Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 N 88А-21668/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 11.07.2024 N 33а-649/2024 (УИД 02RS0001-01-2024-001359-24)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по неприведению в соответствие с нормативами обеспеченности водосливных устройств для вертолетов, возложении обязанности.
Обстоятельства: Недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Непринятие достаточных мер со стороны ответчика по предупреждению лесных пожаров в части установления нормативного количества водосливных устройств для вертолетов может негативно сказаться на тушении лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 11.07.2024 N 33а-649/2024 (УИД 02RS0001-01-2024-001359-24)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании незаконным бездействия по неприведению в соответствие с нормативами обеспеченности водосливных устройств для вертолетов, возложении обязанности.
Обстоятельства: Недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Непринятие достаточных мер со стороны ответчика по предупреждению лесных пожаров в части установления нормативного количества водосливных устройств для вертолетов может негативно сказаться на тушении лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
При этом, судебная коллегия отмечает, что недостаточность финансирования не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, поскольку всех возможных мер, направленных на устранение выявленных нарушений ответчиком не принято, письмо в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительных субвенций направлено только 28 июня 2024 года, доказательств направления таких заявок ранее в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, в том числе в 2022 - 2023 г.г., в материалы дела не представлено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2024 г. N 33а-649/2024
Дело N 2а-636/2024
УИД 02RS0001-01-2024-001359-24
Председательствующий - Сабаева Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Черткова С.Н.,
судей - Плотниковой М.В., Чориной Е.Н.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 марта 2024 года, которым
административный иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворен.
Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности водосливных устройств для вертолетов (код технического средства <данные изъяты>).
Возложена обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай в срок до 31 декабря 2024 года привести в соответствие с нормативами обеспеченности, установленными распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", водосливными устройствами для вертолетов (код технического средства <данные изъяты>).
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
установила:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай о признании незаконным бездействия по не приведению в соответствие с нормативами обеспеченности водосливных устройств для вертолетов, возложении обязанности привести в соответствие с нормативами обеспеченности. Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что в Республике Алтай авиаотделения не оснащены водосливными устройствами для вертолетов, что создает препятствия для эффективного тушения лесных пожаров в авиазоне, и в целом влечет ухудшение уровня охраны и защиты леса, а также нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с нормативами для Республики Алтай оснащенность авиаотделений водосливными устройствами для вертолетов должна составлять в количестве не менее 3 единиц. Их отсутствие создает препятствия для эффективного тушения лесных пожаров в авиазоне, относящейся к труднодоступной местности.
Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай ФИО1 В обоснование указывает, что утверждение о бездействии министерства является необоснованным, поскольку в связи с отсутствием денежных средств, отсутствием финансирования из федерального бюджета в виде субвенций на приобретение водосливных устройств для вертолета, министерством в мае, июле 2023 года, в феврале 2024 года направлялись письма в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о выделении денежных средств на приобретение водосливного устройства для вертолета из резервного фонда Правительства Республики Алтай, дополнительных средств на выполнение переданных полномочий по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров не выделялось, что свидетельствует об отсутствии возможности приобретения этих устройств.
В поступивших письменных возражениях Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 марта 2024 года оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай ФИО1 отказать.
Изучив материалы дела, включая дополнительные документы, приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке
ч. 2 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке
ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом
ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки деятельности исполнения требований законодательства в лесной сфере выявлены нарушения требований лесного законодательства по необеспечению Республики Алтай оборудованием для тушения лесных пожаров, а именно: авиационная техника автономного учреждения республики Алтай "Авиалесохрана" не оснащена водосливными устройствами для вертолетов по нормативам, установленным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное административным ответчиком бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку недостаточность сил и средств для тушения лесных пожаров влечет нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, непринятие достаточных мер со стороны административного ответчика по предупреждению лесных пожаров в части установления нормативного количества водосливных устройств для вертолетов может негативно сказаться на тушении лесных пожаров. Доказательств того, что в результате принятых мер достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по обеспечению пожарной безопасности лесного фонда, закрепленной законом, а также того, что непринятие таких мер соответствует действующему законодательству, не представлено.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении.
В соответствии со
ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования
(часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанным
Кодексом, другими федеральными законами
(часть 7).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (
ст. 8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу
п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно
ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 указанного Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Согласно
ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса РФ, Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Такие нормативы установлены
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров".
При этом необходимо отметить, что нормативы устанавливают для субъектов Российской Федерации минимальное количество лесопожарных формирований и их минимальную численность, минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений, а также минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).
В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай, утвержденном Постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 года N 135 Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах и функции оказания государственных услуг.
Согласно п. п. "е" п. 6, п. п. "д", "е" п. 7 Положения Министерство осуществляет на территории Республики Алтай в сфере отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство осуществляет следующие полномочия, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. В области лесных отношений Министерство осуществляет следующие полномочия: осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; разработка и утверждение плана тушения лесных пожаров.
С учетом приведенного нормативного регулирования, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению необходимым количеством оборудования является частью мер пожарной безопасности в лесах, обязанность выполнения которых возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай в силу
п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Безосновательны доводы апеллянта о неправомерном возложении на административного ответчика обязанности по выполнению нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, согласно
распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р ввиду недостаточности финансирования, поскольку возложенная обязанность подлежит исполнению в пределах лимита доведенного до административного ответчика.
Доводы административного ответчика о не выделении средств из федерального бюджета в достаточном объеме не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку обязанность по формированию необходимого оборудования в соответствии с установленными нормативами возложена федеральным законодательством на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и подлежит неукоснительному исполнению, вопрос же поступления в достаточном объеме средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в сфере охраны лесов разрешается в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, в том числе исходя из необходимости затрат на содержание и укомплектование лесопожарных формирований.
Указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа прокурору в удовлетворении иска, поскольку данные обстоятельства преодолимы и не свидетельствуют о наличии объективных препятствий, предусмотренных Бюджетным
кодексом Российской Федерации, исключающих возможность исполнения требований нормативного правового акта.
Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
ст. 83 Лесного кодекса РФ, определен в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, согласно которым При недостаточности субвенций исполнительные органы субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
Пунктом 1 Перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 года N 536, предусмотрена возможность направления письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям.
Кроме того, отсутствие денежных средств в необходимом размере не может являться основанием для освобождения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай от обязанности по обеспечению пожарным оборудованием в соответствии с установленными нормативами и не должно влиять на права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом, судебная коллегия отмечает, что недостаточность финансирования не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай, поскольку всех возможных мер, направленных на устранение выявленных нарушений ответчиком не принято, письмо в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительных субвенций направлено только 28 июня 2024 года, доказательств направления таких заявок ранее в соответствии с
пунктами 7.4,
7.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, в том числе в 2022 - 2023 г.г., в материалы дела не представлено.
При этом, как следует из представленного в материалы дела письма от 05 июля 2023 года срок службы водосливного устройства ВСУ-5А, используемого на вертолетах МИ-8, закончился в 2022 году.
Представленные в материалы ответчиком письма Главе Республики Алтай от 254 мая 2023 года N И-03-01-04/2326, от 05 июля 2023 года N И-03-01-09/3465, от 29 февраля 2024 года N И-03-01-08/1570 о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Республики Алтай вопреки доводам жалобы не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, поскольку из указанных заявок следует просьба о выделении денежных средств на приобретение одного водосливного устройства, тогда как по нормативам таких устройство должно быть три.
С учетом изложенного, существа и значимости регулируемых общественных отношений, отсутствия доказательств принятия всех возможных мер в целях соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, доказательства оценены в соответствии с требованиями
ст. 84 КАС РФ.
Предусмотренные
ст. 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 308,
309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Алтай ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья
С.Н.ЧЕРТКОВ
Судьи
М.В.ПЛОТНИКОВА
Е.Н.ЧОРИНА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2024 года.