Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 N 88а-1758/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.10.2024 N 33а-6917/2024 (УИД 27RS0013-01-2024-001620-17)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки в исправительной колонии установлены нарушения требований пожарной безопасности. По данному факту начальнику внесено представление. Однако указанные в представлении нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.10.2024 N 33а-6917/2024 (УИД 27RS0013-01-2024-001620-17)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки в исправительной колонии установлены нарушения требований пожарной безопасности. По данному факту начальнику внесено представление. Однако указанные в представлении нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2024 г. N 33а-6917/2024
УИД 27RS0013-01-2024-001620-17
Дело N 2а-942/2024
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хасановой Н.В.,
судей Зыковой М.В., Чуешковой В.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2024 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года,
заслушав доклад судьи Хасановой Н.В., объяснения представителей административного ответчика ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю - С., административного истца Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, ИК-14, исправительное учреждение. учреждение), просил:
- признать бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным,
- возложить на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности:
- в здании медицинской части учреждения:
- заменить кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации на кабель типа FRLSLTRx;
- заменить кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре на кабель типа FRLSLTRx;
- произвести монтаж шлейфа системы автоматической пожарной сигнализации в мастерскую по ремонту автомобилей;
- в здании школы:
- заменить кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации на кабель типа FRLSLTRx;
- заменить кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре на кабель типа FRLSLTRx;
- обеспечить функционирование системы оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией;
- обеспечить аварийное освещение на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации;
- приборы управления разместить на щите, имеющем защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот;
- заменить аккумуляторную батарею 12В/7Ач - 1 штуку.
В обоснование административных исковых требований указано, что в ходе соответствующей проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в несоответствии кабельных трасс систем охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения людей о пожаре пункту 6.4 СП 6.13130.2021 в медицинской части и школе, в необходимости монтажа шлейфа системы автоматической пожарной сигнализации в мастерской по ремонту автомобилей, в отсутствие системы оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией в школе, в отсутствие аварийного освещения на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации в школе, в размещении приборов управления на щите из ГВЛ в школе, в необходимости замены аккумуляторной батареи 12 В/7Ач (1 шт.) в школе. С целью устранения нарушений закона 5 апреля 2024 года начальнику ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление. Как следует из ответа администрации ИК-14 от 13 мая 2024 года, акта проверки от 31 мая 2024 года указанные в представлении нарушения не устранены.
Определением судьи Амурского городского суда Хабаровского края от 27 июня 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) (л.д. 1). Протокольным определением того же суда от 23 июля 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСИН по Хабаровскому краю) (л.д. 149-152).
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю возложены испрашиваемые обязанности, установлен срок их исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Дублируя позицию, изложенную в суде первой инстанции, апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтены пояснения, данные в судебном заседании, об устранении части нарушений, не учтены доказательства такого устранения. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. В материалы дела представлены документы о финансировании ИК-14 в 2024 году и об освоении данных денежных средств, представлена переписка с УФСИН России по Хабаровскому краю о потребности в денежных средствах для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представители заинтересованных лиц УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России в суд апелляционной инстанции не явились, не возражали против рассмотрения дела в свое отсутствие, не просили об отложении рассмотрения дела. В соответствии со статьями 150, 226, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда (далее - судебная коллегия) рассмотрела настоящее дело в отсутствие заинтересованных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю - С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцова Е.Г. с доводами апеллянта не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда, рассмотрев дело по правилам, установленным частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с административным делом судебной коллегией не установлено.
Согласно частям 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статей 218, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая необходимая совокупность по настоящему делу имеется, установлена судом, что явилось основанием для удовлетворения административного иска.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (ОГРН <...>, ГРН 2112728004080, ИНН/КПП <...>/270601001) является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с требованиями закона. Учредителем ИК-14 является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Основной вид деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, код 84.23.4 (выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет, о внесении записи, л.д. 27-51, 86-99, 114, 115).
Как следует из Устава ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Учреждение вправе, в том числе, самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени нести обязанности, выступать в качестве ответчика в судах, заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения является целью деятельности учреждения.
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункты 1.2, 1.6, 1.7, 1.9, 1.10, 2.1, 2.5.1, 5.8, 5.9, 5.12 Устава, л.д. 103, оборот-113).
5 апреля 2024 года специализированным прокурором начальнику ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю вынесено представление об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки от 29 марта 2024 года (л.д. 20-23).
Из ответа начальника ИК-14 от 13 мая 2024 года следует, что в медицинской части и школе исправительного учреждения не устранены нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных испытаний и проверки работоспособности систем, установок и средств охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией (л.д. 24-26).
31 мая 2024 года помощником Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях старшим советником юстиции Р. составлен акт проверки обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а именно исполнение требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю с приложением фототаблицы. Акт составлен в присутствии начальника исправительного учреждения.
В результате проверки обнаружено, что в медицинской части учреждения: кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации не соответствуют СП 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре не соответствуют СПЗ 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; требуется монтаж шлейфа ОПС в мастерскую по ремонту автомобилей; в школе: кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации не соответствуют СП 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012. Кабельные изделия, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре не соответствуют СПЗ 13 130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012. Кабельные изделия, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией; отсутствует аварийное освещение на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации; приборы управления размещены на щите из ГВЛ; требуется замена аккумуляторной батареи 12В/7Ач - 1 штука. Заявлений, замечаний, объяснений, ходатайств, отводов во время проверки не поступало (л.д. 8-19).
На обеспечение мер пожарной безопасности в 2024 году исправительному учреждению выделено бюджетных средств в размере 12000,00 руб., которые израсходованы в полном объеме: проведена перезарядка огнетушителей, что подтверждается справкой начальника пожарной части от 8 июля 2024 года (л.д. 57-58), справкой о поступлении денежных средств без даты и без номера (л.д. 59), актом об оказании услуг от 22 марта 2024 года N 737 (л.д. 60), копиями писем о направлении заявок от 11 октября 2023 года N исх-27/45/4-6170, от 29 января 2024 года N исх-27/45/4-507, от 17 апреля 2024 года N 27/45-2615ж (л.д. 61-63), электронной версии контракта по закупке N 10019466424100018 от 12 марта 2024 года (л.д. 64-69), технического задания на оказание услуг по перезарядке огнетушителей (л.д. 70-71), договора N 14 безвозмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 12 февраля 2024 года (л.д. 72-78).
Как подтверждается актом о проведении контрольных испытаний и проверки работоспособности систем, установок и средств охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией от 16 марта 2023 года, в ходе испытаний установлены нарушения, не устраненные до проверки 31 мая 2024 года (л.д. 116-120).
Согласно письму ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Хабаровскому краю от 12 февраля 2024 года N исх-27/51/11-142 обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений учреждений УИС Хабаровского края проводится в соответствии с планом, утвержденным начальником УФСИН России по Хабаровскому краю 5 февраля 2024 года, в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю такое обслуживание запланировано на июнь 2024 года (л.д. 134-138).
1 июля 2024 года начальнику ИК-14 поданы рапорта о выдаче неликвидного остатка листа ГВЛ для изготовления и установки щита под приборы АПС, установленной в школе исправительного учреждения; аккумуляторной батареи 12V/7Aч General Security, для замены в блоке питания неисправной аккумуляторной батареи АПС, установленной в школе исправительного учреждения (л.д. 132-133).
Согласно акту выполненных работ от 1 июля 2024 года в здании "Школа" ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю установлен источник питания РАПАН-20 - 1 шт., аккумуляторная батарея АКБ 12В, 7А/ч - 1 шт., щит из несгораемого материала под приборы управления АПС "Школа" - 1 шт., произведены пусконаладочные работы АПС. Система АПС и СОУЭ находится в рабочем состоянии (л.д. 139-140).
18 июля 2024 года учреждение направило УФСИН России по Хабаровскому краю заявку на выделение денежных средств для устранения нарушений в области пожарной безопасности, указанных в представлении от 5 апреля 2023 года, в размере 26092,00 руб. (л.д. 141).
Согласно сообщению от 25 июля 2024 года N 27/45/8-117 аккумуляторная батарея 12V/7Aч была закуплена учреждением в количестве 6 штук в 2018 году у ИП Г., в подтверждение чего представлена товарная накладная N 33 от 8 мая 2018 года, платежное поручение N 77286 от 9 июня 2018 года (л.д. 143-147).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности нашел свое подтверждение, сам административный ответчик наличие нарушений, выявленных прокурором, не отрицал, и, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводам о том, что имеется незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, возложив на исправительное учреждение испрашиваемые административным истцом обязанности, установив срок для их исполнения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылками на установленные судом обстоятельства и нормы материального права, изложены в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находит их верными, основанными на правильном применении и толковании положений действующего законодательства.
Так, в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в ходе надзорных мероприятий специализированным прокурором в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые административным ответчиком до настоящего времени не устранены, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ), который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя вышеуказанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нарушение норм пожарной безопасности, в том числе, ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, пребывающих в помещениях, а ненадлежащий контроль за исполнением требований законодательства о пожарной безопасности подвергает опасности жизнь человека.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Правила N 214).
Согласно пункту 1.4 Правил N 214 при обеспечении пожарной безопасности учреждений наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 18 июня 2003 года N 313 (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2003 года, регистрационный номер N 4838), другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Начальник учреждения и органа ФСИН России или лицо, исполняющее его обязанности, отвечает за создание пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждения (далее - подразделения ВПО) и за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения (пункт 1.5 Правил N 214).
Начальник учреждения обязан, в том числе обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны (пункт 1.6 Правил N 214).
Аналогичные положения закреплены в статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В соответствии с частями 2, 5, 8, 9 статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций. Распределительные щиты должны иметь защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Требования N 1464).
Согласно пункту 11 Требований N 1464 помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложениям к данным Требованиям к оснащению (пункт 3 Требований N 1464).
В соответствии с пунктом 5.18 СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2020 года N 582, выбор электрических и оптоволоконных линий связи, способы их прокладки должны проводиться в соответствии с требованиями СП 6.13130 (утратил силу в связи с изданием приказа МЧС от 6 апреля 2021 года N 200), требованиями названного свода правил и ТД на приборы и оборудование СПА, а также (при необходимости) в соответствии с нормативными документами, действующими в области взрывозащиты. Шаг креплений линий связи или кабеленесущих систем определяется в соответствии с рекомендациями производителя электрических и оптоволоконных линий связи, кабеленесущих систем.
Согласно пункту 6.4 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 6 апреля 2021 года N 200, работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565-2012 и способом их прокладки.
Требования ГОСТ 31565-2012 Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности, введенного в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 года N 1097-ст, распространяются на кабельные изделия, к которым предъявляются требования по пожарной безопасности, предназначенные для прокладки в зданиях и сооружениях.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Установив наличие неустраненных нарушений требований пожарной безопасности, выявленных административным истцом, проанализировав и правомерно отклонив доводы административного ответчика об установке щита из несгораемого материала и аккумуляторной батареи, об отсутствии должного финансирования, имея в виду стоимость соответствующих работ, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю и возложении на него обязанности по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
Вопреки доводам апеллянта, которыми фактически не оспариваются выявленные прокурором нарушения законодательства, учреждения пенитенциарной системы должны принимать меры к тому, чтобы в нем соблюдались требования законодательства о пожарной безопасности, тем самым обеспечивалась реализация прав граждан, находящихся в учреждении, на безопасность. При этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей административного ответчика.
Административным ответчиком надлежащих доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством, суду апелляционной инстанции, как и суду первой инстанции, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, в целом и по существу, повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Эти доводы не ставят под сомнение сделанные судом первой инстанции выводы, а потому не могут повлечь отмену принятого по делу судебного акта.
Несогласие апеллянта с оценкой конкретных доказательств и установленными судом первой инстанции по результатам их оценки обстоятельствами не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, в том числе безусловных, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.