Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.03.03-2025.03.29) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2025 N 88-2997/2025 (УИД 42RS0019-01-2024-002772-39)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет право на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения посредством приобретения путевок для себя и для супруга, однако ответчиком путевки не были предоставлены.
Решение: Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2025 N 88-2997/2025 (УИД 42RS0019-01-2024-002772-39)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет право на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения посредством приобретения путевок для себя и для супруга, однако ответчиком путевки не были предоставлены.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2025 г. N 88-2997/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Гусева Д.А., Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2а-3145/2024 (УИД: 42RS0019-01-2024-002772-39) по административному иску К.Л. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав,
по кассационной жалобе К.Л. на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В., объяснения представителей Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службы исполнения наказаний, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть N 42 Федеральной службы исполнения наказаний" Д., Ж., действующих по доверенностям, возражавших относительно доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Л. (далее - К.Л.) обратилась с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав.
В обоснование заявленных требований К.Л. указала, что является пенсионером ФСИН России, имеет стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе более 20 лет.
К.Л. обращалась в ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу 20 января 2021 г., 1 апреля 2021 г., 10 июля 2021 г., 25 января 2023 г., 20 июля 2023 г., 30 октября 2023 г., 20 января 2024 г. с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение для нее и члена семьи - супруга К.Ю.
Ответом от 6 февраля 2024 г. ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" К.Л. отказано в предоставлении путевок в связи с недостаточностью фактического количества путевок, находящихся в распоряжении ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу для всех сотрудников и пенсионеров ФСИН России, изъявивших желание приобрести путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращаясь с иском в суд, К.Л. ссылалась на то, что на основании
ч. 1 ст. 1,
ч. 1 ст. 2,
ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет право в 2021, 2023 и 2024 годах на медицинское обеспечение в виде санаторно-курортного лечения в санаторно-курортной организации ФСИН России посредством приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в размере 25% и 50% стоимости этих путевок для себя и для члена своей семьи супруга - К.Ю., соответственно, так как она является гражданином Российской Федерации, уволена со службы в уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию, стаж службы не менее 20 лет. ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу не предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортную организацию ФСИН России в 2021, 2023 и 2024 годах в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости этих путевок, что нарушает ее права.
К.Л. просила суд признать бездействие ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, выраженное в непредоставлении в 2021, 2023 и 2024 годах ей и члену ее семьи (супругу) К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости таких путевок, обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу предоставить путевки на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России ей и члену ее семьи (супругу) К.Ю. за плату в размере соответственно 25% и 50% стоимости таких путевок за 2021, 2023 и 2024 года.
Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. исковые требования К.Л. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении К.Л. и члену ее семьи (супругу) - К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере соответственно 25% и 50% стоимости таких путевок в 2021 и 2023 годах.
Определением от 15 августа 2024 г. судья Кемеровского областного суда перешел к рассмотрению административного искового заявления К.Л. по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 сентября 2024 г. решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Л. отказано.
В кассационной жалобе К.Л. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 сентября 2024 г., как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец К.Л., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, К.Ю., временно исполняющий обязанности заместителя начальника ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" К.А., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Медицинского управления ФСИН России (Управление организации медико-санитарного обеспечения - УОМСО ФСИН России), Санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с
ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
В кассационной жалобе К.Л. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г., которое отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 сентября 2024 г. Между тем, отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции исключает рассмотрение поданной на данное решение кассационной жалобы, в связи с чем, законность решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 18 июня 2024 г. предметом проверки судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по настоящему делу не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К.Л. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, 28 марта 2018 г. уволена со службы по
п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по достижении предельного возраста).
К.Л. является пенсионером уголовно-исполнительной системы, на дату увольнения со службы ее выслуга лет в календарном исчислении составляла 24 года 6 месяцев 2 дня, в льготном исчислении - 33 года 1 месяц 18 дней.
Приказом начальника ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 9 марта 2021 г. N утверждены основной состав и дублирующий состав санаторно-отборочной комиссии ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу совместно с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" (приложения N 1, 2), а также Положение о работе санаторно-отборочной комиссии (приложение N 3), определяющее порядок деятельности санаторно-отборочной комиссии.
Согласно Положению о работе санаторно-отборочной комиссии санаторно-отборочная комиссия создана для обеспечения личного состава учреждений ГУФСИН, пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей санаторно-курортным лечением при наличии медицинских показаний (п. 1.3); санаторно-отборочная комиссия принимает решение об обоснованности направления сотрудника, пенсионера или члена их семей открытым голосованием (п. 2.4).
В задачи и функции санаторно-отборочной комиссии, в том числе входят медицинский отбор лиц на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями; контроль объективности и обоснованности направления сотрудника, пенсионера и члена их семей на санаторно-курортное лечение; учет права на первоочередное ежегодное (один раз в году) получение путевок в здравницы (п. 3.1, 3.3 Положения о работе санаторно-отборочной комиссии).
Для направления в здравницы санаторно-отборочной комиссией учитывается наиболее полный охват сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе; соблюдение установленных законодательством мер социальной защиты сотрудников, пенсионеров уголовно-исполнительной системы; своевременность и очередность обращения за получением путевок в здравницы (п. 3.2 Положения о работе санаторно-отборочной комиссии).
20 января 2021 г., 1 апреля 2021 г., 10 июля 2021 г., 25 января 2023 г., 20 июля 2023 г., 30 октября 2023 г., 20 января 2024 г. К.Л. в ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" поданы заявления о предоставлении двух путевок для прохождения санаторно-курортного лечения на 2, 3, 4 кварталы 2021 г., на 2, 4 кварталы 2023 г., на 1, 2 кварталы 2024 г. для себя и члена ее семьи - мужа К.Ю. К заявлениям К.Ю. приложены справки по форме N 070/у с рекомендацией лечащего врача о санаторно-курортном лечении К.Л., К.Ю.
14 марта 2023 г., 15 сентября 2023 г., 22 сентября 2023 г., 19 декабря 2023 г., 20 марта 2024 г. ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" проведены заседания санаторно-отборочной комиссии по распределению талонов на приобретение санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации ФСИН России и МВД России на 2, 4 кварталы 2023 г., 1, 2 кварталы 2024 г.
На 2 квартал 2021 г. выделено 14 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 71, на 3 квартал 2021 г. выделено 16 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 111, на 4 квартал 2021 г. выделено 40 путевок, рассмотрено рапортов и заявлений - 145, на 2 квартал 2023 г. выделено 18 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 81, на 4 квартал 2023 г. выделено 40 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 158, на 1 квартал 2024 г. выделено 65 путевок, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 113, на 2 квартал 2024 г. выделено 24 путевки, поступило и рассмотрено рапортов и заявлений - 118.
Протоколы заседания санаторно-отборочной комиссии за 2021 год не представлены ввиду истечения срока их хранения и уничтожения.
Заявления, поступившие от К.Л. рассмотрены на заседаниях санаторно-отборочной комиссии. Во внимание санаторно-отборочной комиссией был принят тот факт, что К.Л. воспользовалась правом на получение путевки в 2022 году.
К лицам, имеющим право на первоочередное ежегодное (один раз в году) получение путевки К.Л. не относится.
Судом первой инстанции также установлено, что председатель санаторно-отборочной комиссией - начальник ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 42 ФСИН России" обращался к начальнику Управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России с ходатайствами о выделении дополнительных путевок для сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы на 4 квартал 2023 г., 1, 2 кварталы 2024 г.
Обращаясь с иском в суд, К.Л. ссылалась на то, что непредоставление путевок на санаторно-курортное лечение в 2021, 2023 и 2024 годах для нее и члена ее семьи в размере 25% и 50% стоимости этих путевок соответственно, нарушает ее права, поскольку она является гражданином Российской Федерации, уволена со службы в уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию, стаж службы не менее 20 лет.
В обоснование возражений на требования К.Л. представители ответчиков ссылались на то, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение производится исходя из фактически имеющегося количества путевок в порядке очередности подачи заявлений; отказы в предоставлении путевок для прохождения санаторно-курортного лечения на 2, 3, 4 кварталы 2021 г., на 2, 4 кварталы 2023 г., на 1, 2 кварталы 2024 г. не связаны с отсутствием у К.Л. права на санаторно-курортную путевку, а вызваны тем, что общая потребность в путевках превышала количество имеющихся путевок, правом на первоочередное (преимущественное) предоставление путевки К.Л. не обладает, в связи с чем, в предоставлении путевки в указанные периоды было отказано.
Разрешая требования К.Л. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении К.Л. и члену ее семьи (супругу) - К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере соответственно 25% и 50% стоимости таких путевок в 2021 и 2023 годах, является незаконным.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что не произведены реальные действия, направленные на получение дополнительного количества путевок; три ходатайства о выделении дополнительных путевок составлены в единичных экземплярах без указания причин выделения минимального количества дополнительных путевок конкретным лицам (пенсионерам).
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении К.Л. и члену ее семьи - К.Ю. путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию ФСИН за плату в размере, соответственно, 25 процентов и 50 процентов стоимости таких путевок за 2024 год суд первой инстанции исходил из того, что 2024 год еще не закончился и необходимые путевки могут быть выделены ответчиком добровольно, что будет являться восстановлением нарушенного права К.Л. во исполнение положений
ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ 2О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что непредоставление К.Л. и члену ее семьи (супругу) К.Ю. в 2021, 2023 и 2024 годах путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости таких путевок, право К.Л. на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не нарушает, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания непредоставления К.Л. и члену ее семьи (супругу) К.Ю. в 2021, 2023 годах путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости таких путевок незаконным.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение сотрудникам, уволенным из уголовно-исполнительной системы, и членам их семей, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится исходя из фактически имеющегося количества путевок и в порядке очередности подачи заявлений; отказ в предоставлении путевок вызван тем, что общая потребность в путевках в 2021, 2023 годах, в 1 квартале 2024 г. значительно превысила количество имеющихся путевок, а правом на первоочередное (преимущественное) предоставление путевки К.Л. не обладает и не связан с отсутствием у К.Л. права на санаторно-курортную путевку. Право на получение путевки, К.Л. не утрачено и может быть реализовано в установленном законом порядке, вместе с тем, данное право не является безусловным, оно ограничено
ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о праве на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а иные ограничения следуют из
Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2006 г. N 358, предусматривающей порядок отбора лиц, направляемых на лечение и отдых, осуществляемый санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, которым по лимиту выделяются путевки в здравницы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку данные выводы соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям и установленным по делу обстоятельствам, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
(ч. 1 ст. 1).
С целью обеспечения реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в указанных органах, и членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в
ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в числе прочих закреплены специальные гарантии в виде санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Согласно
ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в
ч. 8 ст. 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2006 г. N 358 утверждена
Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе.
В силу
п. 1 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний обеспечиваются в том числе сотрудники, уволенные из уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию, имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) и члены их семей - супруга (супруг), несовершеннолетние дети.
Отбор лиц на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляются в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, которым по лимиту выделяются путевки в здравницы (
п. 3 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе).
Пунктом 7 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством правом на первоочередное ежегодное (один раз в году) получение путевок в здравницы пользуются: лица из числа сотрудников, рабочих и служащих учреждений и органов УИС - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей (супруги, дети в возрасте до 18 лет, родители, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения); лица из числа сотрудников, рабочих и служащих учреждений и органов УИС, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России"; сотрудники, выполняющие (выполнявшие) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона; сотрудники, уволенные из УИС с правом на пенсию, - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, местом последней работы которых являлась УИС (при неполучении данной меры социальной поддержки в поликлинике); сотрудники, уволенные из УИС с правом на пенсию, - Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, местом последней работы которых являлась УИС (при неполучении данной меры социальной поддержки в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в поликлинике); пережившие супруги и родители сотрудников - Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы независимо от даты смерти (гибели) Героя, полного кавалера ордена Славы; сотрудники, получившие ранение, контузию или увечье при исполнении служебных обязанностей, направленные в лечебно-оздоровительное учреждение после госпитального лечения.
Согласно
п. 8 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе в соответствии с федеральным законодательством преимущественным правом на ежегодное получение путевок в здравницы пользуются: нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, ветерана боевых действий, сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на получение) по линии УИС в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Санаторно-отборочные комиссии создаются в центральном органе и учреждениях УИС соответствующими приказами для осуществления отбора лиц для направления на лечение и отдых. (
п. 38 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе).
Задачей санаторно-отборочных комиссий является медицинский отбор лиц для направления в здравницы в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями с учетом: наиболее полного охвата сотрудников и пенсионеров УИС, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе; соблюдения установленных законодательством мер социальной защиты сотрудников, пенсионеров УИС; своевременности и очередности обращения за получением путевок в здравницы (
п. 41 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе).
Санаторно-отборочные комиссии: учитывают лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровительном отдыхе; контролируют качество оформления медицинской документации; анализируют дефекты отбора при направлении в здравницы (
п. 42 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе).
Основанием для рассмотрения санаторно-отборочной комиссией вопроса о выделении путевки является справка о рекомендации санаторно-курортного лечения (или состоянии здоровья), рапорт сотрудника УИС, личное заявление пенсионера УИС (
п. 43 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе).
Из изложенного следует, что сотрудники, уволенные из уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию, имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) и члены их семей - супруга (супруг), несовершеннолетние дети на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Лица, имеющие право на первоочередное ежегодное (один раз в году) и преимущественное право на ежегодное получение путевок в здравницы установлены
пунктами 7,
8 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе.
Отбор лиц для направления на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляется санаторно-отборочными комиссиями, создаваемыми в территориальных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Основанием для рассмотрения санаторно-отборочной комиссией вопроса о выделении путевки является справка о рекомендации санаторно-курортного лечения (или состоянии здоровья), рапорт сотрудника УИС, личное заявление пенсионера УИС. Санаторно-отборочными комиссиями отбор лиц на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых осуществляется в строгом соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями. Путевки в здравницы санаторно-отборочным комиссиям выделяются по лимиту.
Принимая обжалуемое судебное постановления, руководствуясь вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные отношения, суд апелляционной инстанции пришел к правомерным выводам о том, непредоставление К.Л. и члену ее семьи (супругу) К.Ю. в 2021, 2023 и 2024 годах путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости таких путевок, право К.Л. на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не нарушает, поскольку отказ в предоставлении путевок вызван тем, что общая потребность в путевках в 2021, 2023 годах, в 1 квартале 2024 г. значительно превысила количество имеющихся путевок, а правом на первоочередное (преимущественное) предоставление путевки К.Л. не обладает и не связан с отсутствием у К.Л. права на санаторно-курортную путевку.
Правильными являются и выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным непредоставление К.Л. и члену ее семьи (супругу) К.Ю. в 2021, 2023 годах путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) ФСИН России за плату в размере, соответственно, 25% и 50% стоимости таких путевок, поскольку право на получение путевки К.Л. не утрачено и может быть реализовано в порядке установленном
ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкцией о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования
ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают, что пенсионер уголовно-исполнительной системы, обладающий необходимым стажем службы и член семьи такого пенсионер - супруг имеют право на ежегодное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Лица, имеющие право на первоочередное ежегодное (один раз в году) и преимущественное право на ежегодное получение путевок на санаторно-курортное лечение определены
пунктами 7,
8 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в уголовно-исполнительной системе. К.Л. к таким лицам не относится, соответственно, правом на ежегодное получение путевки на санаторно-курортное лечение не обладает.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанции, отличное от суда толкование норм материального права, регулирующих спорные отношения, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом апелляционной инстанцией нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 сентября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.Л. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 февраля 2025 г.