Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88А-27347/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.05.2024 по делу N 33а-6377/2024 (УИД 63RS0027-01-2023-002661-86)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Обстоятельства: Административным ответчиком направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости, предусмотренных видом разрешенного использования, указанного в заявлении.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.05.2024 по делу N 33а-6377/2024 (УИД 63RS0027-01-2023-002661-86)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Обстоятельства: Административным ответчиком направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости, предусмотренных видом разрешенного использования, указанного в заявлении.
Решение: Удовлетворено.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2024 г. по делу N 33а-6377/2024
Дело N 2а-2915/2023
УИД: 63RS0027-01-2023-002661-86
Судья: Магда В.Л. адм. дело N 33а-6377/2024
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Ромадановой И.А.,
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной жалобе администрации муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по доверенности З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Л.С. по доверенности А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка согласно уведомлению N N от 24 июля 2023 г.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он и Л.А. обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадь <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью перераспределения земельного участка и последующего присоединения к нему земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, отделения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, образуя таким образом земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Административным ответчиком направлено уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием на то, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости, предусмотренных видом разрешенного использования, указанного в заявлении. Административный истец полагает отказ в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 24 июля 2023 г. N N, обязать администрацию возобновить рассмотрение заявления.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено (л.д. 111-123).
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просит решение отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 125, 129-130).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что Л.С. и Л.А. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер N (л.д. 8-13).
7 апреля 2023 г. Л.С. и Л.А. обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N (л.д. 38).
Согласно представленной схеме расположения земельного участка предполагалось образовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с местоположением: <адрес> (л.д. 32).
Заместителем главы района по имуществу и архитектуре руководителем КУМИ администрации муниципального района Ставропольский Самарской области принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, о чем 24 июля 2023 г. направлено соответствующее уведомление N N. Основанием для отказа указаны пункт 6 статьи 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на пункт 4.14 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным работам и конструктивным решениям...", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N N (в редакции от 18 июля 2013 г.). При этом указано, что образование земельного участка приведет к невозможности размещения объектов недвижимости, предусмотренных видом разрешенного использования, указанного в заявлении (л.д. 19-20).
Судом установлено, что информации о фактическом использовании и о наличии споров по использованию испрашиваемой территории не имеется. Обременений, ограничений в использовании земельного участка нет, данных о наличии инженерных коммуникаций, а также зон санитарной охраны источников водоснабжения не имеется. Данный земельный участок не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте на территории сельского поселения Ягодное, данных о поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения, о нахождении земельного участка в составе земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд и другие основания, предусмотренные статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в сельском поселении Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области отсутствуют. Земельный участок не предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального и объектов местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования. Земельный участок не предназначен для размещения зданий и сооружений в соответствии с госпрограммой РФ, госпрограммой субъекта РФ или адресной инвестиционной программой. В радиусе 100, 500, 300, 100, 50 метров от испрашиваемого земельного участка промышленные объекты и производства, объекты агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, указанные в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, отсутствуют. Вновь образуемый земельный участок не выходит за границы сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области. На испрашиваемом земельном участке строения и сооружения отсутствуют. На принадлежащем административному истцу земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером N.
Доказательств того, что в границах формируемого земельного участка имеются какие-либо обременения, или земельный участок находится в охранной зоне, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств того, что вновь образуемый земельный участок приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Разрешая административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не приведены фактические обстоятельства и соответствующие им правовые обоснования, явившиеся основаниями для отказа в удовлетворении заявления, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ввиду следующего.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд не принял во внимание, что между границами лесничества N (кадастровый номер N) расположен земельный участок с кадастровым номером N, который согласно сведениям ЕГРН входит в состав единого землепользования N, который относится к землям лесного фонда. Согласно схеме расположения земельного участка расстояние от формируемого земельного участка до земельного участка с кадастровым номером N составляет <данные изъяты> м, что менее <данные изъяты> м. Также согласно схеме расположения земельного участка, расстояние между границей земельного участка с кадастровым номером N и границей населенного пункта с. Ягодное составляет <данные изъяты> м, а расстояние от жилого дома до границы населенного пункта с. Ягодное составляет <данные изъяты> м.
Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией как несостоятельные по следующим основаниям.
В соответствии с правилом части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Процедура, регламентирующая порядок рассмотрения заявлений о перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлена статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 29.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для садоводства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 поименованного кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений (часть 2 статьи 69).
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 утвержден свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
В соответствии с пунктом 4.14 СП 4.13130 противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Указанные расстояния допускается уменьшать до 15 м, если примыкающая к лесу застройка (в пределах 30 м) выполнена с наружными стенами, включая отделку, облицовку (при наличии), а также кровлей из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.
При этом, названные положения свода правил указывают на необходимость соблюдения противопожарных расстояний от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках до границ лесных насаждений, а не от границ формируемого земельного участка.
Более того, в силу пункта 1.1 указанного свода правил его требования распространяются на объекты защиты при их проектировании, строительстве, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Вместе с тем, на испрашиваемом земельном участке строения и сооружения отсутствуют. Имеющийся на принадлежащем административному истцу земельном участке жилой дом уже поставлен на кадастровый учет.
В связи с чем, вышеуказанные положения свода правил могли бы быть применимы в случае рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке и не могут быть применимы в настоящем случае при разрешении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, вышеизложенные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению судебной коллегией.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако, административным ответчиком не приведены фактические обстоятельства и соответствующие им правовые обоснования, явившиеся основаниями для отказа в удовлетворении заявления.
Таким образом, в указанном случае имеет место недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
При этом оснований для возврата апелляционной жалобы и оставления ее без рассмотрения по доводам представителя административного истца, изложенным в письменном ходатайстве, судебная коллегия не находит.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского районного суда Самарской области от 13 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Ставропольский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 23 мая 2024 г.