Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2025 N 88-3839/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 09.12.2024 N 33-6079/2024 (УИД 72RS0025-01-2024-004464-06)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик неверно произвел расчет при назначении ему пенсии по выслуге лет.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.


Апелляционное определение Тюменского областного суда от 09.12.2024 N 33-6079/2024 (УИД 72RS0025-01-2024-004464-06)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик неверно произвел расчет при назначении ему пенсии по выслуге лет.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано; 2) О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2024 г. N 33-6079/2024
УИД 72RS0025-01-2024-004464-06
Дело N 2-5717/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,
судей: Котовой С.М., Шараповой Н.Ф.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года, которым постановлено:
"Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать УМВД России по Тюменской области (ИНН <...>) произвести перерасчет пенсии по выслуге лет ФИО1, <...> года рождения (паспорт <...>) с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22905 рублей, начиная с 01.04.2021 с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Обязать УМВД России по Тюменской области (ИНН <...>) выплатить ФИО1, <...> года рождения (паспорт гражданина <...>) недоплаченную пенсию в виде разницы между подлежащей выплате пенсией по выслуге лет, рассчитанной с учетом должностного оклада по штатной должности в размере 22905 рублей, и фактически выплаченной пенсией по выслуге лет за период с 01 апреля 2021 года по день вынесения решения суда.
В остальной части иска ФИО1 отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителя УМВД России по Тюменской области - ФИО6, действующей на основании доверенности <...> от 06.05.2024 г. и настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Тюменской области об обязании выплачивать пенсию по выслуге лет с учетом должностного оклада по штатной должности в сумме 22 905 руб. с 01.04.2021 года с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Также просил взыскать разницу между подлежащей выплате пенсии по выслуге лет, рассчитанной с учетом должностного оклада по штатной должности в сумме 22 905 руб. и фактически выплаченной пенсией по выслуге лет за период с 01.04.2021 года по день вынесения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 руб.
Требования мотивированы тем, что 31.03.2021 года ФИО1 был уволен с должности начальника отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Тюменской области по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. ФИО1 назначена пенсия за выслугу (20 лет) с 01.04.2021 года в размере 18 934,43 руб. в месяц. Не согласившись с размером назначенной пенсии, истец обратился к ответчику с заявлением, на что письмом ему сообщили, что для исчисления пенсии применен должностной оклад согласно предоставленного ГУ МЧС России по Тюменской области денежного аттестата. Согласно денежному аттестату <...>, выданному ГУ МЧС России по Тюменской области в связи с увольнением истца из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 4 ч. 2 ст. 83 N 141-ФЗ, по приказу ГУ МЧС России по Тюменской области от 26.03.2021 года <...>-НС, указан должностной оклад по штатной должности в сумме 22 905 руб. При этом при назначении пенсии за выслугу лет были использованы данные о размере должностного оклада по штатной должности в сумме 22 346 руб. согласно денежному аттестату <...>, который был направлен ГУ МЧС России по Тюменской области в адрес Центра финансового обеспечения (отдел пенсионного обслуживания) УМВД России по Тюменской области повторно. Истцом в адрес ГУ МЧС России по Тюменской области был направлен запрос о причине повторного направления денежного аттестата <...>, на что получен ответ, что размер должностного оклада в последнем денежном аттестате <...> указан в соответствии с действующей на дату увольнения редакцией постановления Правительства Российской Федерации <...> от 16.02.2013 года и составляет 22 346 руб. с учетом увеличения в 1,03 раза. Истец считает, что при назначении пенсии по выслуге лет ответчиком не учтен п. 3 Постановления, где указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2020 года. На должность начальника отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Тюменской области ФИО1 назначен с 01.01.2020 года с должностным окладом в размере 22 237 руб. Считает, что ответчик неверно произвел расчет при назначении пенсии по выслуге лет.
В судебном заседании 11.06.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в силу ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено ГУ МЧС России по Тюменской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области - ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, представленных суду.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Тюменской области в судебном заседании в суде первой инстанции участия не принял.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик УМВД России по Тюменской области.
В апелляционной жалобе УМВД России по Тюменской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В доводах жалобы указывает, что оклад по должности, установленный истцу, подлежал индексации 1 раз - с 01.01.2020 года в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 27.06.2020 года N 939 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", в 1,03 раза. Таким образом, оклад истца по последней штатной должности составил 21 695 руб., а на день увольнения, с учетом индексации с 01.01.2020 года (в 1,03 раза) составил 22 346 руб.
Ответчик выражает несогласие с выводом суда, что размер пенсии был уменьшен и установлен ответчиком самовольно. Материалы для назначения пенсии ФИО1 были возвращены в адрес ГУ МЧС Отделом пенсионного обеспечения ЦФО УМВД для приведения в соответствие с постановлением Правительства РФ <...> от 16.02.2013 года.
Считает, что вывод суда о том, что должностной оклад истца при назначении пенсии за выслугу лет был необоснованно занижен является ошибочным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Ссылается на иную судебную практику.
В отзыве на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы УМВД России по Тюменской области.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Тюменской области, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Приказом ГУ МЧС России по Тюменской области <...>-НС от 26.03.2021, истец уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 31.03.2021 года (л.д. 16 обор.).
Согласно денежному аттестату <...> в отношении ФИО1, переданному ГУ МЧС России по Тюменской области в УМВД России по Тюменской области, должностной оклад по штатной должности истца составил 22 905 руб. (л.д. 8).
12.04.2021 года Центр финансового обеспечения УМВД России по Тюменской области возвратил в адрес ГУ МЧС России по Тюменской области материалы для назначения пенсии ФИО1, в том числе денежный аттестат <...>, для приведения их в соответствие с постановлением Правительства РФ <...> от 16.02.2013 года (л.д. 9).
Согласно вновь представленному денежному аттестату <...> ФИО1 получал должностной оклад по штатной должности в сумме 22 346 руб. (л.д. 10).
Не согласившись с расчетом пенсии, 24.04.2021 года ФИО1 обратился в Центр финансового обеспечения УМВД России по Тюменской области с заявлением о перерасчете пенсии по выслуге лет, поскольку при назначении пенсии по выслуге лет не был учтен п. 3 постановления Правительства РФ <...> от 23.09.2020 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 16.02.2013 N 128", где указано, что документ распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2020 года (л.д. 11).
13.05.2021 года на обращение истца дан ответ, что для исчисления пенсии применен должностной оклад согласно представленного ГУ МЧС России по Тюменской области денежного аттестата (л.д. 12).
После указанного ответа ФИО1 подано заявление о направлении денежного аттестата в отдел пенсионного обеспечения ЦФО УМВД России по Тюменской области для перерасчета пенсии, а также в его адрес (л.д. 13).
28.05.2021 года ГУ МЧС России по Тюменской области сообщило, что размер должностного оклада в денежном аттестате <...>, направленном в Центр финансового обеспечения (отдел пенсионного обслуживания) УМВД России по Тюменской области, указан в соответствии с действующей на дату увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России 31.03.2021 года редакцией постановления Правительства Российской Федерации <...> от 16.02.2013 года и составляет 22 346 руб. (л.д. 14-15).
Согласно ответу ГУ МЧС России по Тюменской области от 06.06.2024 года на судебный запрос суда первой инстанции, размер должностного оклада по замещаемой при увольнении ФИО9 должности составляет 22 905 руб., период замещения должности 01.01.2020 года по 31.03.2021 года (л.д. 25).
Согласно выписке из приказа <...> от 23.12.2019 года ФИО1 был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01.01.2020 года, то есть до внесения изменений Постановлением Правительства РФ <...> от 23.09.2020 года.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, применяя положения закона, подлежащие применению к спорным правоотношениям, учитывая, что поскольку ФИО1 был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01.01.2020 г., то есть до внесения изменений Постановлением Правительства РФ <...> от 23.09.2020 года, оклад истца после вступления в силу данного постановления в сторону уменьшения не изменился, обращая внимание, что ответчик грубо нарушил права истца и требования закона, поскольку учел размер оклада никогда не назначавшийся и не выплачивавшийся истцу, самовольно уменьшив его с 22 905 руб. до 22 346 руб., пришел к выводу, что для восстановления нарушенного права истца размер пенсии должен быть пересчитан ответчиком исходя из указанного размера с последующей индексацией, и с выплатой недоплаченной пенсии, начиная с 01.04.2021 года.
Учитывая, что нарушение пенсионных прав истца затрагивают имущественные права граждан, п исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в виду и отсутствия специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности.
Также судом отказано в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов, поскольку доказательства в подтверждение факта получения истцом таких услуг и несения истцом указанных расходов не представлены.
С выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Как следует из ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены виды, порядок назначения, выплаты пенсий и пособий, исчисления выслуги лет, а также перерасчета пенсий лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу.
Согласно п. 1 ст. 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Порядок исчисления пенсий установлен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно п. 8 указанного Порядка, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. п. 9 - 10 указанного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
На основании подпункта "б" п. 9 указанного Порядка, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включать уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подп."д" и "е" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2013 N 128 (ред. от 23.09.2020) "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" с учетом Постановления Правительства РФ от 23.09.2020 N 1524 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 128" оклад начальника отдела в управлении МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек, центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек составляет 21 695 рублей. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1524 распространяются на правоотношения, возникшие с 26.06.2020 года.
Таким образом, поскольку ФИО1 был назначен начальником отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области с 01.01.2020, это следует из приказа от 23.12.2019 <...>-НС с должностным окладов 22 237 рублей (л.д. 75), то есть до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 <...>, то положения указанного выше Постановления в части изменения (уменьшения) оклада на ФИО1 не распространяются, в связи с чем уменьшение оклада до 22 346 руб. в денежном аттестате <...> является неправомерным, поскольку согласно вышеуказанным положениям закона при исчислении пенсии учитывается оклад по последней штатной должности, то есть 22 905 руб.
В связи с изложенным, доводы жалобы о том, что оклад по должности, установленный истцу, подлежал индексации 1 раз - с 01.01.2020 в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 27.06.2020 N 939 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти", в 1,03 раза. и с учетом индексации составил 22 346 руб. являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении последними гражданских дел, в которых участвуют иные лица, не имеет, в связи с чем ссылка подателя жалобы на иную судебную практику отклоняется судебной коллегией.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика УМВД России по Тюменской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.12.2024 года.
Копия верна: судья Тюменского областного суда А.В. Чеснокова