Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 N 88а-1758/2025 (УИД 27RS0013-01-2024-001620-17)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки в исправительной колонии установлены нарушения требований пожарной безопасности. По данному факту начальнику внесено представление. Однако указанные в представлении нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2025 N 88а-1758/2025 (УИД 27RS0013-01-2024-001620-17)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки в исправительной колонии установлены нарушения требований пожарной безопасности. По данному факту начальнику внесено представление. Однако указанные в представлении нарушения не были устранены.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2025 г. N 88а-1758/2025
Дело N 2а-942/2024
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.03.2025
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г., Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комсомольский-на-Амуре прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил:
- признать бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным,
- возложить на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности:
- в здании медицинской части учреждения:
- заменить кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации на кабель типа FRLSLTRx;
- заменить кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре на кабель типа FRLSLTRx;
- произвести монтаж шлейфа системы автоматической пожарной сигнализации в мастерскую по ремонту автомобилей;
- в здании школы:
- заменить кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации на кабель типа FRLSLTRx;
- заменить кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре на кабель типа FRLSLTRx;
- обеспечить функционирование системы оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией;
- обеспечить аварийное освещение на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации;
- приборы управления разместить на щите, имеющем защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот;
- заменить аккумуляторную батарею 12В/7Ач - 1 штуку.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю установлены нарушения требований пожарной безопасности. По данному факту 5 апреля 2024 года начальнику ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление. Однако указанные в представлении нарушения не были устранены.
Определениями Амурского городского суда Хабаровского края от 27 июня 2024 года и от 23 июля 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСИН по Хабаровскому краю).
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2024 года, административный иск прокурора удовлетворен.
29 января 2025 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 20 января 2025 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что сотрудники прокуратуры, проводившие проверку, не относятся к должностным лицам, осуществляющим государственный пожарный надзор. СП 485.1311500.2020 не предполагает необходимость оборудования всех зданий и помещений учреждения системой пожарной сигнализации и автоматической системой пожаротушения. Приводят доводы о дефиците денежных средств и частичном устранении выявленных нарушений.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2025 года кассационная жалоба ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, изучив поступившие письменные возражения прокуратуры Хабаровского края относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 3 части 2 статьи 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В соответствии с частями 2, 5, 8, 9 статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций. Распределительные щиты должны иметь защиту, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 утверждены требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Требования N 1464).
Согласно пункту 11 Требований N 1464 помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложениям к данным Требованиям к оснащению (пункт 3 Требований N 1464).
Согласно пункту 6.4 СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 6 апреля 2021 года N 200, работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565-2012 и способом их прокладки.
Требования ГОСТ 31565-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", введенного в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 года N 1097-ст, распространяются на кабельные изделия, к которым предъявляются требования по пожарной безопасности, предназначенные для прокладки в зданиях и сооружениях.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, в ходе проведения Комсомольской-на-Амуре прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки исполнения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю выявлены нарушения требований пожарной безопасности: несоответствие кабельных трасс систем охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения людей о пожаре пункту 6.4 СП 6.13130.2021 в медицинской части и школе, необходимость монтажа шлейфа системы автоматической пожарной сигнализации в мастерской по ремонту автомобилей; отсутствие системы оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией в школе; отсутствие аварийного освещения на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации в школе; размещение приборов управления на щите из ГВЛ в школе; необходимость замены аккумуляторной батареи 12 В/7Ач (1 шт.) в школе, в связи с чем 5 апреля 2024 года начальнику ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление об устранении выявленных нарушений.
31 мая 2024 года помощником Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях старшим советником юстиции Р. в присутствии начальника исправительного учреждения составлен акт проверки обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а именно исполнение требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю с приложением фототаблицы.
В результате проверки обнаружено, что в медицинской части учреждения кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации не соответствуют СП 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре не соответствуют СПЗ 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара; требуется монтаж шлейфа ОПС в мастерскую по ремонту автомобилей; в школе кабельные трассы системы охранно-пожарной сигнализации не соответствуют СП 5.13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара"; кабельные трассы системы речевого оповещения людей о пожаре не соответствуют СПЗ 13130.2009, а именно не выполнены кабелем типа FRLSLTRx согласно ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия, обеспечивающим работоспособность соединительных линий в условиях пожара"; отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией; отсутствует аварийное освещение на щите приборов оповещения и управления системы автоматической пожарной сигнализации; приборы управления размещены на щите из ГВЛ; требуется замена аккумуляторной батареи 12В/7Ач - 1 штука.
Судами также установлено, что на обеспечение мер пожарной безопасности в 2024 году исправительному учреждению выделено бюджетных средств в размере 12000,00 руб., которые израсходованы в полном объеме: проведена перезарядка огнетушителей; 1 июля 2024 года начальнику ИК-14 поданы рапорта о выдаче неликвидного остатка листа ГВЛ для изготовления и установки щита под приборы АПС, установленной в школе исправительного учреждения, аккумуляторной батареи 12V/7Aч General Security для замены в блоке питания неисправной аккумуляторной батареи АПС, установленной в школе исправительного учреждения; 1 июля 2024 года в здании "Школа" ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю установлен источник питания РАПАН-20 - 1 шт., аккумуляторная батарея АКБ 12В, 7А/ч - 1 шт., щит из несгораемого материала под приборы управления АПС "Школа" - 1 шт., произведены пусконаладочные работы АПС, система АПС и СОУЭ находится в рабочем состоянии; аккумуляторная батарея 12V/7Aч была закуплена учреждением в количестве 6 штук в 2018 году.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности нашел свое подтверждение, административный ответчик наличие выявленных прокурором нарушений не отрицал, в связи с чем судом установлено незаконное бездействие ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Изложенные в обжалованных судебных актах выводы, обусловившие принятые судами постановления, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции признает основанными на правильном применении норм права и верной оценке фактических обстоятельств и материалов дела.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций; данные доводы являлись предметом тщательной судебной проверки, им в оспариваемых постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329 - 331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 29 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.