Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.29-2025.04.26) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2025 N 88-2997/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 19.09.2024 по делу N 33-8373/2024(2а-3145/2024) (УИД 42RS0019-01-2024-002772-39)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет право на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения посредством приобретения путевок для себя и для супруга, однако ответчиком путевки не были предоставлены.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 19.09.2024 по делу N 33-8373/2024(2а-3145/2024) (УИД 42RS0019-01-2024-002772-39)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет право на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения посредством приобретения путевок для себя и для супруга, однако ответчиком путевки не были предоставлены.
Решение: Отказано.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2024 г. по делу N 33-8373/2024(2а-3145/2024)
УИД: 42RS0019-01-2024-002772-39
Судья: Сташкова Ю.С.
Докладчик: Вязникова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего судьи Першиной И.В.
судей Калашниковой О.Н., Вязниковой Л.В.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вязниковой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России Ж. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г.
по иску К.Л.СА. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение прав,
установила:
К.Л.СА. обратилась в суд с иском к ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о признании бездействия ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, выраженного в не предоставлении в 2021 г., 2023 г. и 2024 г. ей и члену ее <данные изъяты> путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН за плату в размере, соответственно, 25 процентов и 50 процентов стоимости таких путевок, возложении обязанности на ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу предоставить ей и супругу путевки на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН за плату в размере, соответственно, 25 процентов и 50 процентов стоимости за 2021 г., 2023 г. и 2024 г.
Требования мотивированы тем, что она является пенсионером ФСИН России, имеет стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе более 20 лет.
ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу не предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортную организацию ФСИН России в 2021, 2023 и 2024 годах в размере, соответственно, 25 процентов и 50 процентов стоимости этих путевок, что нарушает ее права.
Полагает, что имеет право на основании
п. 1 ч. 1,
ч. 1 ст. 2,
ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2021, 2023 и 2024 годах на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения в санаторно-курортной организации ФСИН России посредством приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в размере 25 процентов и 50 процентов, соответственно, стоимости этих путевок для себя и члена ее семьи супруга <данные изъяты> так как она является гражданином РФ, уволена со службы в уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию, стаж службы не менее 20 лет.
К.Л.СА. неоднократно обращалась в ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу с заявлениями от 20.01.2021, 01.04.2021, 10.07.2021, 25.01.2023, 20.07.2023, 30.10.2023, 20.01.2024 о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение для нее и ее супруга, однако из ответов <данные изъяты> на ее заявления отказано в предоставлении путевок в связи с недостаточностью фактического количества путевок, находящихся в распоряжении ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для всех сотрудников и пенсионеров ФСИН России, изъявивших желание приобрести путевки на санаторно-курортное лечение.
В качестве заинтересованных лиц по делу привлечены К.Ю., Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России, временно исполняющий обязанности заместителя начальника ФКУЗ МСЧ N 42 ФСИН России К.А., Медицинское управление ФСИН России (Управление организации медико-санитарного обеспечения -УОМСО ФСИН России), Санаторно-отборочная комиссия ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18.06.2024 признано незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении истцу и члену ее <данные изъяты> путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) Федеральной службы исполнения наказаний за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости таких путевок в 2021 и 2023 годах.
В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, <данные изъяты> со сроком действия по 31.12.2024, просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Ссылаясь на Порядок предоставления санаторно-курортного лечения в уголовно-исполнительной системе регулируется
Приказом Минюста России от 12.12.2006 N 358 "Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе", указывает, что к категориям граждан, имеющих право первоочередного ежегодного и преимущественного права на ежегодное предоставление путевок, истец не относится.
Из положений п. 1 Инструкции N 358 не следует право истца на получение ежегодного обеспечения путевками санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха. Право истца на обеспечение путевками санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха ответчиками не оспаривается, но вменяемой истцом обязанности ежегодного предоставления путевок у ответчика действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено. Путевки установленной формы оформляются и оплачиваются в здравницах на основании талона на получение путевки. Талоны выдаются не позднее чем за 10 дней до начала срока заезда по путевке на основании выписки из протокола санаторно-отборочной комиссии. Оформление талонов осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие прав на льготы и дополнительные социальные гарантии. Талоны выдаются под роспись получателю или его доверенному лицу.
Деятельность санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу регламентируется приказом ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 9.03.2021 N 109 "О создании санаторно-отборочной комиссии". Задачей санаторно-отборочных комиссий является медицинский отбор лиц для направления в здравницы в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями с учетом: наиболее полного охвата сотрудников и пенсионеров УИС, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе; соблюдения установленных законодательством мер социальной защиты сотрудников, пенсионеров УИС; своевременности и очередности обращения за получением путевок в здравницы.
Истец также не относится к гражданам, имеющим право на назначение и выплату компенсации расходов на санаторно-курортное лечение.
Право истца на обеспечение путевками санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха не оспаривается, но вменяемой истцом обязанности ежегодного предоставления путевок у ответчика действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.
Отказ в предоставлении путевки в 2021, 2023, 2024 не связан с отсутствием у истца права на санаторно-курортное лечение, а вызван общей потребностью в путевках на 2021, 2023, 2024 годах, превышающей количество имеющихся путевок, а также с учетом выделения истцу в 2022 г. путевки.
Путевки на санаторно-курортное лечение распределяются на заседаниях санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с учетом количества поступивших путевок на территориальный орган и количества поступивших рапортов и заявлений на выделение путевки для получения санаторно-курортного лечения, соответствия профиля санатория заболеванию, указанному в справке формы 070/у, и количества поступивших рапортов и заявлений от лиц, имеющих право на первоочередное получение путевок.
Так, на второй квартал 2021 УОМСО ФСИН России было выделено 14 путевок на санаторно-курортное лечение, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений сотрудников и пенсионеров УИС - 71 штука, на 3 квартал 2021 выделено 16 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 111 штук, на 4 квартал 2021 выделено 40 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 145 штук. Кроме того, в 2021 действовали ограничительные мероприятия в связи с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Во внимание комиссии был принят тот факт, что Истец в 2019 воспользовалась правом на получение лечения в санаторно-курортной организации.
На заседаниях санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу были рассмотрены поступившие от Истца заявления от 25.01.2023, от 20.07.2023, от 30.10.2023 на выделение путевок.
Так, на 2 квартал 2023 выделено 18 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 81 штука, в том числе заявление Истца, на 4 квартал 2023 выделено 40 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 158 штук, в том числе заявление Истца. Во внимание комиссии был принят тот факт, что Истец воспользовалась правом на получение путевки в 2022.
Согласно
части 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудники и пенсионеры УИС, а также члены их семей имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, указанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 11.05.2012 N 817-О, согласно которой установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования и сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), в связи с чем, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
На апелляционную жалобу истцом К.Л.СА. поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители <данные изъяты>., действующая на основании доверенностей от ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу от 20.06.2023 N 38, ФСИН России от 20.06.2023 N 37, ФКУЗ МСЧ N 42 ФСИН России от 26.06.2023 N ЮС-44, <данные изъяты> действующая на основании доверенности от 30.08.2024 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в суд не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем размещения информации о дате и времени судебного заседания на официальном сайте Кемеровского областного суда в сети Интернет, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, уважительных причин неявки не сообщили.
Руководствуясь
ч. 3 ст. 167,
ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителей ГУФСИН по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ N 42 ФСИН России, проверив в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.Л.СА. является пенсионером уголовно-исполнительной системы, по состоянию на 28.03.2018 имела выслугу лет в календарном исчислении 24 года 06 месяцев 02 дня, в льготном исчислении 33 года 01 месяц 18 дней, уволена 28.03.2018 по
пункту "б" статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
20.01.2021, 1.04.2021, 10.07.2021, 25.01.2023, 20.07.2023, 30.10.2023, 20.01.2024 К.Л.СА. обращалась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок для прохождения санаторно-курортного лечения на второй, третий, четвертый кварталы 2021 г., на второй, четвертый кварталы 2023 г., на первый, второй кварталы 2024 г. для себя и члена ее семьи мужа К.Ю., предоставив справки от 27.01.2021, 26.01.2023, 17.01.2024, 13.01.2020, 25.01.2023, 17.01.2024 с рекомендациями лечащего врача о санаторно-курортном лечении К.Л.СА., К.Ю.
15.09.2023, 22.09.2023, 19.12.2023, 14.03.2023, 20.03.2024 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России проведены заседания комиссии по распределению санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России и МВД России на 2, 4 кварталы 2023 года, 1, 2 кварталы 2024 года, в том числе были рассмотрены поступившие от истца от 25.01.2023, от 20.07.2023, от 30.10.2023 на выделение путевок.
В соответствии с указанными протоколами на 2 квартал 2023 г. выделено 18 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 81, в том числе заявление истца на 4 квартал 2023 года выделено 40 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений 158, в том числе заявление К.Л.СА.
На заседаниях санаторно-отборочной комиссии было рассмотрено поступившее от К.Л.СБ. заявление от 20.01.2024 на выделение двух путевок в санатории ФСИН России для санаторно-курортного лечения, где во внимание комиссии был принят тот факт, что К.Л.СА. воспользовалась правом на получение путевки в 2022 году, что ею не оспаривалось. На 2 квартал 2024 г. в санаторий ФСИН России выделено 24 путевки, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 118. Таким образом, на все заявления истца о предоставлении двух путевок для прохождения санаторно-курортного лечения, ответчиком даны ответы, рассмотрены на заседаниях санаторно-отборочной комиссии. Кроме того, председатель комиссии - начальник <данные изъяты> обращался к начальнику Управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний <данные изъяты> с ходатайством о выделении дополнительных путевок для сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу на 4 квартал 2023 года, 1, 2 кварталы 2024 года.
Суд первой инстанции, установив, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение сотрудникам из числа УИС и членам их семей, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится исходя из фактически имеющегося количества путевок и в порядке очередности подачи заявлений, отказы в предоставлении путевок для прохождения санаторно-курортного лечения на второй, третий, четвертый кварталы 2021 г., на второй, четвертый кварталы 2023 г., на первый, второй кварталы 2024 г. не связаны с отсутствием у К.Л.СА. права на санаторно-курортную путевку, а вызваны тем, что общая потребность в путевках превышала количество имеющихся путевок, между тем, правом на первоочередное (преимущественное) предоставление путевки К.Л.СА. не обладает, пришел к выводу, что ответчик реальных действий, направленных на получение дополнительного количества путевок, не произвел, а три ходатайствах о выделении дополнительных путевок составлены в единичных экземплярах без указания причин выделения минимального количества дополнительных путевок конкретным лицам (пенсионерам). Тем самым установив бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении истцу и члену ее семьи (супругу) - К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) Федеральной службы исполнения наказаний за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости таких путевок в 2021 и 2023 годах, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части. При этом требование о признании незаконным бездействия, выраженного в не предоставлении К.Л.СА. и члену ее семьи-К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию ФСИН за плату в размере, соответственно, 25 процентов и 50 процентов стоимости таких путевок за 2024 г., признал необоснованным, поскольку 2024 год не закончился и необходимые путевки могут быть выделены ответчиком добровольно, что будет являться восстановлением нарушенного права истца во исполнение положений
части 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в
части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу и не исключающего ответственной работы по реализации положений настоящего Федерального
закона на местах.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться.
Судом первой инстанции административное исковое заявление К.Л.СА. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение прав рассмотрено по правилам
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с
ч. 5 ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением от 15.08.2024 перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
В соответствии с
ч. 1 п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
В силу
ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в
части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно
п. 7,
п. 8 Приказа Минюста РФ от 12.12.2006 N 358 "Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2007 N 8746) в соответствии с федеральным законодательством правом на первоочередное ежегодное (один раз в году) получение путевок в здравницы пользуются:
- лица из числа сотрудников, рабочих и служащих учреждений и органов УИС - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей (супруги, дети в возрасте до 18 лет, родители, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
- лица из числа сотрудников, рабочих и служащих учреждений и органов УИС, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России";
- сотрудники, выполняющие (выполнявшие) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона;
- сотрудники, уволенные из УИС с правом на пенсию, - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, местом последней работы которых являлась УИС (при неполучении данной меры социальной поддержки в поликлинике);
- сотрудники, уволенные из УИС с правом на пенсию, - Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, местом последней работы которых являлась УИС (при неполучении данной меры социальной поддержки в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в поликлинике);
- пережившие супруги и родители сотрудников - Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы независимо от даты смерти (гибели) Героя, полного кавалера ордена Славы;
- сотрудники, получившие ранение, контузию или увечье при исполнении служебных обязанностей, направленные в лечебно-оздоровительное учреждение после госпитального лечения.
В соответствии с федеральным законодательством преимущественным правом на ежегодное получение путевок в здравницы пользуются:
- нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, ветерана боевых действий, сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на получение) по линии УИС в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Отбор лиц, направляемых на лечение и отдых, осуществляет санаторно-отборочная комиссия, в состав которой входят: начальник медицинской службы - председатель комиссии; начальник военно-врачебной комиссии; врачи-специалисты; представители кадрового аппарата, финансово-экономических подразделений, профсоюзной организации. Она создается на базе медицинской службы УИС.
В
п. п. 23 -
26 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Минюста России от 12.12.2006 N 358 (далее - Инструкция N 358), перечислены лица, которые:
- обеспечиваются путевками бесплатно (оплата путевки производится полностью за счет средств бюджета) (например, сотрудники, получившие ранения при исполнении служебных обязанностей, направляемые в лечебно-оздоровительное учреждение после госпитального лечения);
- частично погашают стоимость путевки (в размере 25 или 50%) (например, сотрудники УИС возмещают 25% стоимости путевки, а стоимость путевок, выданных членам их семьи (супруга, супруги и детей), возмещается в размере 50%);
- возмещают стоимость путевки в размере 100% (например, сотрудники, уволенные из УИС с правом на пенсию, имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
Для получения путевки в санаторий лица, на них претендующие, представляют: справку о рекомендации санаторно-курортного лечения (или состоянии здоровья); рапорт, составленный по
форме, приведенной в Приложении 2 к Инструкции N 358, для сотрудников; личное заявление пенсионера УИС по форме, приведенной в Приложении 3 к
Инструкции N 358.
Согласно
п. п. 38 -
45 Инструкции N 358 санаторно-отборочные комиссии создаются в центральном органе и учреждениях УИС соответствующими приказами для осуществления отбора лиц для направления на лечение и отдых.
В состав санаторно-отборочной комиссии входят: начальник медицинской службы - председатель комиссии; начальник военно-врачебной комиссии; врачи-специалисты; представители кадрового аппарата, финансово-экономических подразделений, профсоюзной организации.
В своей работе санаторно-отборочные комиссии руководствуются нормативными правовыми актами в области здравоохранения Российской Федерации, положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок медицинского обеспечения, организации санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха сотрудников УИС, настоящей
Инструкцией.
Задачей санаторно-отборочных комиссий является медицинский отбор лиц для направления в здравницы в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями с учетом:
- наиболее полного охвата сотрудников и пенсионеров УИС, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе;
- соблюдения установленных законодательством мер социальной защиты сотрудников, пенсионеров УИС;
- своевременности и очередности обращения за получением путевок в здравницы.
Санаторно-отборочные комиссии:
- учитывают лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе;
- контролируют качество оформления медицинской документации;
- анализируют дефекты отбора при направлении в здравницы.
Основанием для рассмотрения санаторно-отборочной комиссией вопроса о выделении путевки является справка о рекомендации санаторно-курортного лечения (или состоянии здоровья), рапорт сотрудника УИС (приложение N 2), личное заявление пенсионера УИС (приложение N 3).
Заседания санаторно-отборочной комиссии проводятся ежеквартально не позднее чем за 45 дней до начала квартала.
Решение санаторно-отборочной комиссии оформляется протоколом, выписка из которого представляется по месту получения путевки. Протокол содержит следующие сведения:
- общую (заявленную) потребность в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе;
- количество предложенных к распределению путевок;
- список сотрудников, пенсионеров УИС, членов их семей, обратившихся за получением путевки, показания к лечению, отметка о принятии решения комиссии о предоставлении путевки.
Деятельность санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу регламентируется приказом ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу от 9.03.2021 N 109 "О создании санитарно-отборочной комиссии".
20.01.2021 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на второй квартал 2021 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2019 г. с приложением справки от 13.01.2020 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
1.04.2021 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на третий квартал 2021 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2019 г. с приложением справки от 27.01.2021 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
10.07.2021 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на четвертый квартал 2021 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2019 г. с приложением справки от 27.01.2021 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
25.01.2023 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на второй квартал 2023 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2022 г. с приложением справки от 25.01.2023 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
Протоколом совещания санаторно-отборочной комиссии N 2 от 14.03.2023 рассмотрен вопрос о распределении талонов на приобретение путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России на 2 квартал 2023 г., согласно которому выделено 18 путевок.
20.07.2023 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на четвертый квартал 2023 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2022 г. с приложением справки от 25.01.2023 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
Протоколом совещания санаторно-отборочной комиссии N 4 от 15.09.2023 рассмотрен вопрос о распределении талонов на приобретение путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России на 4 квартал 2023 г., согласно которому выделено 19 путевок.
Протоколом совещания санаторно-отборочной комиссии N 4/1 от 22.09.2023 рассмотрен вопрос о распределении талонов на приобретение путевок в санаторно-курортные организации МВД России на 4 квартал 2023 г., согласно которому выделено 17 путевок.
30.10.2023 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на первый квартал 2024 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2022 г. с приложением справки от 26.01.2023 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
Протоколом совещания санаторно-отборочной комиссии N 1 от 19.12.2023 рассмотрен вопрос о распределении талонов на приобретение путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России и МВД России на 1 квартал 2024 г., согласно которому выделено 65 путевок.
20.01.2024 К.Л.СА. обратилась в ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России с заявлениями о предоставлении двух путевок на санаторно-курортное лечение на второй квартал 2024 г. для себя и члена семьи мужа К.Ю., указав, что санаторно-курортное лечение ранее получала в 2022 г. с приложением справки от 17.01.2024 с рекомендациями санаторно-курортного лечения К.Л.СА., К.Ю.
Протоколом совещания санаторно-отборочной комиссии N 2 от 20.03.2024 рассмотрен вопрос о распределении талонов на приобретение путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России и МВД России на 2 квартал 2024 г., согласно которому выделено 48 путевок.
Председатель комиссии - начальник <данные изъяты> обращался к начальнику Управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний Я. <данные изъяты> с ходатайством о выделении дополнительных путевок для сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу на 4 квартал 2023 года, 1, 2 кварталы 2024 года.
По сведениям ответчика на 2 квартал 2021 г. выделено 14 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 71, на 3 квартал 2021 г. - 16 путевок, 111 заявлений и рапортов, на 4 квартал 2021 г. выделено 40 путевок, рассмотрено рапортов и заявлений - 145. На 2 квартал 2023 г. выделено 18 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений 81, на 4 квартал 2023 г. - 40 путевок, 158 рапортов и заявлений, на 1 квартал 2024 г. - 65 путевок, 113 рапортов и заявлений.
Суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе, утвержденной
Приказом Минюста РФ от 12.12.2006 N 358, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком К.Л.СА. и члену ее семьи путевок на санаторно-курортное лечение в 2021, 2023 годах следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи, а разрешение вопроса о не предоставлении путевки в 2024 году преждевременно, поскольку календарный год не окончен.
Принимая решение о признании незаконным бездействия ответчиков в непредоставлении путевок истцу и члену ее семьи, судом не принято во внимание, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение сотрудникам, уволенным из уголовно-исполнительной системы, и членам их семей, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится исходя из фактически имеющегося количества путевок и в порядке очередности подачи заявлений, принимая во внимание, что в данном деле право на предоставление путевок К.Л.СА. и ее супругу ответчиком не оспаривалось, отказ в предоставлении путевок в 2021 г., 2023 г., в 1 квартале 2024 г. не связан с отсутствием у истца права на санаторно-курортную путевку, спор по указанному требованию у сторон отсутствует. Отказ вызван тем, что общая потребность в путевках в спорные периоды значительно превысила количество имеющихся путевок, а правом на первоочередное (преимущественное) предоставление путевки истец не обладает, в связи с чем, в предоставлении путевок во 2, 3, 4 квартале 2021 г., 2 и 4 квартале 2023 г., в 1 и 2 квартале 2024 г. К.Л.СА. было отказано.
К.Л.СА. к числу лиц, указанных в
п. 7,
п. 8 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста РФ от 12.12.2006 N 358, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют первоочередное ежегодное (один раз в году) право получения путевок в здравницы, не относится.
В соответствии с
п. 3,
п. 4 Инструкции отбор лиц на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляются в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в территориальных органами учреждениях УИС, которым по лимиту выделяются путевки в здравницы. При наличии медицинских показаний к санаторно-курортному лечению лечащий врач выдает больному справку для получения путевки, представляемую в санаторно-отборочную комиссию. Справка действительна в течение года.
Таким образом, не все нуждающиеся граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение квартала. Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при соблюдении последовательности их предоставления согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями
статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление, которым признано незаконным бездействие ответчика по предоставлению путевок истцу без учета очередности и последовательности обращения сотрудников и лиц, уволенных со службы в уголовно-исполнительной системе, с рапортами и заявлениями на получение путевок на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, что согласно
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия ответчиков в непредоставлении истцу и члену ее семьи в 2021, 2023, 2024 годах путевок на санаторно-курортное лечение, судебная коллегия исходит из того, что заявления К.Л.СА. поданы на получение путевок на санаторно-курортное лечение во 2, 3, 4 кварталах 2021 г., во 2 и 4 кварталах 2023 г., в 1 и 2 кварталах 2024 г. Судебная коллегия учитывает пределы судебного разбирательства, основания заявленного К.Л.СА. иска о признании бездействия ответчиков незаконным при наличии права обеспечения санаторно-курортным лечением, которое ответчиками не оспаривается, без указания на невыполнение каких-либо мероприятий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение в спорные периоды.
При этом судебная коллегия отмечает, что право на получение путевки, истцом не утрачено и может быть реализовано в установленном законом порядке, вместе с тем, данное право истца не является безусловным, оно ограничено
ч. 6 ст. 10 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о праве на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а иные ограничения следуют из Инструкции, в которой предусмотрен порядок отбора лиц, направляемых на лечение и отдых, осуществляемый санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, которым по лимиту выделяются путевки в здравницы.
Кроме того, отклоняя довод истца о нарушении общего правила подсудности настоящего спора, судебная коллегия отмечает, что дела по спорам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, разрешаются судами в порядке искового производства. Подсудность таких споров определяется по общим правилам, установленным
статьями 24,
28 и
29 Гражданского процессуального РФ, так согласно
ст. 29 п. 6.3 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 12.06.2024 N 135-ФЗ) иски о восстановлении трудовых и пенсионных прав, а также иски, связанные с социальными выплатами и льготами, могут предъявляться в суд по месту жительства истца, таким образом, по данной категории дел законодатель установил альтернативную подсудность по выбору истца.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска К.Л.СА., поскольку судом первой инстанции допущена существенная ошибка в применении норм материального права.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований К.Л.СА. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав, отказать.
Апелляционную жалобу представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России Ж. - удовлетворить.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
О.Н.КАЛАШНИКОВА
Л.В.ВЯЗНИКОВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 3.10.2024.