Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2025 N 16-3274/2025 (УИД 21MS0024-01-2024-005056-20)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2025 N 16-3274/2025 (УИД 21MS0024-01-2024-005056-20)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Удовлетворено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2025 г. N 16-3274/2025
УИД 21MS0024-01-2024-005056-20
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу главного врача бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 14 февраля 2025 года, решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2025 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 25 декабря 2024 года БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 03 февраля 2025 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 25 декабря 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 14 февраля 2025 года БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 95 000 рублей.
Решением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2025 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 14 февраля 2025 года изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа снижено до 90 000 рублей. В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, главный врач учреждения С. ставит вопрос об отмене решения судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2025 года, вынесенного в отношении учреждения, ссылаясь на его незаконность.
Кроме того, заявленное главным врачом учреждения С. ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины в размере 20 000 рублей до вынесения решения судом, следует оставить без рассмотрения, поскольку в соответствии с
частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подаче кассационной жалобы уплата государственной пошлины не предусмотрена.
В соответствии с
частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 24 апреля 2024 года в отношении БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии, расположенного по адресу: <...> (здание стационара), в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проведен профилактический визит в целях соблюдения контролируемым лицом требований пожарной безопасности, по результатам которого должностным лицом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии учреждению выдано предписание от 24 апреля 2024 года N 2404/019-21/78/ПВПР об устранении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 23 июля 2024 года и до 18 ноября 2024 года.
В срок до 18 ноября 2024 года учреждением не исполнены следующие пункты предписания:
- пункт 6: о необходимости обеспечить автоматическую разблокировку и открывание шлагбаума, установленного на проезде к зданию (допускается ручное открывание указанного шлагбаума с пульта управления) (в нарушение
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- пункт 15: о необходимости подвергнуть обработке огнезащитными составами соответствующей группы огнезащитной эффективности деревянные стропила и обрешетку чердачного помещения (в нарушение
пункта 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
пункта 5.4.5 СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты",
пункта 5.4.5 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты");
- пункт 27: о необходимости электропроводку и кабельные линии освещения привести в соответствующее исполнение "LSLTx" (в нарушение
части 2 статьи 82 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, таблицы 2 ГОСТ Р 31565-2012 "кабельные изделия. Требования пожарной безопасности");
- пункт 31: в здании высотой более 7 метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли, с уклоном кровли более 12 процентов обеспечить ограждения на кровле (в нарушение
части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 7.16 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
- пункт 32: в здании стационара с числом койко-мест более 60, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнить 3-го типа, вместо 2-го типа (в нарушение
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункта 3 приложения N 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2021 года N 1464);
- пункт 35: для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты здания стационара с круглосуточным пребыванием людей необходимо предусмотреть автономный резервный источник электроснабжения (в нарушение
части 1 статьи 82 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ);
- пункт 39: систему противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) необходимо монтировать в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (в нарушение
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 1 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
подпункта "о" пунктов 16,
54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пунктов 4.5,
5.2.1 ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность",
пункта 5.1.6 ГОСТ Р 59639-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре". Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность");
- пункт 40: в коридорах длиной более 15 метров необходимо обеспечить условия естественного проветривания при пожаре. В частности, при замене старых деревянных оконных рам на пластиковые, не учтена нормативная высота расположения верхней кромки открывающейся створки, которая расположена на высоте 2-х метров, при требуемом и возможном выполнении на объекте 2,5 метра (в нарушение
части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" 22 июля 2008 года N 123-Ф3;
пункта 8.5 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование.
Требования пожарной безопасности");
- пункт 41: в здании на путях эвакуации предусмотреть аварийное освещение, включающееся при прекращении электропитания рабочего освещения (в нарушение
частей 2,
9 статьи 82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
пункта 4.3.1 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479);
- пункт 43: коридоры длиной более 42 метров разделить противопожарными перегородками 2-го типа (в нарушение
части 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункта 5.3.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
- пункт 44: привести высоту эвакуационного выхода из лестничной клетки непосредственно наружу (помещение N 11 по паспорту БТИ) не менее 1,9 м (при фактическом измерении составила 1,75 м) (в нарушение
пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
пункта 4.2.18 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы").
По факту невыполнения предписания от 24 апреля 2024 года N 2404/019-21/78/ПВПР в срок до 18 ноября 2024 года, государственным инспектором Цивильского муниципального округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в отношении БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии 11 декабря 2024 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи от 14 февраля 2025 года, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, учреждение привлечено к административной ответственности по указанной норме за неисполнение предписания от 24 апреля 2024 года N 2404/019-21/3-78/ПВПР.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: предписанием от 24 апреля 2024 года N 2404/019-21/78/ПВПР (л.д. 1-6); протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2024 года (л.д. 10-11); запросом об исполнении предписания (л.д. 7); сведениями учреждения об исполнении предписания (л.д. 8); уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 9); выпиской из Единого реестра юридических лиц (л.д. 12-28); иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии квалифицированы по
части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность учреждения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из дела усматривается, что предписание от 24 апреля 2024 года N 2404/019-21/78/ПВПР выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания, является разумным.
Сведений о признании предписания незаконным, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной жалобой не представлено.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со
статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому обоснованно приняты судебными инстанциями и положены в основу обжалуемых актов, что нашло свое отражение в решении судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям
статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе главный врач учреждения указывает об отсутствии вины в совершении вмененного учреждению административного правонарушения, заявляя, что БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии является бюджетным учреждением, нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение предписания вызвано тем, что не выделяется соответствующее финансирование, обращает внимание на то, что требования изложенные в предписании не могли быть исполнены учреждением по уважительными причинам, при этом, со стороны учреждения предпринимались реальные действия, связанные со своевременным исполнением требований выданного предписания.
Данные доводы не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законных предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных постановлений.
Административное наказание назначено БУ "Цивильская ЦРБ" Минздрава Чувашии в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным
части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для изменения наказания не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Указание в описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи в качестве доказательств, подтверждающих вину учреждения протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2024 года, вместо протокола об административном правонарушении от 11 декабря 2024 года, является опиской, подлежит исправлению в порядке
статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Цивильского района Чувашской Республики от 14 февраля 2025 года, решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2025 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного врача бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики С. - без удовлетворения.
Судья
Л.А.ТРЕСКУНОВА