Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 по делу N 88-6029/2025 (УИД 61RS0003-01-2023-005152-46)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии из-за отсутствия документально подтвержденного стажа требуемой продолжительности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 по делу N 88-6029/2025 (УИД 61RS0003-01-2023-005152-46)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу было отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии из-за отсутствия документально подтвержденного стажа требуемой продолжительности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2025 г. по делу N 88-6029/2025
N дела суда 1-й инстанции 2-107/2024
61RS0003-01-2023-005152-46
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Донсковой М.А., Яковлева А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении страховой пенсии по старости досрочно по кассационной жалобе ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения представителя истца адвоката ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области), уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконными решение ГУ ОПФР по РО N от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ N во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в 7 ГПС МЧС России по Ростовской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Противопожарной службы Ростовской области "7 отряд противопожарной службы Ростовской области", обязать ответчика включить указанные периоды в его специальный стаж и назначить ему страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 января 2024 года исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение ОСФР по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в части отказа во включении в страховой стаж ФИО3 периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в 7 ОГПС МЧС России по Ростовской области.
На ОСФР по Ростовской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в 7 ОГПС МЧС России по Ростовской области, назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части требований ФИО3 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2024 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 января 2024 года отменено в части признания незаконными решений ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в специальный стаж периода службы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 7-м ОГПС МЧС России по Ростовской области, возложении на ОСФР по Ростовской области обязанности включить период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить ФИО3 страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В отмененной части принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в данной части отказано.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 января 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить апелляционное определение по мотиву его незаконности и необоснованности, считает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель истца адвокат ФИО8
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения представителя истца адвоката ФИО8, поддержавшего жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении указанного заявления отказано из-за отсутствия документально подтвержденного стажа требуемой продолжительности. Ответчиком учтена продолжительность страхового стажа 28 лет 18 дней, специального стажа - 13 лет 10 мес. 23 дня.
Решением ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, принятым во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ N, ответчиком во внимание принята продолжительность страхового стажа 32 года 2 мес. 22 дня, специального стажа - 14 лет 08 мес. 23 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ согласно сведениям индивидуального лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ включен период работы истца в должности командира отделения ФГКУ "39 пожарная часть Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ростовской области", ФГКУ "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области, ФГКУ "4 отряд ФПС по РОСТ", ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области - 14 лет 08 месяцев 23 дня.
При этом ответчиком отказано во включении в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 7-м отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области (12/05/03), поскольку по выписке из индивидуального лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ не имеется возможности определить факт работы и должности в соответствии со Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обладающих правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437. Работникам противопожарных служб, не относящихся к ведомству Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), пенсия за счет средств Пенсионного фонда не назначается.
Кроме того, ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02/09/01) в ГУ Противопожарной службе Ростовской области "7 отряд противопожарной службы Ростовской области", так как данное учреждение не относится к ведомству Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также согласно данным Программного комплекса "Досрочное Пенсионное Обеспечение" предприятие не было зарегистрировано как работодатель, имеющий рабочие места с особым характером работы, так как Перечни рабочих мест, наименования профессий и должностей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, не сдавало.
Как следует из трудовой книжки AT-IV N (с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Государственной противопожарной службе непрерывно в календарном исчислении 12 лет 05 месяцев 02 дня, уволен по статье 58 пункта "а" (по собственному желанию) "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Согласно сведениям послужного списка по завершении службы в рядах Вооруженных Сил СССР (ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ рядовой внутренней службы ФИО3 принят пожарным 42-СВПЧ 7-ОВПО ПАСС УВД Ростовской области (Пр.7- ОВПО N л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ 7-ОВПО ПАСС УВД Ростовской области реорганизовано в 7-ОПО ПАСС УВД Ростовской области.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ N г. противопожарная и аварийно-спасательная службы реорганизована в государственную противопожарную службу (Пр. УВД РО от ДД.ММ.ГГГГ N).
Стаж для увеличения должностного оклада за выслугу лет в ВПО на ДД.ММ.ГГГГ составляет 01 год 01 мес. 09 дней.
Приказом УГПС от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО3 присвоено звание сержант внутренней службы.
ДД.ММ.ГГГГ приказом УГПС от ДД.ММ.ГГГГ N л/с истец назначен старшим пожарным.
Приказом УГПС от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО3 присвоено звание старший сержант внутренней службы.
ДД.ММ.ГГГГ 7-ОПО УГПС ГУВД Ростовской области переименован в 7 отряд Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (Пр. УГПС от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ 7 ОГПС ГУВД Ростовской области переименован в 7 ОГПС МЧС России по Ростовской области (Указ президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ 7 ОГПС МЧС России по Ростовской области переименован в Управление ГОЧС Белокалитвинского района Ростовской области (Пр. ГУ ГОЧС от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ Управление ГОЧС Белокалитвинского района Ростовской области переименовано в 7-ОГПС МЧС России по Ростовской области (Пр. ГУ ГОЧС от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен из ГПС России по Ростовской области по пункту "а" статьи 58 (по собственному желанию) "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N.
Согласно сведениям ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО3 назначен пожарным 42 СВПЧ 7-ОВО ПАСС УВД Ростовской области пожарной части с ДД.ММ.ГГГГ (Пр.7-ОВПО N л/с от ДД.ММ.ГГГГ) и уволен из Государственной противопожарной службы по статье 58 пункту "а" (по собственному желанию) Положения о службе в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
В ГУ МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны): Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от 16 марта 1991 года N 138 с 1 марта 1991 года (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома).
Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 29 апреля 1991 года N 391, приказа МВД РСФСР от 15 мая 1991 года N 64 (ОПО УВД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома).
Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 849-93 г. с 1 января 1994 года (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области).
В соответствии с приказом МВД России от 5 августа 1996 года N 427 Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области с 1 сентября 1996 года (УГПС УВД Ростовской области переименовано в УГПС ГУВД Ростовской области).
Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области (УГПС МЧС России РО) на основании Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 года N 1309 с 1 января 2002 года.
Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГО ЧС РО) на основании директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ.
Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области, вместе с тем, Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного приказом ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
На запрос истца ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Ростовской области дан ответ аналогичного содержания.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует код льготы, подтверждающий особые условия труда в период работы ФИО3 в 7-ОГПС МЧС России по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3 о включении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного в Государственной противопожарной службе ("7-ОГПС МЧС России по Ростовской области") в специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции указал, что трудовой книжкой подтверждается, что в данные периоды истец являлся сотрудником Федеральной противопожарной службы. Поскольку общая продолжительность специального стажа истца на день обращения к ответчику за назначением пенсии, с учетом включенных судом периодов составляет более 25 лет, суд пришел к выводу о возникновении у истца права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции в части ошибочными, в связи с чем отменил решение суда в части удовлетворения требований о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного в 7-м отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области и принял новое решение об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым была поименована должность начальника караула пожарной части (код 24549).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 (п. 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года N 385 (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
В силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная служба субъекта Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации 5 февраля 2009 года N 552-О-О, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 1 февраля 1993 года N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости действующее законодательство не содержит.
Этим положениям соответствовали и Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 года N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" (фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437), согласно пункту 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).
Вместе с тем, в целях проверки доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ростовской области, суд апелляционной инстанции истребовал сведения из отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области о том, воспользовался ли ФИО3 правом на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, .... и их семей" подлежит ли он пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом; а также из Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области сведения о том, в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта РФ) входило: ФГУ "7 ОГПС МЧС России по РО" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным сведениям из ГУ МВД России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 не состоял на учете в ОПО ЦФО МВД России по Ростовской области и не являлся получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Из письма ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пожарная часть (42-СВПЧ 7-ОВПО ПАСС УВД Ростовской области) в 1992 году входила в состав службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД Российской Федерации. ФГУ отряд ГПС МЧС России по Ростовской области" в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент прохождения службы ФИО3), являлось подразделением Государственной противопожарной службы, входящим в систему Государственной противопожарной службы. Государственная противопожарная служба являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
При этом, из трудовой книжки истца, выписок из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец служил в Государственной противопожарной службе ("7-ОГПС МЧС России по Ростовской области"), которая в силу положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О противопожарной безопасности" относилась к противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Таким образом, достоверно установлено, что в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истец служил в противопожарной службе субъекта Российской Федерации (Ростовской области), которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В этой связи, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам, что указанный период службы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, с учетом включенного ответчиком периода продолжительностью 14 лет 08 месяцев 23 дня составлял менее 25 лет, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Приведенные ФИО3 в жалобе доводы о наличии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фактически повторяющие позицию стороны истца при рассмотрении дела, ранее уже являлись предметом судебного исследования, подробно изучены, получили надлежащую правовую оценку, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Согласно действующему процессуальному законодательству Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств не установлено.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 12 марта 2025 года