Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2025 N 88-975/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 02.09.2024 N 33-13894/2024 (УИД 16RS0051-01-2024-007870-92)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О взыскании задолженности по выплате компенсаций; 2) О перерасчете компенсации.
Обстоятельства: Истец не согласен с размером выплат.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 02.09.2024 N 33-13894/2024 (УИД 16RS0051-01-2024-007870-92)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О взыскании задолженности по выплате компенсаций; 2) О перерасчете компенсации.
Обстоятельства: Истец не согласен с размером выплат.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2024 г. N 33-13894/2024
Судья Иванова И.Е.
Учет 088г
УИД 16RS0051-01-2024-007870-92
Дело N 2-5290/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца А. на решение Советского районного суда города Казани от 17 мая 2024 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО10 (ИНН ...) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (ИНН ...) о взыскании денежной компенсации и возложении произвести перерасчет, выплаченных денежных компенсаций отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца ФИО12 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика - ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - ФИО9 ФИО11 возражавшего против доводов апелляционной жалобы ситца, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о взыскании денежной компенсации и возложении произвести перерасчет, выплаченных денежных компенсаций.
В обоснование иска указал, что решением Советского районного суда города Казани от 1 июля 2021 года были частично удовлетворены исковые требования истца к ответчику о признании незаконным решения ответчика и назначении ежемесячной денежной компенсации.
Ответчиком данное решение суда исполняется и выплачивается денежная компенсация в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов, исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по II группе инвалидности (степень ограничения труда третья) вследствие "военной травмы" бессрочно с применением коэффициента 0,5. Однако истец не согласен с размером выплат, поскольку у него установлена инвалидность II группы (степень ограничения труда третья) вследствие "военной травмы" бессрочно, что соответствует I группе инвалидности в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, так как инвалидность ему установлена 4 октября 2005 года, то есть до 2010 года.
На основании вышеизложенного, полагая, что его права нарушены, истец просил взыскать с ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в его пользу денежную компенсацию за период с 23 марта 2020 года по 31 декабря 2023 года в размере 871 038 рублей 63 копеек и обязать произвести перерасчет, выплаченных денежных компенсаций за 2024 год.
В судебном заседании суда первой истец ФИО1 исковые требования поддержал.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - ФИО6 исковые требования не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истца ФИО1 ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности, необоснованности и неправильном применении судом норм материального права. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции, в силу которой считает, что его требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены. Податель жалобы также отмечает, что инвалидность ему была установлена до 4 октября 2005 года, на этом основании полагает, что в его пользу с ответчика подлежит взысканию невыплаченная ему сумма денежной компенсации в размере 871 038 рублей 63 копеек.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - ФИО6 в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы истца не согласился, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 1 января 2013 года правовое регулирование мер социальной защиты сотрудников и работников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке:
1) по I группе инвалидности - инвалидам I группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам I группы, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам II и III группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом Министерства внутренних дел Республики Татарстан от <дата> ... л/с, с 5 ноября 1999 года ФИО1 ФИО13. уволен из органов внутренних дел по пункту "з" (по ограниченному состоянию здоровья) статьи 58 Положения о прохождении службы без права на пенсию. Выслуга лет на момент увольнения составила 15 лет 10 месяцев 7 дней.
Перед увольнением ФИО1 был освидетельствован военно-врачебной комиссией Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. Согласно свидетельству о болезни ... от <дата> военно-врачебной комиссии Министерства внутренних дел по Республике Татарстан ФИО1 по последствиям "военной травмы" был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, не годным к службе в должности старшего инспектора пожарной части.
Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом от <дата> серии МСЭ-2004 ..., ФИО1 установлена II группа инвалидности (степень ограничения к труду третья) вследствие "военной травмы" бессрочно. С <дата> пенсионным отделом ФЭУ Министерства внутренних дел Республики Татарстан ФИО1 ФИО15ФИО14 назначена пенсия по инвалидности.
<дата> ФИО1 обратился в Главное управление МЧС России по Республике Татарстан с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, но в назначении ежемесячной денежной компенсации ему было отказано.
Решением Советского районного суда города Казани от 1 июля 2021 года вышеуказанное решение ответчика признано незаконным, на ответчика возложена обязанность по назначению выплате ФИО1 ежемесячной денежной компенсации.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от <дата> ... ФИО1 назначена выплата ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью.
Выплата производится по II группе инвалидности на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункта 22 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России от 23 апреля 2024 года N 280.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по своей правовой природе установленная статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, она не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки сотрудников и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности. Поскольку ФИО1 ежемесячная денежная компенсация установлена после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установление ему выплаты в размере соответствующей инвалиду II группы является правомерным.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они приняты при правильной оценке собранных доказательств и правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия полагает несостоятельными по следующим основаниям.
С 1 января 2013 года правовое регулирование мер социальной защиты сотрудников и работников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что к возникшим правоотношениям подлежит применению пункт 1 части 4 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" является несостоятельной и основана на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Частью 4 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" было определено, что за гражданами, признанными в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ежемесячная денежная компенсация, выплачивается на основании пункта 5 статьи 12 от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Ежемесячные денежные компенсации, которые предоставляются в случае причинения вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, предусмотренные пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ являются новым видом социального обеспечения и ранее Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" не предусматривались.
Будучи самостоятельным видом социального обеспечения, данная выплата назначается в размере, обусловленном группой инвалидности и размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий.
Таким образом, по своей правовой природе ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы для специальной категории граждан. проходивших службу, не связана напрямую с пенсиями и мерами социальной поддержки, устанавливаемых ранее Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции достаточно мотивированы, должным образом отражены в решении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом, доводы апелляционной жалобы истца не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают вышеизложенных выводов, поскольку основаны на ошибочном толковании закона применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 17 мая 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2024 года.