.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что оклад истца по последней штатной должности составлял 21 695 руб. и на день увольнения, в том числе с учетом индексации с 01 октября 2020 года в 1,03 раза составлял 22 346 руб., на чем настаивал ответчик в ходе судебного разбирательства, у судов нижестоящих инстанций не имелось.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что при назначении истцу пенсии не имелось оснований для применения сохраненного оклада, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Порядка от 22 сентября 1993 года N 941 сохраненный сотруднику оклад учитывается при выплате денежного довольствия только в период службы, при прекращении службы и назначении пенсии учитывается должностной оклад по последней штатной должности сотрудника, являются несостоятельными.
Каких-либо доказательств, что истцу в связи с переводом на последнюю штатную должность (с 01 января 2020 года) был неверно установлен оклад, вследствие чего он был сохраненным окладом на момент увольнения и назначения пенсии за выслугу лет, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 декабря 2024 года.